Диалог в строчку примеры. Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Инструкция

Начать нужно с определения, какими членами предложения являются слова. Сперва определите подлежащее и сказуемое - грамматическую основу. Так у вас уже будет вполне определённая "печка", от которой можно будет "плясать". Затем распределяем по членам предложения остальные слова, учитывая то, что все они делятся на подлежащего и группу сказуемого. В первую группу , во вторую - дополнение и обстоятельство. Учтите и то, что некоторые слова не являются членами предложения (например, союзы, междометия, вводные и вставные конструкции), а и так, что сразу несколько слов все вместе составляют один член предложения (деепричастные и причастные обороты).

Итак, у вас уже есть -то начальная схема предложения. Если вы уберёте сами слова и оставите только линии, которыми подчёркиваются члены предложения, то это уже можно считать схемой. Однако, предположим, в вашем случае всё сложнее. У вас, например, предложение осложнённое, то есть, например, в нём есть деепричастный оборот. Такой оборот полностью подчёркивается как обстоятельство, а на схеме будет отделяться от остальных линий вертикальными чёрточками: ,|_._._._._|,

Если у вас сложное предложение, то на схеме нужно будет отразить все предикативные части, которые вы найдёте в этой громаде. Предикативную часть можно выделить посредством поиска в предложении всех грамматических основ: одна грамматическая основа - одна предикативная часть. То есть, если у нас сложносочинённое предложение (то есть, части в нём равноправны и одна от другой никак не зависит), то обе части мы будем выделять квадратными скобками, а между ними поместим знак препинания и союз, который их соединяет: , и .

Если же у вас сложное предложение, то вам придётся показать все взаимосвязи между частями, поскольку в таком предложении одна часть подчиняется другой. Та, которой подчиняются, - главная, та, которая подчиняется, - придаточная. Главная обозначается квадратными скобками, придаточное - круглыми: , (который...). Такая схема будет уместна для предложения, например: "Мы увидели дом, который построил Джек", и предложение будет сложноподчинённым с придаточным определительным.

При составлении схемы учитывайте требования вашего преподавателя, поскольку требования эти могут различаться. Также не забывайте, что схема - это как бы прелюдия к разбору предложения, поэтому чем больше вы напишете в схеме, тем больше сможете понять и потом сказать. Но не перегружайте схему: например, зачастую ни к чему показывать на схеме большого сложноподчинённого предложения все члены предложения, которые там есть. Можно отметить только грамматическую основу.

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала:
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    1. Познакомить учащихся с понятием “диалог”.
    2. Развивать умения и навыки составлять диалог на предложенную тему, расставлять знаки препинания при диалоге.
    3. Воспитывать культуру речи.

    Ход урока

    Психологический настрой на урок:

    – Я в школе на уроке,
    – Сейчас я начну учиться.
    – Я радуюсь этому.
    – Внимание мое растет.
    – Я как разведчик все замечу.
    – Память моя крепка
    – Голова мыслит ясно.
    – Я хочу учиться.
    – Я готов к работе.
    – Я работаю.

    У: Спасибо. Мы настроились на рабочий лад.

    – Сегодня, ребята, у нас будет не совсем обычный урок. Вы попробуете себя в роли актёров, экспертов по русскому языку, писателей и даже редакторов.

    А цели и задачи для всех нас будут общие: мы должны будем решить

    – что такое диалог?
    – где он встречается в речи?
    – как выделяется на письме?

    Но без вашей помощи, вашего активного участия в работе это будет трудно сделать.

    – Итак, откройте тетради, запишите дату, вид работы (классная работа), тему урока.
    – А сейчас учащиеся вашего класса инсценируют небольшое стихотворение О.Григорьева “Яма”.

    Ваша задача будет состоять в следующем: внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопросы:

    – Сколько персонажей участвует в разговоре?
    – Кто из персонажей диалога заслуживает осуждения и почему?

    Инсценирование стихотворения.

    – Яму копал?
    – Копал.
    – В яму упал?
    – Упал.
    – В яме сидишь?
    – Сижу.
    – Лестницу ждешь?
    – Жду.
    – Яма сыра?
    – Сыра.
    – Как голова?
    – Цела.
    – Значит живой?
    – Живой.
    – Ну, я пошла домой.

    – Итак, разговор двух или нескольких лиц называется диалогом.

    – А в каком стиле речи чаще всего используется диалог? (В разговорном стиле, в обыденной, повседневной речи: в школе, на улице, дома.) Мы сталкиваемся с элементами диалога каждый день.

