Батальные сцены романе война мир. Военные эпизоды в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Почему война и мир в жизни рядом


Лев Николаевич Толстой в своем романе «Война и мир» тесно переплетает жизнь и судьбы своих героев с историей России. Мы видим все происходящее через взгляд на них персонажей произведения. Это и военные советы, и смотры войск, и подвиги солдат. Мы слышим распоряжения, отдаваемые главнокомандующими, мы видим солдат, раненых и убитых на поле боя, мы чувствуем страдания людей, радуемся победам русской армии и переживаем ее поражения.

«Ненужная война» началась еще в октябре 1805 года, когда русские войска выступили на запад, направившись в Австрию, чтобы, объединившись с союзниками, выдвинуться против армии Наполеона. Читая описание событий 1805-1807 годов в романе, мы понимаем, что эта война была народам навязана. Находясь вдали от своей родины, русские солдаты не могут понять цель этой бессмысленной войны и не желают отдавать свои жизни бесцельно.

Совершенное безразличие солдат к предстоящему походу чувствуется во время смотра войск в Браунау. Интересно, что и Кутузов понимает всю ненужность и бессмысленность этой войны для России. Видя равнодушие союзников и их стремление воевать чужими руками, главнокомандующий старается уберечь свои войска, задержать их продвижение к французским границам. Однако, когда боя было не избежать, русская армия в полной мере продемонстрировала свою готовность прийти на помощь союзникам и на себя принять главный удар. Отряд под командованием Багратиона, состоящий из четырех тысяч солдат, сдерживал натиск превосходившего численностью в восемь раз неприятеля под деревней Шенграбен. Несмотря на то, что численность французов была гораздо выше, русская армия, показав чудеса мужества, держалась до последнего, что позволило продвинуться основным силам. Настоящий героизм проявило подразделение офицера Тимохина, которое не отступило, а напротив, нанесло ответный удар, этим самым спасая фланговые части армии. Скромный капитан Тушин также показал себя настоящим героем. Оставшись на поле боя без прикрытия, в центре позиции, батарея капитана без перерыва стреляла по неприятелю. Даже когда по батарее стали стрелять из десяти орудий, не дрогнули солдаты, руководимые капитаном Тушиным. Автор на примере этих героев показал подлинный патриотизм, который основан на искренней и верной любви к родине и чувстве долга перед ней.

Вся бессмысленность этой войны показывается Толстым в сцене подготовки высшего генералитета к Аустерлицкой битве. Они полагают, что армия Наполеона не готова к этому сражению. Вейротер, австрийский генерал, зачитывает план операции, говоря, где и когда будет маршировать каждая колонна, однако этому “маршу” не суждено было осуществиться. Скрытые в тумане, подошли французы, никем не замеченные. Возникло замешательство, в результате которого русские войска ринулись назад. Разумеется, битва была проиграна.

Такое поведение русских солдат было закономерным, ведь они понимали ненужность этой кампании и не ставили перед собой цель победить любой ценой, не щадя своей жизни.

Совсем иначе обстоит дело, когда дело касается своей родины. Приведем в пример разговор Пьера и Андрея Болконского о предстоящей Бородинской битве. Вспоминая причину поражения в Аустерлицком сражении, князь Андрей отмечает, что в сражении побеждает лишь тот, кто твердо решил победить. Под Аустерлицем все заранее считали, что проиграют – так и случилось. А все потому, что незачем было сражаться, поскольку всем хотелось поскорее уйти с поля боя. В битве под Бородино так не случится, потому что это война «нужная», она необходима для защиты своей родины.

Несмотря на то, что Толстой был пацифистом, он ощущает значительную разницу между кампанией 1805-1807 годов и кампанией 1812 года. В Бородинском сражении решалась судьба всей России. Никто здесь не думал о том, как спасти себя, не было равнодушных к происходящему. Русский народ вышел на защиту своей родины.

Обновлено: 2012-04-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Передо мной великое произведение Л. Н. Толстого “Война и мир”. В нем просторный охват реальности, где мы видим картины мирной и военной жизни. Автор – великий гуманист, махаловка ему ненавистная. Л. Н. Толстой назвал свое произведение “Война и мир”. Действительно, в рома не довольно полно представлены картины военной и мирной жизни. И тут есть над чем призадуматься.

