Загадка сфинкса. Значение слова сфинкс в словаре-справочнике мифы древней греции Сфинкс в греческой мифологии

Услышав сочетание слов «Древний Египет», многие сразу представят себе величественные пирамиды и большого Сфинкса - именно с ними ассоциируется загадочная цивилизация, отделенная от нас несколькими тысячелетиями. Познакомимся с интересными фактами о сфинксах, этих таинственных существах.

Определение

Что такое сфинкс? Слово это впервые появилось в Стране пирамид, а позднее распространилось по всему миру. Так, в античной Греции можно встретить похожее существо - прекрасную женщину с крыльями. В Египте же эти создания наиболее часто были мужского рода. Известен сфинкс с лицом женщины-фараона Хатшепсут. Получив трон и оттеснив законного наследника, эта властная женщина старалась править, как мужчина, даже носила специальную накладную бородку. Поэтому нет ничего удивительного, что множество статуй этого времени обрели ее лицо.

Какую функцию они выполняли? Согласно мифологии, сфинкс выступал в роли хранителя гробниц и храмовых построек, вот почему большинство дошедших до наших дней статуй было обнаружено поблизости от подобного рода сооружений. Так, в храме верховного божества, солнечного Амона, их найдено примерно 900.

Итак, отвечая на вопрос, что такое сфинкс, следует отметить, что это статуя, характерная для культуры Древнего Египта, которая, согласно мифологии, охраняла храмовые постройки и гробницы. В качестве материала для создания использовался известняк, которого в Стране пирамид было достаточно много.

Описание

Древние египтяне изображали сфинкса так:

  • Голова человека, чаще всего фараона.
  • Тело льва, одного из священных животных жаркой страны Кемет.

Но такая внешность - не единственный вариант изображения мифологического создания. Современные находки доказывают, что были и другие виды, например с головой:

  • барана (так называемые криосфинксы, устанавливались у храма Амона);
  • Сокола (они назывались иеракосфинксами и чаще всего помещались у храма бога Гора);
  • ястреба.

Итак, отвечая на вопрос о том, что такое сфинкс, следует указать, что это статуя с телом льва и головой иного существа (чаще - человека, барана), которая устанавливалась в непосредственной близости от храмов.

Самые известные сфинксы

Традиция создавать весьма оригинальные статуи с человеческой головой и львиным телом была присуща египтянам с давних пор. Так, первый из них появился во времена четвертой династии фараонов, то есть примерно в 2700-2500 гг. до н. э. Интересно, что первый представитель был женского рода и изображал королеву Гетеферу Вторую. До нас эта статуя дошла, посмотреть на нее может каждый желающий в Каирском музее.

Каждому известен Великий Сфинкс в Гизе, о котором мы поговорим ниже.

Второй по величине скульптурой, изображающей необычное существо, является творение из алебастра с лицом фараона Аменхотепа Второго, обнаруженное в Мемфисе.

Не менее известна и знаменитая Аллея сфинксов у храма Амона в Луксоре.

Самая большая ценность

Наиболее известен во всем мире, конечно, Великий Сфинкс, который не просто поражает воображение своими огромными размерами, но и задает ученому сообществу множество загадок.

Гигант с львиным телом располагается на плато в Гизе (неподалеку от столицы современного государства, Каира) и является частью погребального комплекса, в который также входят три великие пирамиды. Высечен он из монолитной глыбы и представляет собой самое масштабное сооружение, для которого был использован цельный камень.

Споры вызывает даже возраст этого выдающегося памятника, хотя анализ породы и позволил предположить, что ему не менее 4,5 тысячелетия. Какие же особенности этого колоссального монумента известны?

  • Лицо Сфинкса, обезображенное временем и, как гласит одна из легенд, варварскими действиями солдат армии Наполеона, вероятнее всего, изображает фараона Хефрена.
  • Лик гиганта обращен на восток, именно там и располагаются пирамиды - статуя словно оберегает покой величайших фараонов древности.
  • Размеры фигуры, высеченной из монолитного известняка, поражают воображение: длина - более 55 метров, ширина - около 20 метров, ширина плеч - более 11 метров.
  • Ранее древний сфинкс был окрашен, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки краски: красной, синей и желтой.
  • Также у статуи присутствовала борода, свойственная царям Египта. Она сохранилась до наших дней, хотя и отдельно от скульптуры - она хранится в Британском музее.

Гигант несколько раз оказывался погребенным под песками, его откапывали. Возможно, именно защита песка помогла Сфинксу пережить губительное влияние природных катаклизмов.

