Выездные проверки пфр и фсс. Как заранее подготовиться к проверке от ПФР и ФСС? Выездная проверка пенсионного фонда

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит и проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда .

В рамках сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФ Р (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Да, можно.

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:

  • осуществляет деятельность в области информационных технологий ;
  • оказывает инжиниринговые услуги .

Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Нет, не может.

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п. О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Пенсионный фонд и Фонд соцстраха для контроля за начислением и уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки страхователей (ст. 33 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Камеральным проверкам подвергаются все отчеты, сданные в фонды. Они не требуют присутствия плательщика взносов, их цель – проверить, правильно ли составлена отчетность и произведена уплата. Срок проведения «камералок» – 3 месяца со дня отправки отчета. Выездные проверки - более сложная процедура, требующая тщательной подготовки.

Как узнать заранее, предстоит ли вам выездная проверка ПФР и ФСС, что проверяют инспекторы, какие документы они могут затребовать – обо всем этом пойдет речь далее.

Что проверяют на выездных проверках ФСС и ПФР

Выездные проверки, проводимые ПФР и ФСС, могут быть плановыми и внеплановыми. Согласно письма Минздравсоцразвития РФ от 22.02.2011 № 19-5/10/2-1748, плановые выездные проверки органы ПФР и ФСС могут проводить только совместно. По отдельности фонды могут проверять страхователей только внепланово, количество таких проверок не ограничивается, а поводом для них могут стать:

  • реорганизация или ликвидация предприятия,
  • обращение страхователя в ФСС за выделением средств,
  • поступление от сотрудников жалоб на неправильный расчет пособия.

Что касается плановых выездных проверок ПФР и ФСС 2016, план их проведения на год составляется заранее и утверждается до 25 декабря.

Выездная проверка проходит на территории страхователя – плательщика взносов. Не допускать проверяющих на свою территорию нельзя, иначе страхователю грозит штраф.

Решений о проведении совместной проверки должно быть два: от органа ПФР по форме № 8-ПФР, и от органа ФСС по форме № 9-ФСС РФ.

Периодичность проверки – раз в 3 года, за исключением проверок, связанных с реорганизацией и ликвидацией, а период, который может быть проверен – не более 3 лет, предшествующих году проведения проверки.

Срок проверки – 2 месяца, но при наличии оснований, перечисленных в ч. 11.1 ст. 35 Закона 212-ФЗ, она может быть продлена на срок не более 6 месяцев.

Что будут проверять инспекторы? Только правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (ч.6 ст. 35 Закона № 212-ФЗ), кроме этого проверяющие ничего рассматривать не должны. Будут сверяться данные первичных документов с данными, указанными в отчетах, проверяться правильность расчетов страховых взносов и соблюдение законодательства.

Если грядет проверка ПФР, совместно с проверкой ФСС: какие документы готовить? В 2016 году действует распоряжение ПФР от 03.02.2011 № 34Р, согласно которому проверяющие могут затребовать:

  • учредительные документы – устав, учредительный договор и др., а также необходимые для деятельности лицензии,
  • приказы об учетной политике и бухгалтерскую отчетность за проверяемый период,
  • отчетность по взносам в ПФР и ФСС,
  • налоговые и бухгалтерские регистры (главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, книги учета доходов и расходов, кассовая книга и др.),
  • аналитику по определенным счетам бухучета и первичные документы,
  • приказы и коллективные договоры,
  • трудовые договоры, а также договоры ГПХ, контракты и соглашения с физлицами, чтобы проверить предмет таких договоров: если договор заключен на исполнение определенных функций, а не на оказание услуги, проверяющие могут переквалифицировать его в трудовой и доначислить взносы,
  • кадровые документы (трудовые книжки, регистры учета и движения сотрудников), табели, расчетно-платежные ведомости, листки нетрудоспособности и т.п.

На подготовку документов дается 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования. Копии может заверить руководитель проверяемого предприятия, нотариальное заверение необходимо только в предусмотренных законом случаях. Проверяющие не вправе изымать подлинники документов.

По окончании проверки, в ее последний день, составляется справка, а в течение 2 месяцев должен быть составлен акт выездной проверки. При несогласии с актом, можно предоставить в фонд свои письменные возражения с приложением необходимых документов в течение 15 рабочих дней.