Множество эпизодов романа оставили ослепительный след в моей памяти. Чем я была поражена в “Войне и мире”? Конечно, объективностью, образностью. Никто не изображал в таком величии и блеске человеческой стойкости и несокрушимости духа, как автор “Войны и мира”.

Вот заграничный поход. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Мы видим различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников: героический переход” отряда Багратиона к деревне Шенграбен, мужество и героизм русских солдат, прекрасный в своей простоте ротный командир Тимохин, который “с безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали”.

А вот другой незаметный герой-капитан Тушин, живущий одной жизнью с солдатами. Он не знает страха. Во пора сражения он с горсткой солдат, без прикрытия, поджигает деревню Шенграбен. И его “батарея … не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать стрельбы никем незащищенных пушек”. Да, все это героическое. Каков результат проявленное героизма? Мрак, темнота, звуки копыт и колес, “как будто текла мрачнаярека в одном направлении. И среди этих звуков яснее всего были стоны и голоса раненых. Их стоны наполняли собой весь тот самый мрак”. Пожалуй, этим все сказано.

Еще больший ужас вызывает Аустерлицкое сражение и один важный момент его -переправа через плотину Аугеста. Здесь солдаты, давя приятель друга, стремятся переправиться через плотину, на лед которой беспрестанно шлепаются ядра. Читая эту сцену, испытываешь большое душевное напряжение, страшно становится от криков ужаса солдат, когда под их ногами и орудиями трещит лед. И вот все кончено: лед рухнулся огромным куском, и человек сорок, бывших на льду, бросились, кто вперед, кто назад, потопляя один другого. Аустерлиц стал эпохой разочарований не только для всей РФ, но и для отдельных героев. Страшная, как и каждая махаловка, уничтожением человеческой жизни, эта махаловка не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу, и потому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шенграбене.

» - роман, отличающийся многообразием мотивов и сложностью жанровой структуры. Не случайно произведение называют романом-эпопеей. Здесь одновременно изображаются судьбы народа и отдельной личности, находящиеся в тесной взаимосвязи. Роман представляет собой сложный философско-исторический синтез. Роль каждого героя в произведении определяется не только его личной судьбой, взаимоотношениями в семье и обществе; эта роль намного сложнее: оценка личности происходит не столько на бытовом, сколько на историческом уровне, затрагиваются уже не материальные, а духовные пласты человеческого сознания.

В произведении ставится сложный философский вопрос о роли личности в истории, о связи человеческого чувства и материальности мира и одновременно о влиянии исторических событий на судьбу нации и каждого человека в отдельности.

С целью наиболее полно раскрыть характер героя, его внутренний мир, показать эволюцию человека, постоянно ищущего правду, пытающегося понять свое место и назначение в жизни, Толстой обращается к историческому сюжету. В романе описываются военные события 1805-1807 годов, а также Отечественная война 1812 года. Можно сказать, что война как некая объективная реальность становится главной сюжетной линией романа, и поэтому судьбы героев необходимо рассматривать в едином контексте с этим «враждебным» человечеству событием. Но одновременно война в романе имеет более глубокое понимание. Это поединок двух начал (агрессивного и гармонического), двух миров (естественного и искусственного), столкновение двух жизненных установок (правды и лжи).

Но так или иначе война становится судьбой для многих героев, и именно с этой позиции следует рассматривать эволюцию главного героя романа Андрея Болконского. Не случайно князь Андрей называет войну «величайшей войной». Ведь здесь, на войне, наступает перелом з его сознании; ища правду, он вступает на «дорогу чести», на путь нравственных исканий.

На протяжении всей жизни мечтает о «своем Тулоне». Он мечтает на глазах у всех совершить подвиг, чтобы, доказав свою силу и бесстрашие, окунуться в мир славы, стать знаменитостью. «Туда-то я буду послан, - думал он, - с бригадой или дивизией, и там-то с знаменем в руке я пойду вперед и сломлю все, что будет передо мной». На первый взгляд это решение кажется вполне благородным, оно доказывает мужественность и решительность князя Андрея. Отталкивает лишь то, что не на , а на Наполеона он ориентирован. Но Шенграбенское сражение, а именно встреча с капитаном Тушиным, становится первой трещиной в системе взглядов героя. Оказывается, подвиг можно совершить, не подозревая об этом, не на глазах у других; но князь Андрей еще не до конца сознает это. Можно заметить, что в этом случае Толстой симпатизирует не Андрею Болконскому, а капитану Тушину - добродушному человеку, выходцу из народа. Автор даже в чем-то осуждает Болконского за его высокомерие, несколько презрительное отношение к простым людям. («Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него».) Здесь можно обозначить зарождение еще одной темы, важной для писателя, - темы народа и отношения к народу главных героев.