    Работа с терминами “диалог”.

    МОНО
    ПОЛИ
    ДИА лог
    ЭПИ
    ПРО

    ДЖОТ ТОТС На каждом листочке бумаги придумайте одно слово, связанное с понятием “диалог” (например: беседа, информация и т.д.). проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги, положите в центр стола лицевой стороной вверх. У каждого из вас по 4 листочка. Итого в центре стола получится 16 листочков. Слова не должны повторяться.

    Теперь оставьте на столе любые 9 карточек по три ряда.

    ТИК-ТЭК-ТОУ Каждый член команды составляет по 1 предложению, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали) из этих 9 карточек. Выберите лучшее предложение и зачитайте.

    Чтение, размышление. Скажите пожалуйста сколько времени спросила Ольга.

    1. Перед вами предложение с прямой речью. Запишите его, расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему. Помогаем партнерам по столу.

    2. Посмотрите, как оформляется диалог на письме.

    Вообразите же моё удивление, когда на рассвете меня разбудил чей-то тоненький голосок. Он сказал: А:
    – Пожалуйста... нарисуй мне барашка! – П!
    – А?.. – П?
    – Нарисуй мне барашка, – попросил голосок. – П, – а.
    (Антуан де Сент-Экзюпери.)

    Итак, какие знаки препинания ставятся при диалоге?

    • Слова каждого из участников диалога называются репликой.
    • Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.
    • Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

    Наблюдение над языком.

    Сейчас мы познакомимся с вами с небольшим шутливым стихотворением, и вы должны подумать и ответить:

    – Есть ли в этом стихотворении диалог, и в каком стиле речи он встречается?
    – Согласны ли вы с героем стихотворения? Почему он не прав?

    Выразительное чтение стихотворения Григория Граубина “Ленительный падеж”.

    Спросили Лежебокина:
    – А ну-ка, расскажи,
    За что так ненавидишь ты,
    Не любишь падежи?
    Давным-давно все школьники
    Их знают назубок.
    И за два года выучить
    Лишь ты один не смог.
    Ответил он рассерженно:
    – В том не моя вина.
    Пусть им, сперва, ученые
    Изменят имена.
    Ведь я падеж творительный
    Нарочно не учу:
    Трудиться,
    А тем более
    Творить
    Я не хочу.
    Такой падеж, как Дательный,
    Я с детства не терплю.
    Давать, делиться чем-нибудь
    С друзьями не люблю.
    Предложный ненавижу я:
    Чтоб не учить урок,
    Приходиться выдумывать
    Какой-нибудь предлог.
    А на падеж Винительный
    И вовсе я сердит.
    Отец во всякой шалости
    Всегда меня винит.
    – Да, переделка, кажется,
    Серьезная нужна.
    А сам бы смог ты новые
    Придумать имена?
    – Давно придумал:
    Взятельный,
    Грязнительный,
    Лежательный,
    Грубительный,
    Ленительный
    И, наконец, Простительный !

    – Ребята, а нет ли среди вас Лежебокина? Хорошие ли вы друзья?

    Микс-Фриз-Груп под музыку двигаются, музыка останавливается и задается вопрос, требующий числового ответа, дети должны объединиться:

    1. Сколько падежей в русском языке? (6) Назовите их.
    2. Сколько лиц, как правило, участвует в диалоге? (2)
    3. Сколько главных членов предложений в русском языке? (2) Назовите их.
    4. Сколько второстепенных членов в русском языке? (3) Назовите их.

    – Где же ещё может встречаться диалог? (В художественном произведении – художественный стиль.)
    – А в сказках используется диалог?

    Братья молча постояли
    да в затылке почесали.
    “Спрос не грех. Прости ты нас, –
    Старший молвил, поклонясь: –
    коли так, не заикнуся
    уж о том”. – “я не сержуся, –
    тихо молвила она: –
    и отказ мой не вина”.
    Женихи ей поклонились,
    потихоньку удалились,
    и согласно все опять
    стали жить да поживать.

    Давайте постараемся вспомнить из какой сказки этот отрывок? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкин.)

    – Кто с кем разговаривает?
    – Почему царевна отказывает братьям?

    Наблюдение над языком.

    – Но иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

    Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (Вырываем, уничтожаем.)

    – Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: “Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?”