План проверок ФСС и ПФР на 2016 год

Действующее законодательство не предусматривает ознакомление страхователей с годовым планом выездных проверок, поэтому узнать заранее совместный план проверок ФСС на 2016 год и ПФР, вряд ли удастся. Зато известны критерии, по которым страхователей отбирают в «группу риска» (письмо ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010):

  • несоответствие расчетов в отчетных формах 4-ФСС и РСВ-1, а также несвоевременное предоставление индивидуальных сведений в ПФР,
  • ФСС финансировало расходы страхователя из своего бюджета (оплата больничных, путевок и т.п.),
  • сотрудникам производились выплаты, не облагаемые страховыми взносами,
  • применялись льготные тарифы страховых взносов,
  • по итогам камеральных проверок были выявлены несоответствия, по которым плательщик не предоставил пояснений,
  • за страхователем числится задолженность по уплате взносов более чем за два квартала подряд,
  • по сравнению с прошлым периодом, снизились суммы начислений при той же численности сотрудников,
  • предоставленные в ПФР и ФСС отчеты неоднократно корректировались плательщиком,
  • ФНС предоставила фондам информацию о незаконной минимизации налогов.

Страхователи, у которых отсутствует финансово-хозяйственная деятельность, в план проверок не включаются.

План выездных проверок ФСС и ПФР в течение года может меняться в части добавления или исключения плательщиков, либо изменения сроков проверок.

Какие же конкретно документы интересны проверяющим из ПФР в первую очередь? Какие бухгалтерские и налоговые регистры они проверят наиболее тщательно? На какие выплаты в пользу физических лиц будет обращено самое пристальное внимание?

Cогласно ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212‑ФЗ ) предметом выездной проверки являются правильность исчисления
и своевременность уплаты страховых взносов.

Из поставленной цели проверяющие из ПФР и будут исходить при истребовании документов. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» у плательщика страховых взносов одновременно проводится проверка документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

Обратите внимание:

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении такой проверки.

Напомним, процедура проведения выездной проверки органами ПФР прописана в Методических рекомендациях по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее – Методические рекомендации ), утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 03.02.2011 № 34р . Этот документ регламентирует действия проверяющих из ПФР и предназначен в первую очередь для них.

Итак, при выходе на проверку должностному лицу из ПФР рекомендуется ознакомиться с наблюдательным делом плательщика страховых взносов. Наблюдательное дело формируется по каждому плательщику страховых взносов, в нем собрана вся имеющаяся у ПФР информация по конкретному плательщику страховых взносов. После анализа данной информации проверяющий выходит непосредственно на проверку.

Проверка может быть сплошной или выборочной. Это зависит от объема документов, состояния бухгалтерского учета плательщика, важным фактором является вероятность обнаружения нарушений исчисления страховых взносов. Решение должностные лица, проводящие проверку, принимают самостоятельно.

При проверке правильности начисления страховых взносов проверяющим рекомендовано проанализировать организационно-распорядительные документы, договоры, контракты, соглашения, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные, расчетные и платежные документы по той или иной выплате и по организации в целом.

Общие критерии оценки представленных документов для проверки следующие:

  • полнота представленного комплекта истребованных документов;
  • правильность оформления первичных учетных документов, представленных для проверки;
  • наличие утвержденного руководителем организации перечня лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
  • правильность заполнения обязательных реквизитов в документах;
  • правильность внесения исправлений;
  • наличие подчисток и помарок;
  • соответствие даты записи хозяйственных операций по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц в регистре бухгалтерского учета периоду, в котором данные начисления были включены в базу для начисления страховых взносов;
  • правильность подсчета соответствующих итогов в документах.

Если внимательно ознакомиться с Методическими рекомендациями , можно заметить, что проверяющим рекомендовано изучить все возможные документы, которые имеют или могут иметь какое‑либо отношение к исчислению и уплате страховых взносов. При этом вызывает сомнение отношение ряда документов непосредственно к страховым взносам. Мы обобщили документы, которые подлежат проверке, с указанием некоторых особенностей, а также информации, которую хотят извлечь из них проверяющие из ПФР (см. таблицу).

Хотелось бы отметить, что в Методических рекомендациях сделан упор на проверку регистров бухгалтерского учета. Если организации и индивидуальные предприниматели, применяющие
УСНО, не ведут полноценного бухгалтерского учета, проверяющие ограничатся изучением Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения , Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента , форма и порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина РФ от 31.12.2008 № 154н . Но расчетные и платежные документы по заработной плате, авансовые отчеты и другие документы, связанные с выплатами в пользу физических лиц, все равно будет необходимо представить контролерам. При этом в случае установления нарушений по заполнению обязательных реквизитов либо их отсутствия первичные документы должны быть сверены с другими документами, связанными с данной хозяйственной операцией.