Во время Шенграбенского сражения Андрей Болконский не чувствует своей связи с народом, этому мешает его ложный аристократизм. А, по Толстому, чтобы понять народ, следует прежде всего жить по правде. Исходя из этого можно заключить, что Шенграбен еще не конец пути, не обретение истины, и дальнейший поиск правды князем Андреем будет, безусловно, тесно связан с судьбой народа и последующим единением с ним.

Шенграбен, несомненно, сыграл положительную роль в жизни князя Андрея. Благодаря Тушину Болконский меняет свой взгляд на войну. Оказывается, война не средство достижения карьеры, а грязная, тяжелая работа, где совершается античеловеческое дело. Окончательное осознание этого приходит к князю Андрею на Аустерлицком поле. Он хочет совершить подвиг и совершает его. Но вспоминает он позже не свой триумф, когда бежал на французов со знаменем в руках, а высокое небо Аустерлица. Знамя и небо - важные символы в романе. Знамена в произведении фигурируют несколько раз, но все же это не столько символ, сколько простая эмблема, не заслуживающая серьезного отношения. Знамя олицетворяет собой власть, славу, некую материальную силу, что отнюдь не приветствуется Толстым, отдающим предпочтение духовным ценностям человека. Поэтому не случайно в романе Тушин спотыкается о древко знамени, не случайно князь Андрей вспоминает не себя со знаменем в руках, а высокое, вечное небо. Аустерлиц - вторая трещина во взглядах князя Андрея на жизнь и на войну. Герой испытывает глубокий нравственный кризис. Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях, понимает истинный, античеловечный смысл войны, «кукольной комедии», разыгранной императором. Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо, Бесконечность и Высота: «Он узнал, что это был - его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».

Символично и то, что князь Андрей получает ранение в голову. Это говорит о превосходстве духовного начала над интеллектуальным, аристократическим, о правильности выбранного героем пути. Осознание близкой смерти дает князю Андрею силы на выживание, возрождает к новой жизни. И Шенграбен, и Аустерлиц оказали большое влияние на формирование взглядов Андрея Болконского, помогли определить герою истинные жизненные ценности, и после Аустерлицкого сражения князь Андрей учится жить по этим новым, неведомым ему ранее законам.

Но, безусловно, кульминационным моментом в жизни Андрея Болконского стало Бородинское сражение. Князь Андрей получает смертельное ранение, но успевает постичь, почувствовать главное - свое единение с народом: «Боюсь, что я не гожусь больше для штабов. А главное, я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили».

Князь Андрей научился «быть с народом», и ему, наконец, открывается правда жизни, истинный смысл человеческого существования: «Ах, душа моя (Пьеру), последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что понимать стал слишком много». Действительно, князь Андрей многое понял в жизни, смерть стала для него пробуждением. Он понял, что война не романтическое приключение, а самая ужасная вещь на свете, где все зависит не от распоряжения штабов, а лишь от духа войска, от чувства, которое есть в каждом русском, чувства ответственности за судьбу Родины. Князь Андрей острее осознает патриотизм, свою незримую внутреннюю связь с народом, но одновременно в нем появляется желание освободиться от земного несовершенства, постичь идеалы Простоты, Добра и Правды. Андрей Болконский осуждает Бога («Как он оттуда смотрит на земное безобразие?..»), но вместе с этим испытывает любовь к нему, видя в Боге источник Добра и Мира. Андрей перед смертью даже просит Евангелие, понимая, что новообретенное счастье имеет «что-то такое общее с Евангелием».