Изменения

Египетский Сфинкс сумел победить время, но оно сказалось на изменении его внешнего облика:

  • Изначально фигура имела традиционный для фараонов головной убор, украшенный священной коброй, но он был полностью разрушен.
  • Лишилась статуя и накладной бородки.
  • Повреждение носа уже упоминалось. Кто-то винит в этом обстрел армией Наполеона, другие - действия турецких солдат. Также есть версия, что выступающая деталь пострадала от ветра и влажности.

Несмотря на это, монумент является одним из величайших творений древних.

Загадки истории

Давайте познакомимся с тайнами египетского Сфинкса, многие из которых не разгаданы до сих пор:

  • Легенда гласит, что под гигантским монументом имеется три подземных хода. Однако найти удалось лишь один из них - за головой великана.
  • По-прежнему неизвестен возраст самого большого сфинкса. Большинство ученых полагает, что он был построен при правлении Хефрена, однако есть и те, кто считает скульптуру более древней. Так, ее лицо и голова сохранили следы воздействия водной стихии, поэтому и появилась гипотеза, что гигант был возведен более 6 тысячелетий назад, когда на Египет обрушилось страшное наводнение.
  • Возможно, армию французского императора зря обвиняют в нанесении ущерба великому памятнику прошлого, поскольку есть рисунки неизвестного путешественника, на которых гигант уже изображен без носа. Наполеон в то время еще не родился.
  • Как известно, египтяне знали письменность и подробно документировали на папирусах все - от завоевательных походов и строительства храмов до сбора налогов. Однако не найдено ни одного свитка, в котором содержались бы сведения о возведении монумента. Возможно, эти документы попросту не дошли до наших дней. Возможно, причина в том, что великан появился задолго до самих египтян.
  • Первое упоминание о египетском Сфинксе обнаружено в трудах Плиния Старшего, в котором говорится о проведении работ по откапыванию скульптуры из песка.

Величественный памятник Древнего мира еще не открыл нам всех своих загадок, поэтому его исследования продолжаются.

Реставрация и охрана

Мы узнали, что такое Сфинкс, какую роль он играл в миропонимании древнего египтянина. Раскапывать огромную фигуру от песка и частично реставрировать ее пытались еще при фараонах. Известно, что подобные работы проводились во времена Тутмоса IV. Сохранилась гранитная стела (так называемая «Стела сна»), повествующая, что однажды фараону приснился сон, в котором бог Ра велел ему очистить статую от песка, взамен обещая власть над всем государством.

Позднее откопать египетского сфинкса повелел и завоеватель Рамзес II. Затем попытки предпринимались в начале XIX и XX веков.

Теперь посмотрим, как наши современники стараются сохранить это культурное достояние. Фигура была тщательно проанализирована, были выявлены все трещины, памятник закрыли для посещения и в течение 4 месяцев реставрировали. В 2014 году он вновь был открыт для туристов.

История Сфинкса в Египте удивительна и наполнена тайнами и загадками. Многие из них учеными до сих пор не разгаданы, поэтому удивительная фигура с телом льва и лицом человека продолжает привлекать к себе внимание.

Над гробницами фараонов египтяне сооружали статуи сфинксов. В пригороде Каира находится самый древний на планете Большой египетский сфинкс. Статуя высечена из известняка и изображает громадного льва с человеческим ликом.

История появления статуи

Монумент египетского сфинкса расположен вблизи пирамиды Хеопса. Между лапами статуи есть надпись, извещающая о том, что монумент является копией бога Солнца - Хамаркиса. По одной из версий, лицо статуи сделано по подобию фараона Хефрена. Создали ее в период его правления - 2520-2494 г. до н. э.

Через многие годы, статуя была обнаружена под насыпью песка и восстановлена фараоном Тутмосом IV. Среди египтян ходят легенды о возможностях статуи сфинкса не только оберегать гробницы и души мертвых, но и передвигаться.

Сфинкс меняет свое местоположение, когда чем-то недоволен - правительством или отношением к себе. Он уходит в пустыню, где закапывается глубоко в песок. Фараону же приснился бог и сказал, что его тело засыпано песком и просил о помощи, указав точное местонахождение статуи. Во время проведения раскопок была обнаружена статуя, оторванная голова которой мирно покоилась между лапами.

Ступеньки, подводящие к статуе, были сооружены гораздо позже, во времена Римской Империи. Римляне занимались реконструкцией большинства египетских памятников. При обнаружении выемки на голове статуи, люди решили, что это тайный вход в пирамиду, но на деле оказалось, что это было место крепления головного убора, потерянного в песчаной буре.

Ранее считалось, что в сфинксе сооружены потайные ходы, но после длительных исследований, удалось доказать, что туловище сооружено из скалистого выступа, а передняя часть состоит из отдельных каменных деталей.

Размеры постамента:

  • длина - 73,5 м;
  • высота - 20 м.

Материал статуи исследовали посредством введения внутрь металлических труб. Подробные анализы позволили определить в составе останки мумиллитов - морских обитателей крошечных размеров.