Поскольку подавляющее большинство «упрощенцев» ведет бухгалтерский учет в полном объеме, да и бухгалтерам проще ориентироваться в счетах, мы приводим документы и бухгалтерские счета, которые непосредственно будут проверяться.

Документы Особенности проверки и получаемая информация, примечание
Учредительные документы
Учредительный договор, устав Устанавливается соответствие (несоответствие) между данными, указанными в учредительных документах, и фактическими данными, в том числе сведениями о наименовании юридического лица, его юридическом адресе (адресе места нахождения) и фактическом адресе осуществления деятельности, ФИО учредителей, видах деятельности и пр.
Учетная политика организации Изучается выбранная плательщиком совокупность допускаемых способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности плательщика страховых взносов, принятая плательщиком совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности
Разрешительные документы
Лицензии, действующие в проверяемом периоде, и пр. документы
Отчетность по страховым взносам и индивидуальным сведениям
Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование за проверяемый период, индивидуальные сведения Проверяется своевременность и полнота представления расчетов и индивидуальных

Сведений в территориальные органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов.

В случае представления уточненных расчетов указываются периоды, за которые представлены уточненные расчеты, даты представления уточненных расчетов с указанием сроков представления: до начала проверки, в ходе проверки, после окончания проверки. При проверке уточненных расчетов проверяется достоверность представления корректирующих форм индивидуальных сведений.

Выездной проверке подлежит последний уточненный расчет, представленный в территориальный орган ПФР до даты ознакомления плательщика страховых взносов или его уполномоченного представителя с решением о проведении выездной проверки

Бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов, синтетические регистры бухгалтерского (налогового) учета за проверяемый период
Годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения, главная книга, мемориалы-ордера, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости (оборотно-сальдовые), кассовая книга и пр. Рассчитываются и сравниваются суммы, отраженные плательщиком страховых взносов в главной книге по счетам бухгалтерского учета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банке», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» с суммами, отраженными по этим же счетам в регистрах бухгалтерского учета: карточке счета, анализе счета, анализе счета по субконто и др. Затем суммовые данные, отраженные в регистрах бухгалтерского учета, сравниваются с данными первичных документов, на основе которых они составлены. Отдельно проверяется сумма выплат, отраженных в регистре бухгалтерского учета по счету 50 «Касса», и сумма выплат, отраженных в ведомостях по начисленным доходам в пользу физических лиц, расходных кассовых ордерах, ведомостях на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений
Аналитические регистры бухгалтерского учета
(карточки субконто и пр.) по счетам
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;   –

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;   –

50 «Касса»;   –

51 «Расчетные счета»;   –

55 «Специальные счета в банках»;   –

71 «Расчеты с подотчетными лицами»;   –

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;   –

76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;   –

84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».   –

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов осуществлялись выплаты, произведенные в натуральной форме, в ходе выездной проверки анализируются следующие счета бухгалтерского учета:

41 «Товары»;   –

10 «Материалы»;   –

43 «Готовая продукция»;   –

45 «Товары отгруженные».   –

Проверяются обороты по субсчетам счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», в том числе 69.1 «Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на страховую часть трудовой пенсии», 69.2 «Расчеты по обязательному пенсионному страхованию на накопительную часть трудовой пенсии», 69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ФФОМС», 69.4 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию в ТФОМС».

Показатели регистров бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» сравниваются с суммами, отраженными в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщика страховых взносов, представленных по форме РСВ-1 ПФР.

В данном случае проверяется достоверность сумм начислений страховых взносов, отраженных плательщиком страховых взносов в расчете РСВ-1 ПФР по строкам 110 – 114

Если в проверяемом периоде плательщиком страховых взносов производилась безвозмездная передача материальных ценностей, в ходе выездной проверки анализируются регистры бухгалтерского учета по счету 91 «Прочие доходы и расходы» раздела 1, 241 – 244 раздела 2, 341 – 344, 391 – 394 раздела 3, и сумм уплаченных страховых взносов, отраженных по строкам 140 – 144 раздела 1 и строке 520 раздела 5, в сравнении с суммами, начисленными в бухгалтерском учете по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам). Суммы уплаченных страховых взносов, отраженные по строкам 140 – 144 раздела 1 и строке 520 раздела 5, сравниваются с суммами платежей по данным бухгалтерского учета, отраженными по дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (по соответствующим субсчетам)
Индивидуальный учет страховых взносов
Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат (иных вознаграждений) и страховых взносов (рекомендуемая форма приложена к Письму ПФ РФ от 26.01.2010 № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.2010 № 02-03-08-56П).