Военные эпизоды в романе Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»

Передо мной великое произведение Л. Н. Толстого «Война и мир». В нем широкий охват действительности, где мы видим картины мирной и военной жизни. Автор — великий гуманист, война ему ненавистная. Л. Н. Толстой назвал свое произведение «Война и мир». Действительно, в рома не достаточно полно представлены картины военной и мирной жизни. И здесь есть над чем задуматься.
Множество эпизодов романа оставили яркий след в моей памяти. Чем я была поражена в «Войне и мире»? Конечно, объективностью, образностью. Никто не изображал в таком величии и блеске человеческой стойкости и несокрушимости духа, как автор «Войны и мира».
Вот заграничный поход. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Мы видим различные картины военных действий и разнообразные типы ее участников: героический переход» отряда Багратиона к деревне Шенграбен, мужество и героизм русских солдат, прекрасный в своей простоте ротный командир Тимохин, который «с безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали».
А вот другой незаметный герой-капитан Тушин, живущий одной жизнью с солдатами. Он не знает страха. Во время сражения он с горсткой солдат, без прикрытия, поджигает деревню Шенграбен. И его «батарея … не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать стрельбы никем незащищенных пушек». Да, все это героическое. Каков итог проявленное героизма? Мрак, темнота, звуки копыт и колес, «как будто текла мрачнаярека в одном направлении. И среди этих звуков яснее всего были стоны и голоса раненых. Их стоны наполняли собой весь этот мрак». Пожалуй, этим все сказано.
Еще больший ужас вызывает Аустерлицкое сражение и один важный момент его -переправа через плотину Аугеста. Здесь солдаты, давя друг друга, стремятся переправиться через плотину, на лед которой беспрестанно шлепаются ядра. Читая эту сцену, испытываешь огромное душевное напряжение, страшно становится от криков ужаса солдат, когда под их ногами и орудиями трещит лед. И вот все кончено: лед рухнулся огромным куском, и человек сорок, бывших на льду, бросились, кто вперед, кто назад, потопляя один другого. Аустерлиц стал эпохой разочарований не только для всей России, но и для отдельных героев. Страшная, как и всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу, и потому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели ср
ажения, как это было при Шенграбене.
И вот 1812 год. Историки позже скажут: «Враг был разгромлен и изгнан. Так закончилась война — агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины». А что стоит за этими словами? Начало война. Отступление русских войск. Страшная жара, засуха, буровато-красная мгла, которая застилала солнце, даже ночью не было прохлады. «Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Подходя к деревне, все бросались к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи».
Бомбардировка Смоленска, погибают ни в чем не повинные жители. Бородинское сражение, во время которого французское войско получило смертельную рану.
Кутузов, полководец, приказывает оставить Москву, говоря, что все равно заставит французов поверить в силу русского оружия. Он утверждает, что Бородинское сражение было победой. Кутузов прилагает все силы, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений.
Но читаешь эти эпизоды и не испытываешь никакого ликования. Да и как можно ликовать, когда на перевязочных пунктах «на десятину места трава и земля пропитаны были кровью». Люди с испуганными лицами бегут к Можайску, другие стоят на местах и продолжают стрелять. Путаница, неразбериха. Позиция автора предельно ясна. Он здесь скорбит.
Л. Н. Толстой показал, что не только армия, но и весь русский народ встал на защиту «священной земли русской». Перед вступление французов в Москву, все население потекло вон из Москвы.
Толстой показывает партизанские отряды Денисова и Долохова, рассказывает о дьячке, вставшем во главе отряда. Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова и других — это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею грозною и величественной силой… поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести».
То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, я считаю закономерным. Справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле императора Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.
Так закончилась война, агрессивная, захватническая со стороны французов, и народная, защищавшая независимость своей родины, со стороны русских. Победила Россия, поднявшаяся на священную войну за свою честь и свободу. Мы видим патриотизм мирных жителей. Во время освободительной войны 1812 года все силы были направлены к одной цели — очищению родной земли от захватчиков. Читая о необычайном мужестве, стойкости, бесстрашии русских людей, проникаешься к ним чувством любви и уважения, и ненависти к тем, кто из корысти, честолюбия развязывает войны.

Лев Николаевич Толстой в своем романе “Война и мир” тесно переплетает жизнь и судьбы своих героев с историей России. Мы видим все происходящее через взгляд на них персонажей произведения. Это и военные советы, и смотры войск, и подвиги солдат. Мы слышим распоряжения, отдаваемые главнокомандующими, мы видим солдат, раненых и убитых на поле боя, мы чувствуем страдания людей, радуемся победам русской армии и переживаем ее поражения.