Это доказывает, что скала для изваяния была привезена на это место при помощи неизвестного транспортного сооружения. Вторая версия говорит о том, что монумент соорудили из местной скалы, которая по внешним данным была схожа со сфинксом изначально.

Сфинкса считали порталом между нашим миром и Великой пирамидой. Между лапами статуи располагался вход, а внутри был лабиринт, блуждая по которому, человек приходил в исходный пункт. Местоположение правильных ходов было известно египетским жрецам.

В лабиринте путники искали бронзовую дверь, открывающую таинственный Мир пирамиды и ключ к мудрости богов. Доказательств ее существования не было найдено. Если предположить, что дверь была, то она завалена мусором и песком, т. к. с течением времени статуя сильно пострадала.

До нас скульптура дошла в обезображенном виде. Ее нос отбили мусульмане-завоеватели, чтобы правоверные отказались от идолопоклонения, а на самом лице еле заметны следы красной краски. Для египтян статуя осталась символом мудрости и олицетворением физической силы.

Место сфинкса в греческой мифологии

В мифологии Древней Греции, сфинкс - существо, которое изображали в виде полуженщины-полульва, имеющей крылья птицы. Демоница-душитель олицетворяла неизбежность судьбы, человеческие страдания и мучения. В одних легендах ее родителями стали Трифон и Ехидна, в других - Химера и Орф.

Гера наслала сфинкса на Фивы, чтобы опустошить территории и наказать Лаема за совращение Хриссипа. Другая версия говорит, что существо было послано Аресом на Фивы для отмщения за убитого дракона. Существо выбрало для места обитания пещеру на горе неподалеку от городских ворот города. Каждому путнику сфинкс давала задание отгадать загадку. Людей, не справившихся с заданием, она убивала. Ее жертвами стали многие знатные фиванцы, среди которых - сын царя Креонта, Гемон.

Разгадал загадку Эдип. После этого Сфинкс в отчаянии сбросилась с горы. Такова трактовка по Еврипиду. Эсхил преподнес историю по-другому. В его версии, Сфинкс сама отгадывала загадку Силена. Древняя беотийская версия рассказа описывает чудовище, именуемое Фикс. Оно проглатывало своих жертв и обитало на горе Фикион. В ходе жестокого сражения свирепую тварь убил Эдип.

Сфинксы у других народов

Мифическое создание занимало определенное место в мифологии персов, ассирийцев и финикийцев. В их легендах существо изображается в мужском облике с бородой и длинными вьющимися волосами. Чуть позже образ модернизировали и в легендах стали упоминать женских и мужских особей. Здесь сфинксов почитали за их мудрость.

Сфинксы обладают вековыми знаниями, говорят на всех языках и владеют позабытыми видами магии. Их преподносят как адептов использования заклинаний в магических ритуалах. Существа любят драгоценности и книги.

Мужские особи описаны как крупные, обладающие огромной физической силой существа. В порыве злости, бросая вызов, сфинкс издает оглушительный рев, который слышен на сотни миль вокруг. Женские особи намного умнее, наделены мудростью, склонны помогать людям. Покровительствуют поэтам и философам.

Сфинкс в мифологии Египта

Истинное предназначение египетского сфинкса:

  • охранять дом богов;
  • учить людей мудрости;
  • указывать верный путь к знаниям;
  • олицетворять бога Хармахиса на земле.

Бог Хармахис - одна из ипостасей юного Ра. Родителями божественной сущности стали Осирис и Изида. Сет убил Осириса еще до зачатия Хармахиса, но жена при помощи магии вернула его к жизни. Чуть позже, Сет расчленил Осириса, разбросал его останки по миру, в надежде, что Изида не сможет его больше воскресить. Богине пришлось долго скрываться от Сета в топях Нила, чтобы сохранить ребенка в утробе.

В момент рождения божества на небосклоне загорелась красная звезда. Мать защищала свое дитя с помощью магии до его совершеннолетия. На протяжении детства и юности Хармахис успешно обучался и дарил знания другим. В 30-летнем возрасте у него было 12 учеников, которые помогали исцелять больных.

Возмужавший Хармахис вступил в поединок с Сетом, чтобы отомстить за отца. В ходе сражения Сет вырвал у юноши глаз, но не растерявшийся молодой бог вернул его себе и убив Сета, забрал мужское естество противника. При помощи своего глаза, он воскресил отца и стал полноправным правителем Египта. Его отождествляли с победой и силой правосудия.

Существует легенда, в которой Сет является олицетворением тьмы, а Хармахис - света. Их схватка была не единственной, а продолжалась целую вечность, начинаясь на рассвете и заканчиваясь с наступлением сумерек. Их бой - вечная борьба между добром и злом.