    Серёжа вернулся из кино.
    – Что, хорошая была картина? – Спросил я.
    – Ух, и здорово!– ответил он. – Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете… Ну, словом, просто здорово…Понимаете?
    Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

    КЛОК БАДИС Встретьтесь с партнером на 3 часа дня и обсудите с ним ответ на этот вопрос.

    – Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.
    – А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

    Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

    – Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (Вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику.)
    – Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

    Примерный диалог.

    – Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.
    – А его нет дома.
    – Пусть он перезвонит мне, когда придёт.
    – Обязательно передам.
    – Спасибо большое. Извините за беспокойство.

    Итоги урока:

    – Таким образом, что мы сегодня узнали о диалоге?

    1. Диалог – разговор двух или нескольких лиц.
    2. Диалог состоит из реплик и слов автора.
    3. Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.
    4. Знаки препинания ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.
    5. Диалог используется в разговорном и художественном стилях.
    6. Нужно правильно использовать слова автора при диалоге, избегая слов-сорняков и повторов.

    Билетик на выход.

    Ответить на 1 из этих вопросов, письменно.

    Что такое ДИАЛОГ?
    Какие знаки препинания ставятся при ДИАЛОГЕ?
    В какой речи чаще всего употребляется ДИАЛОГ?
    Как вы понимаете, что такое культура общения?

    Домашнее задание: Составить небольшой диалог на тему: “Разговор по телефону”, используя “волшебные слова”.

    Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

    Способы передачи чужой речи

    Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

    1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

    Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу ».

    2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

    Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу .

    3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

    Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

    4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

    Например: Как говорят поэты , началась осень жизни. (К. Паустовский.)

    Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

    Предложения с прямой речью

    Прямая речь - это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.

    В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.

    Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

    Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать .

    Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.

    Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите! » (Мигал сопровождает действие звал ).

    Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

    Например: Вода в ручьях запела : «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» - спросил Вова. «Надо готовить, - решили ребята, - скворечники к прилету скворцов».

    Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

    Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: - Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

    Прямая речь разнообразна. Ею может быть:

    1. Речь людей:

    а) высказывания людей - обычный состав прямой речи.

    Например: «Ну, ребята, - сказал комендант , - теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною! (А. Пушкин.)

    Было холодно, я три ночи не спал, измучиляя и начал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту! » - закричал я. (М. Лермонтов.)

    А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а? » (В. Драгунский.)

    Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом: - Купи шкуру, заведующий. (К. Паустовский.)

    б) дословная передача в составе прямой речи высказывания другого лица.

    Например: ...Любочка сама хотела писать тебе, но изорвала уже третий лист бумаги и говорит: «Я знаю, какой папа насмешник: если сделать хоть одну ошибочку, он всем покажет ». Катенька все так же мила, Мими все так же добра и скучна . (Л. Толстой.)

    2. Внутренняя речь, то есть мысли людей.

    Например: Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, - а каково мне? » (Л. Толстой.) Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! «Пусть не разгляжу ничего подробно, - думал я , - зато я все видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама... » (Ф. Достоевский.)

    3. Различные надписи, цитирование чужого текста.

    Например: «Милый мой старик, - читала Татьяна Петровна , - вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая - и вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!» (К. Паустовский.) К. Чуковский пишет: «Образность поэзии Некрасова была ее величайшею силою ».

    4. Высказывания различных существ, предметов , которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить: высказывания животных и их внутренняя речь, высказывания мифических существ, растений, предметов неживой природы.

    Например: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. <...> Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! » (А. Чехов.)

    Заходил Садко в палату белокаменну:
    Сидит в палате царь морской,
    Голова у царя как куча сенная.
    Говорит царь таковы слова:
    - Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
    Век ты, Садко, по морю езживал,
    Мне, царю, дани не плачивал.

    (Былина «Садко».)

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

    В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

    Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).

    Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:

    Схема предложен я с прямой речью
    Пример

    «П», - а.


    «П?» - а.


    «П!» - а.

    «П...» - а.

    «Лесть и трусость - самые дурные пороки », - громко промолвила Ася.

    «Не пишешь ли ты стихов? » - вдруг спросил Петр Иванович.

    «Ой, да тут глубоко! » - со смехом сказала она.

    «А ты меня не пугай... » - равнодушно попросила она.

    А: «П».


    А: «П?»


    А: «П!»


    А: «П...»

    Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую ».

    Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт? »

    Мишка кричит: «Здорово получается! »

    Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли… ».

    III. Прямая речь разрывается словами автора:

    Если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

    Если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них - точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

    Если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

    При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы.

    «П, - а, - п».