“Ненужная война” началась еще в октябре 1805 года, когда русские войска выступили на запад, направившись

в Австрию, чтобы, объединившись с союзниками, выдвинуться против армии Наполеона. Читая описание событий 1805-1807 годов в романе, мы понимаем, что эта война была народам навязана. Находясь вдали от своей родины, русские солдаты не могут понять цель этой бессмысленной войны и не желают отдавать свои жизни бесцельно. Совершенное безразличие солдат к предстоящему походу чувствуется во время смотра войск в Браунау. Интересно, что и Кутузов понимает всю ненужность и бессмысленность этой войны для России. Видя равнодушие союзников и их стремление воевать чужими руками, главнокомандующий старается уберечь свои войска,

задержать их продвижение к французским границам. Однако, когда боя было не избежать, русская армия в полной мере продемонстрировала свою готовность прийти на помощь союзникам и на себя принять главный удар. Отряд под командованием Багратиона, состоящий из четырех тысяч солдат, сдерживал натиск превосходившего численностью в восемь раз неприятеля под деревней Шенграбен. Несмотря на то, что численность французов была гораздо выше, русская армия, показав чудеса мужества, держалась до последнего, что позволило продвинуться основным силам. Настоящий героизм проявило подразделение офицера Тимохина, которое не отступило, а напротив, нанесло ответный удар, этим самым спасая фланговые части армии. Скромный капитан Тушин также показал себя настоящим героем. Оставшись на поле боя без прикрытия, в центре позиции, батарея капитана без перерыва стреляла по неприятелю. Даже когда по батарее стали стрелять из десяти орудий, не дрогнули солдаты, руководимые капитаном Тушиным. Автор на примере этих героев показал подлинный патриотизм, который основан на искренней и верной любви к родине и чувстве долга перед ней.

Вся бессмысленность этой войны показывается Толстым в сцене подготовки высшего генералитета к Аустерлицкой битве. Они полагают, что армия Наполеона не готова к этому сражению. Вейротер, австрийский генерал, зачитывает план операции, говоря, где и когда будет маршировать каждая колонна, однако этому “маршу” не суждено было осуществиться. Скрытые в тумане, подошли французы, никем не замеченные. Возникло замешательство, в результате которого русские войска ринулись назад. Разумеется, битва была проиграна.

Такое поведение русских солдат было закономерным, ведь они понимали ненужность этой кампании и не ставили перед собой цель победить любой ценой, не щадя своей жизни.

Совсем иначе обстоит дело, когда дело касается своей родины. Приведем в пример разговор Пьера и Андрея Болконского о предстоящей Бородинской битве. Вспоминая причину поражения в Аустерлицком сражении, князь Андрей отмечает, что в сражении побеждает лишь тот, кто твердо решил победить. Под Аустерлицем все заранее считали, что проиграют – так и случилось. А все потому, что незачем было сражаться, поскольку всем хотелось поскорее уйти с поля боя. В битве под Бородино так не случится, потому что это война “нужная”, она необходима для защиты своей родины.

Несмотря на то, что Толстой был пацифистом, он ощущает значительную разницу между кампанией 1805-1807 годов и кампанией 1812 года. В Бородинском сражении решалась судьба всей России. Никто здесь не думал о том, как спасти себя, не было равнодушных к происходящему. Русский народ вышел на защиту своей родины.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Продолжение 23 глава, часть 3, том 2 И вот у нас уже вызывает улыбку секундное Наташино замешательство перед тем, как поцеловать жениха, мы помним, что...
  2. Автор романа “Война и мир” Л. Н. Толстой сам участвовал в обороне Севастополя, в результате чего у него сформировались свои взгляды на мир и войну....
  3. В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” изображены два сражения, имеющие основополагающее значение для раскрытия образов героев через “войну” – это Шенграбенское и Аустерлицкое...
  4. Роман “Война и мир” был задуман Л. Н. Толстым после повести “Декабристы”, которая была начата автором в 1860 году. На раннем этапе написания эпопеи композиция...
  5. В своем произведении “Война и мир” Л. Н. Толстой проводит мысль о предопределенности событий. Автор считает, что личность не играет в истории решающей роли, но...
  6. Война 1812 года играла в России объединяющую роль. Она смогла объединить русское общество, поднять его на защиту отечества. Автор хотел изобразить причины войны, поведение на...