Некоторые монументальные сооружения изображают египетского сфинкса как льва с соколиной головой и одним большим глазом во лбу. Египтяне верили, что у бога есть дар ясновидения, который помогает ему каждый раз отличать правду от лжи. Приложив глаз к болеющему человеку, он помогал обрести ясные мысли и увидеть разрешение сложной ситуации. Магия бога заключалась в способности видеть глазами полными любви, не кривя душой, не будучи избирательным и не тая злобы в сердце.

Чуть позже трактовка о боге-правителе была отодвинута на задний план, т. к. к власти стали допускаться особы не королевских кровей, что изменило отношение к фараонам на корню. Хармахис стал не верховным богом, а сыном бога Ра. В дальнейшем божественный потомок был предан одним из своих учеников. Хармахиса распяли на кресте и похоронили. Пролежал он так 3 дня, а затем воскрес.

Исторические загадки

Относительно происхождения египетского сфинкса до сих пор идут споры. Его существование окружено тайнами и загадками:

  1. Под монументом расположено 3 подземных хода. Удалось найти только один, располагающийся за головой статуи.
  2. Точное время возникновения монумента установить не удалось. Существуют исторические доказательства, что его построили задолго до начала правления фараона Хефрена.
  3. Обвинения французского императора Наполеона и его армии в разрушении лица статуи могут быть беспочвенными, т.к. имеются зарисовки древнего путешественника, изображающие постамент уже без носа и датированы они временами, когда Бонапарт еще не был рожден.
  4. О возведении монумента нет ни одного упоминания в записях египтян. Народ тщательно документировал информацию о затратах на все построения.
  5. Первые упоминания о статуе встречаются в записях Плиния Старшего. В них указана информация о раскопках, в ходе которых памятник был освобожден из песочного плена.

Реставрационные работы

Первым фараоном, которому удалось освободить статую от песка полностью, был Тутмос IV. Позже монумент приказал откопать Рамзес. Затем попытки реставрации были предприняты в XIX-XX в.

В наши дни ведется активная работа по восстановлению и укреплению монумента. Статую закрыли на 4 месяца и тщательно анализировали состав материала, определяли возможности укрепления фундамента. Все трещины были изолированы при помощи современных строительных материалов. Для туристов памятник стал доступным в 2014 г.

Большой сфинск - одна из самых ценных статуй Египта. Над загадками памятника до сих пор трудятся ученые всего мира. Документация относительно его происхождения отсутствует, поэтому до конца понять, когда его соорудили, так и не удалось. В мифологии сфинкс предстает перед людьми в разных ипостасях. Несет в себе мудрость веков, помогает пролить свет на решение сложных проблем и является стражем мира богов.

«— Кстати говоря, “Сфинкс” — это далеко не истинное наименование данного сооружения. Это вообще греческое слово, означающее “тот, кто душит”, возникшее от глагола “сжимать”, “удушать”. Так эту статую называли греки, поскольку, пребывая в Египте, ассоциировали её с персонажем своих древнегреческих легенд — Сфинга (Сфинкс). Сфинга у греков означало сказочное животное с головой и грудью женщины, туловищем льва, крыльями птицы. Это существо по легенде обитало на скале близ Фив и задавало прохожим неразрешимую загадку и когда не получало ответа, то душило их. Поскольку где-то их легенда перекликалась с древнеегипетскими легендами о расправе богини Сахмет (львице с человеческим лицом), дочери бога Ра, с непокорными людьми, то это название так и осталось в истории.

Хотя отмечу, что греческая легенда родилась из более древней версии о хищнице Фикс, обитавшей в Беотии на горе Фикион — свирепом чудовище, способном заглатывать свою добычу. В жестоком сражении её одолел Эдип. А сам образ Сфинга родился у греков под влиянием малоазийского образа крылатой полудевы-полульвицы.

Что же касается большого Сфинкса, то, на самом деле, в Египте его именовали как Хармахис, который олицетворяли с восходящим на Востоке солнцем и символом воскрешения. Но эти понятия вытекали из более ранних представлений о большом Сфинксе как о “Страже дома богов”. И это не случайно. Так как это сооружение охраняет тайну пути, ведущего к Храму Лотоса — одной из древнейших подземных построек в этом месте».

Из этого интересного и содержательного отрывка текста можно сделать несколько выводов:

  1. На самом деле большого Сфинкса называли Хармахис;
  2. Греки именовали его Сфинксом. Основанием для такого названия послужила местная легенда о Сфинге. Опять-таки, легенда о Сфинге появилась из более древнего повествования о Фиксе;
  3. Изображение сфинкса было распространено в Египте и Малой Азии и совмещало в себе черты человека и различных животных;
  4. Большой Сфинкс служит стражем дома Богов.