    «П, - а. - П».

    «П? - а. - П».

    «П! - а. - П».

    «П... - а. - П».

    «Сегодня, - сказала сестра , - нам нужно уезжать ».

    «Нам придется здесь ночевать, - сказал он . - В такую метель через горы не переедешь ».

    «Что вы говорите? - воскликнула Марья Гавриловна .- Как это странно! »

    «Здравствуйте, товарищи! - крикнул он им .- Здорово ».

    «Не надо... - сказал Вершинин . - Не надо, парень ».

    «Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил : - Что молчишь? »

    «Что же мне делать? - подумал он, а вслух сказал: - Ладно, иду с вами ».

    А: «П», - а.

    А: «П?» - а.

    А: «П!» - а.

    Он бросил через плечо: «Иди за мной», - и не оглядываясь зашагал по коридору.

    На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне вразумительного ответа.

    Ему приказывают: «Стреляй!» - и он стреляет.

    ДИАЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ

    Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога

    Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

    Диалог (от греч. dialogos - «разговор, беседа») - это естественная форма непосредственного общения.

    Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

    Диалог состоит из нескольких реплик (из нескольких, но не менее двух). Вот диалог детей, переданный М. Пришвиным:

    Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой.

    Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

    - Зачем тебе полотенце? - спросил Митраша.

    - А как же? - ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

    - За грибами? Много ты понимаешь: грибов бывает много, так что плечо режет.

    - А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

    Вы видите, как построен диалог: на каждое высказывание, заключенное в реплике одного лица, обязательно есть ответ в реплике другого лица. Реплики связаны друг с другом по содержанию: они как бы цепляются друг за друга. И каждая из реплик построена как предложение прямой речи. Знаки препинания ставятся в них по общепринятым правилам.

    Диалог оформляется двумя способами:

    1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

    Например:

    - Ты придешь?

    - Не знаю.

    2. Реплики следуют в строку.

    Например:

    «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» - «Около двух лет». - «На ком?» - «На Лариной». - «Татьяне?» - «Ты им знаком?» - «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

    Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

    Например: <...> Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, - продолжил генерал, - рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» - «У двух сосен, батюшка, у двух сосен». - «Что же сказал он тебе?» - «Он спросил у меня, чей ты, куда идешь и зачем?» - «Ну, а после?» - «А после потребовал он письмо и деньги». - «Ну». - «Я и отдал ему письмо и деньги». - «А он?.. Ну - а он?» - «Батюшка, виноват». - «Ну, что же он сделал?..» - «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с Богом, отдай это на почту». (А. Пушкин.)

    В тексте по соседству могут оказаться предложения прямой речи в кавычках и предложения – реплики диалога, выделенные тире.

    Например:

    Настала весна... Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна...

    Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок? » - Наведайтесь, милочка, завтра, - отвечает им вишня. - Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка. (К. Ушинский.)

    В этом тексте два предложения прямой речи. Первое идет сразу после предложения авторской речи, примыкает к нему. Перед вторым предложением прямой речи ставится тире, так как это предложение начинает абзац.

    ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

    Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

    Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

    Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

    Например: Мне сказали, что это был брат мой.. . (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

    Прямую речь можно заменить косвенной.

    Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

    Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей . Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей . Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях .

    Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости »,- сказала Валя. (А. Фадеев.) - Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости .

    Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

    Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду . Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море .

    Сравните: Иван Фёдорович... попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них ». (А. Фадеев.) - Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них .

    Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

    Например: Я спросил, который час . Мы спросили встречных, куда они едут . Я спросил товарища, решил ли он эту задачу .

    Сравните: «Уж не думаешь ли со мной в прятки играть? » - сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) - Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть .

    Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

    При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.

    Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

    Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом ». - Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом .

    Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

    Чем отличается прямая речь от косвенной?

    При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

    Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

    Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

    • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
    • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. - Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
    • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

    Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

    • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
    • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
    • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

    Основы правописания предложений с прямой речью

    Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

    Прямая речь в начале предложения

    Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

    • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
    • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
    • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

    Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.

    Приведём примеры:

    • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
    • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
    • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

    Прямая речь в конце предложения

    В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

    Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

    • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
    • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
    • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

    Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

    Прямая речь между слов автора

    Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

    Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:

    • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
    • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
    • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

    Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!

    Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

    А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

    Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.

    Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

    • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. - Маме подарим».
    • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. - Его дедушка подарил».

    Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .

    • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
    • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

    Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

    Синтаксический разбор предложений с прямой речью

    С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

    Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.