О Большом Сфинксе в Интернете и книгах Анастасии Новых выложено очень много материала. Изложенной информации для анализа и изучения более, чем достаточно. Но всё же, может, отойдём немного в сторону от общепринятых теорий изучения большого Сфинкса и посмотрим на Сфинкса как на стража дома Богов, но не того, который скрыт под ним. Иного.

Так пусть и дальше будем называть Хармахиса Большим Сфинксом, просто хотя бы для того, чтобы избежать путаницы. Наш мозг уже привык к этому названию, и вместе с упоминанием Большого Сфинкса сразу же возникает его величественный профиль.

Что такое Хармахис, Сфинкс/Сфинга и Фикс

Современный толковый словарь издательства «Большая Советская Энциклопедия» предложил следующее толкование:

  • ХАРМАХИС (Хор-Эм-Ахет) (др.-егип. Гор на небосклоне), в египетской мифологии одна из ипостасей бога Гора, связанная с культом солнца. Изображался в виде сфинкса или льва с головой сокола.

О Сфинксе или Сфинге в Интернет-пространстве можно узнать следующее:

  • Сфинкс (др. греч Σφίγξ, Σφιγγός, сфинга, собств. «душительница») — зооморфное мифическое существо.
  • В древнеегипетском искусстве — животное с телом льва, головой человека или (реже) — головой сокола или барана.
  • В древнегреческой мифологии — чудовище с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка, персонаж легенды об Эдипе.

Греческий миф об этом мифическом создании легко можно найти. Сфинкс или Сфинга в древнегреческой мифологии — это крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она — порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкс связано с глаголом «сфинго» — «сжимать, удушать». Насланная Герой на Фивы в наказанье за совращение Лаем юного Хрисиппа, она расположилась на горе близ Фив (или на городской площади), и задавала каждому проходившему загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала, и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удручённый горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Когда загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царём.

Этот вариант мифа появился из своей более древней версии, в которой первоначальным именем хищницы, обитавшей в Беотии на горе Фикион, было Фикс (здесь её родителями названы Орф и Эхидна). Древняя Фикс была свирепым чудовищем, способным заглатывать добычу. Её одолел Эдип с оружием в руках в ходе жестокого сражения. Сам образ Фикс возник под влиянием образа крылатой полудевы-полульвицы, распространённого в Малой (Передней) Азии.

Чем глубже вникаешь в этот вопрос, тем больше он вызывает недоумение. Как можно было отождествлять столь разные сущности? Как их можно было связать?

Почему греки назвали Большого Сфинкса этим именем? Ведь он олицетворяет воплощение бога Гора, надежду на воскрешение, а Фикс - это вообще свирепое чудовище, заглатывающее свою добычу. Большой Сфинкс вмещает в себе образ льва. Богиня Сехмет изображалась с головой львицы и телом женщины. Фикс тоже появилась из образа полудевы-полульвицы. Может, поэтому греки дали этому изваянию такое имя? По сути, легенда о Фиксе где-то похожа на древнеегипетскую легенду о богине Сехмет. Сехмет была супругой бога Птаха, богиней войны и грозным оком бога Солнца Ра. Она изображалась с головой львицы и телом женщины. Известна она была своей расправой с непокорными людьми, что немного схоже с образом Сфинги. Давайте отметим, что Сехмет расправлялась именно с непокорными. Здесь есть ещё о чём подумать. Как связаны между собой Хармахис и Сехмет? Может потому, что Сехмет охраняла фараона. А комплекс пирамид в Гизе официально признается как гробница фараонов . Здесь есть связь, но мне интересно разобраться в другом.

Посмотрим на сфинкса. Поиск изображения сфинкса дал разнообразные результаты. Теперь можно разделить, что есть скульптуры сфинксов, которые во множестве распространены в Малой (Передней) Азии, Египте, есть скульптура Большого Сфинкса и есть изображения Сфинга/Фикса. Изображения сфинкса также были распространены в Греции. К примеру, там даже монеты чеканились с их изображением. Среди скульптур сфинксов есть такие, которым придан именно такой образ. Он совмещает в себя части тела человека, льва, орла и быка; этот образ несёт в себе уже знакомые нам черты.

Образы человека, льва, орла и быка в свете истинных Знаний используются для объяснения энергетической конструкции Человека, его четырёх Сущностей. И через образ сфинкса в древнегреческой мифологии идёт указание на четыре Сущности как собирательный облик чудовища, совмещающего в себе человека, льва, орла и быка.

О значении человека, льва, орла и быка в исконных Знаниях хорошо написано в книге Анастасии Новых «АллатРа» , особенно в том отрывке, где дается описание иконы «Спас в силах».

Приведу цитату из этой книги:

«Ригден: Более того, на иконе “Спас в Силах” Христос изображён на фоне геометрических фигур. В частности, на заднем плане находится красный квадрат, по углам которого расположены крылатый человек, лев, телец и орёл.

Анастасия: То есть символы четырёх Сущностей на фоне красного квадрата.

Ригден: Да. Сейчас в христианстве эти образы (тетраморфы) трактуют как символы евангелистов (соответственно, Матфея, Марка, Луки, Иоанна). Вследствие такой жреческой трактовки, теперь мало кто знает об истинной сути этих символов и их происхождении. А вот “пастве” этой мировой религии их поясняют так: Матфей — это образ крылатого человека. Он был сборщиком податей, поэтому его образ обычно изображают при помощи денежной суммы, копья, меча...

Анастасия: Ну да, образ человека — это символ человеческой природы и желаний, традиционное аллегорическое толкование у древних восточных народов Задней сущности в контексте знаний о четырёх Сущностях.

Ригден: Абсолютно верно, только об этом уже давно никто не помнит. Далее символ Марка — лев, царь зверей. Символ Луки — крылатый бык, где сам бык рассматривается как жертвенное животное.

Анастасия: Так бык ещё в праиндийской цивилизации означал Животное начало, а у большинства древних народов — характеристику Правой сущности человека. А сколько старинных восточных сюжетов посвящено борьбе со львом и победе над ним, как символе укрощения человеком своей самой умной и властолюбивой Левой сущности — опоре Животного начала!

Ригден: Ну так всё просто, когда понимаешь очевидное... А вот символ Иоанна — орёл. Однако изначально в контексте знаний о четырёх Сущностях стояла другая птица. По факту, здесь должен быть изображён сокол, если следовать первоисточникам, откуда жрецы копировали сюжет для своей новой религии. У многих древних народов, в том числе и египтян птица (сокол) являлась символическим обозначением Передней сущности. Орёл — это уже вставка от жрецов в сведения, заимствованные ими у других народов. Но это уже другая тема разговора».

Если рассматривать образ сфинкса как указание на четыре Сущности человека, то сама легенда и вопрос, который задает Сфинг, в греческой мифологии предстают уже в новом, отличительном свете. Если в жизни своей человек совершил правильный выбор, смог побороть в себе Животное начало, правильно ответить на вопрос: «Кто я?» ; то он, как Эдип, способен победить своё Животное начало и войти в царство, которое ему обещано.

В более ранней версии древнегреческого мифа, указания на исконные Знания носили ещё более конкретный характер. Фикс именно заглатывала проигравшего ей в схватке человека. Это так похоже на объяснения ада, которое также приведено в книге «АллатРа »:

«Кстати, на санскрите “ад” (транскрипция русскими буквами) означает “есть, глотать, поглощать”, или, говоря древнерусским языком, — “жрать”. Этот материальный мир считался древними людьми как раз тем местом, что нынешние религии называют адом и изображался в виде чудовища, которое пожирает людей, их судьбы и Души. Но если человек денно и нощно жаждет спасти свою Душу, работает над собой в каждом дне, то это даёт ему шанс выйти навсегда за пределы материального мира, за пределы страданий и постоянных перерождений».

Не зря легенда говорит о жестоком сражении Эдипа с Фиксой, и оно, по сути, похоже на личный армагеддон человека. Но Человек способен выйти из него победителем. В этом сражении важно сделать правильный выбор и твёрдо следовать намеченному пути. Человек способен одержать победу над своим животным началом, обрести воскрешение в новом для себя качестве как Ангел Божий уйти в Мир Духовный.

Но здесь мне все-таки вновь хотелось бы вернуться к началу этой темы и вспомнить, что Большой Сфинкс создан именно как страж Дома Богов. Само понимание стража довольно интересно в Исконных Знаниях и не раз отражалось в эпосе народов мира. Поэтому на страже, как части легенды о Сфинксе, хотелось бы отдельно остановиться во второй части этого изложения.

Страж

Легенда о Сфинксе — один из примеров того, как в древних верованиях, сказаниях, сказках. мифах и легендах нашли свое отражение Исконные Знания. Они раскрываются идущему по Духовному пути. Но бывает, когда в таких красивых и поэтических произведениях скрыто нечто большее. Когда неясная связь легкой тенью скользит от древней Греции к еще более мудрому древнему Египту . В Исконных Знаниях победа Человека над своим Животным началом неизменно сопровождается прохождением им стража.

Стражем, охраняющим Дом Богов, является Хармахис. Да правильно, первый взгляд на комплекс в Гизе создает впечатление, что Большой Сфинкс охраняет пирамиды. Но все-таки его основное предназначение — это Храм Лотоса. Под ним скрыто это подземное сооружение, вход в которое расположен в лапах Льва. Хотя все же Домом родным для каждого человека есть Мир Духовный. Мир, где в Любви живут Ангелы, о котором так сказано в предисловии к книге Анастасии Новых «АллатРа» .

Для меня Хармахис является логическим завершением легенды о Сфинксе, которая так красиво и незатейливо указывает на историческую личность — Гора. Гор был реальным лицом, жившим и правящим в Египте на протяжении многих лет. Нас приучают к тому, что персонажи в легендах и мифах выдуманы. Так можно было бы и относится к этому человеку. Но вот египетский жрец Манафон оставил нам более чем конкретное упоминание о нём. В книге Анастасии Новых «Эзоосмос. Исконный Шамбалы» говорится о Горе как о сильной духовной личности. Его деятельность неразрывно связана с духовным развитием человечества. И древние египтяне, сознавая ценность полученных знаний, стремились закрепить их в народном творчестве, памятниках архитектуры, культуры и быта, в том числе и изваянии Большого Сфинкса. Ведь не зря первоначально это величественное изваяние назвали Хармахис, что означает «Гор на небосклоне».

Если писать о Горе, то полагаю обязательно надо начать с Осириса - отца Гора. Осирис унаследовал трон правителя Египта и стал править им с добротой мудрого правителя. Египтяне признают, что это были поистине золотые времена для их страны. Много народов покорилось Осирису без какого либо принуждения, добровольно. И во всех делах этого правителя ему верной подругой и помощницей была его жена - Исида. Но Осирис был умерщвлен Сетом, как говорят, без пролития и капли божественной крови. Потом со временем тело Осириса было расчленено Сетом на 14 частей и разбросано по территории Египта. Исида собрала все части тела Осириса и на тех местах, где их находили, построены 14 храмов. От этих отстроенных храмов и развивался Египет в дальнейшем.

Гор вырос и победил Сета. Он смог оживить своего отца, но Осирис не пожелал вернуться в мир материальный и остался в мире загробном. Он передал власть Гору, который и занял трон правителя Египта. У Гора были 4 сына: Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебексенуф. Четверо сыновей Гора, в изначальном духовном смысле, и есть четыре Сущности человека. Они присутствуют на суде Осириса и им определена роль защитников трона Осириса. В обретенных знаниях сказано, что победив свое Животное начало, человек подчиняет себе четыре Сущности и они становятся все защитниками. И ещё один факт о защитниках: Тот повелел египтянам хранить и защищать Гора, когда его родила Исида, сказав при этом, что без него Египет погрузится во мрак и хаос.

Будучи спасённым, после своего становления Гор, если образно выражаться, стал стражем Дома Богов. В Знаниях отдельно выделено, что идущий по Пути духовного развития Человек обязательно должен с ним встретится, ответить искренне и честно на вопрос: «Кто я?», победить свое Животное начало и сдать самый главный экзамен в Жизни. Гор может быть и не является напрямую тем самым Стражем (хотя откуда мне знать доподлинно), но через образ его переданы Знания о пути Бессмертия. О прохождении этого Стража так вдохновенно написала Анастасия Новых в книге «Сэнсэй-IV» :

«Духовный опыт — это результат жизни, в которой твоя духовность должна проявляться во всём: в мыслях, поступках, действиях, духовных практиках и, в первую очередь, помощи людям во имя добра, ибо это есть самый ближайший путь к Богу. Любовь человека не тщетна, ибо она очищает душу и дарует силу созидания. Молитвы и медитации не бессмысленны, ибо они есть такое же благо для духовного роста человека, как питание для плода, набирающего силу. Упование на Бога не ложно, ибо в нём сокрыто сущее, что связывает нас непосредственно с Ним. Так что быть настоящим Человеком и истинно приближаться к Богу — это значит с каждым днём всё больше проявлять в мир Свет своей души и добиться того, чтобы в этом Свете не было даже намёка на присутствие тени. Только тогда вы сможете пройти Стража и воссоединиться с истинным Источником Света».

Давайте посмотрим на изображение Стража, нарисованного Анастасией Новых. Как-то он мало похож по виду на Гора или Большого Сфинкса, но мне кажется суть у них очень близкая.

Пройдя Стража, сдав экзамен на духовную зрелость аттестационной комиссии под председательством Владыки Шамбалы, Человек ещё при жизни смело проходит в Мир Духовный или, говоря иными словами, в Дом Богов и сам становится частью Беспредельного.

Так в легендах древней Греции, в символике Египта сохранились зерна духовных Знаний о сути Человеческой жизни. Кроме Большого Сфинкса можно найти другие источники истинных Знаний. Но в то же время, на основе легенды о Сфинге/Фиксе видно, как сознание противится процессу духовного освобождения Человека, как неуклонно оно затирает исконные Знания, искажает их. Да, дьяволу под силу исказить истинный смысл духовных Знаний в умах людей, но затереть Большого Сфинкса он не может. Ибо само время боится Пирамид

СФИНКС

(Сфинга) — крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив. Порождение Ехидны и Тифона, по другим мифам - порождение Орфа, сестра Цербера, химеры и др. Задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не получив ответа, пожирала их. Загадку Сфинкс (“кто утром ходит на четырех ногах, в полдень на двух, вечером на трех”) разгадал Эдип (его ответ: “человек — в детстве, зрелости и старости”); после чего Сфинкс бросилась со скалы.

// Гюстав МОРО: Эдип и Сфинкс // Франц фон ШТУК: Сфинкс // Франц фон ШТУК: Поцелуй Сфинкс // Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Сфинкс // Валерий БРЮСОВ: Сфинкс // Константинос КАВАФИС: Эдип

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СФИНКС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СФИНКС в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:
    в греческой мифологии чудовище, порожденное Тифоном и Ехидной с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Согласно древним …
  • СФИНКС в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - в Древнем Египте статуя, изображающая фантастическое существо (духохранитель, воплощение царской власти) с телом льва и головой человека (часто портрет …
  • СФИНКС в Энциклопедии Биология:
    , порода бесшёрстных кошек. Родом из Канады. Результат мутации короткошёрстной домашней кошки. Котята родятся с бархатистой шёрсткой, но по мере …
  • СФИНКС в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Sphinx, ?????). Чудовище женского рода, имевшее крылатое туловище львицы, а голову и грудь женщины. Оно жило близ Фив на скале …
  • СФИНКС в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии чудовище, порождённое Тифоном и Эхидной, с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Насланная Герой …
  • СФИНКС в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Легендарный монстр с человеческой головой и телом льва. Сфинксы могли быть и мужского и женского пола, но все же чаще …
  • СФИНКС в Большом энциклопедическом словаре:
    (Сфинга) 1) в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не …
  • СФИНКС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Sjigx) - в греческой мифологии демон-душитель в образе полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки. Название С - греческого …
  • СФИНКС
    [греческое] 1) в древнем египте колоссальных размеров камен нал фигура лежащего льва с человеческой головой; 2) в мифологии древних греков …
  • СФИНКС в Энциклопедическом словарике:
    а, м., одуш. 1. В древнегреческой мифологии: крылатое чудовище с туловищем льва, с головой и грудью женщи-ны, задававшее неразрешимые загадки …
  • СФИНКС в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. 1. В Древнем Египте: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой; вообще скульптурное изображение такой фигуры. 2. …
  • СФИНКС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Сфинга), в греч. мифологии крылатая полуженщина-полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, не получив ответа, …
  • СФИНКС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (?????) ? в греческой мифологии демон- душитель в образе полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки. Название С. ? …
  • СФИНКС в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -а, м. 1) В Древнем Египте: каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой как олицетворение власти фараона. Сфинксы, как утомленные …
  • СФИНКС в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. sphinx) 1) в Др. Египте - каменная фигура лежащего льва с человеческой головой, 2) в древнегреческой мифологии - …
  • СФИНКС в Словаре иностранных выражений:
    [гр. sphinx] 1. в др. египте - каменная фигура лежащего льва с человеческой головой, 2. в древнегреческой мифологии - крылатое …
  • СФИНКС в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • СФИНКС в словаре Синонимов русского языка:
    бабочка, герой, обезьяна, павиан, полуженщина, полульвица, …
  • СФИНКС в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. 1) Каменное изваяние лежащего льва с человеческой головой, олицетворявшее власть фараона (в Древнем Египте). 2) Крылатое чудовище с …
  • СФИНКС в Словаре русского языка Лопатина:
    Сфинкс, -а (мифол.) и сфинкс, -а (скульптурное изображение мифол. существа; нечто загадочное, …
  • СФИНКС в Орфографическом словаре:
    сфинкс, -а (мифол.) и сфинкс, -а (скульптурное изображение мифол. существа; нечто загадочное, …
  • СФИНКС в Словаре Даля.
  • СФИНКС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Сфинга) , 1) в греческой мифологии крылатая полуженщина, полульвица, обитавшая на скале близ Фив; задавала прохожим неразрешимую загадку и затем, …

Или Орф

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства , наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II . Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса (Большой сфинкс) , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе .

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы - например, фараона .
  • Храмы бога Гора украшали сфинксами с головой сокола - иеракосфинксами
  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана - криосфинксы .

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

Римский сфинкс повторял греческого.

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её . По ещё одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс» .

Индия

Пурушамрига.

Сфинкс в искусстве классицизма

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании ».

Сфинксы являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожему на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.