Могут быть дополнительно запрошены копии форм документов индивидуального (персонифицированного учета) в системе ОПС, в том числе содержащие сведения о начисленных, уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица за проверяемый период

Проверяется полнота и правильность ведения индивидуальных карточек по учету сумм начисленных страховых взносов.

Проверяется соответствие сумм начисленных страховых взносов, отраженных плательщиком страховых взносов в формах индивидуального учета по каждому физическому лицу, суммам, отраженным в расчетах по страховым взносам.

Например, показатели карточек по учету сумм начисленных страховых взносов сопоставляются с регистрами бухгалтерского учета по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Проверяется соответствие и сопоставимость показателей, отраженных в формах индивидуального учета, показателям, отраженным в карточке по учету доходов и НДФЛ и справке о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.

В случае расхождения начисленных доходов выясняется причина этого и обоснованность исключения сумм доходов физического лица из обложения страховыми взносами

Организационно-распорядительные документы,
договоры и дополнительные соглашения к договорам
приказы, действующие в проверяемые периоды);   –

Коллективные договоры;   –

Трудовые договоры;   –

Договоры гражданско-правового характера;   –

Соглашения, заключенные с физическими лицами;   –

Контракты и др. документы   –

Изучаются все документы, связанные с установлением порядка и размера выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц
Банковские и кассовые документы
Выписки банка, платежные поручения (требования), платежные банковские документы по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц, кассовые документы Особое внимание будет уделено выплатам, произведенным путем безналичных расчетов, минуя счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», которые могут быть не учтены при исчислении страховых взносов, проверяются операции, отраженные:

По кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в   – банке» в корреспонденции со счетами, являющимися источниками выплат;

По дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76   – «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», на которых отражаются расчеты за приобретенные у граждан товарно-материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги (Дт 60 Кт 51, Дт 76 Кт 51);

По дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в качестве прочих   – расходов организации (суммы, уплаченные (выданные) с целью оказания работникам организации едино-временной помощи, направленные на приобретение путевок, медикаментов и т. п. либо на их оплату);

Выплаты физическим лицам по безналичным расчетам также в   – корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Проверке подлежат операции по всем банковским счетам организаций.

Пристальное внимание будет уделено выплатам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и (или) договорам, регулирующим авторские права.

Проверяются расходные кассовые операции, особенно выплаты, произведенные наличными денежными средствами, минуя счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в корреспонденции с дебетом счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов» и др.

Проводится сверка сумм, фактически начисленных и выплаченных физическому лицу из кассы организации, с данными его лицевого счета и формы индивидуального учета

Первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности
Учетные и расчетные документы в отношении всех выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц К указанным документам могут относиться ведомости по начисленным доходам в пользу физических лиц, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, а также авансовые отчеты.

В случаях оплаты труда в натуральной форме анализируются документы, подтверждающие факты данных расчетов: приказы, договоры, соглашения, накладные, счета, счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг)

Расчетам с подотчетными лицами;   –

Выплатам в натуральной форме;   –

Операциям по реализации (безвозмездной передаче) материальных ценностей.   –

Занижение страховых взносов может быть выявлено, по мнению представителей ПФР, при анализе расчетов с подотчетными лицами. Поэтому проверяющие изучат приказы, в соответствии с которыми определен круг подотчетных лиц, сроки возврата неизрасходованных сумм, авансовые отчеты и данные аналитического учета по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами», журнал-ордер 7 по счету 71, оборотно-сальдовую ведомость по счету 71.

Выплаты физическим лицам, выполняющим разовые работы, возможны через подотчетных лиц предприятия, поэтому будут
изучены авансовые отчеты, акты приемки выполненных работ и документы, подтверждающие факт выплаты денежных средств физическому лицу (расходный кассовый ордер, платежная ведомость). При проверке этих документов будет проверено включение подобных выплат в облагаемую базу.

Пристальное внимание будет уделено возврату неиспользованных подотчетных сумм. Поскольку многие субъекты малого бизнеса грешат тем, что огромные суммы подотчетных денежных средств находятся у руководителей, бухгалтерам надо донести до них, что этот факт будет вызывать повышенный интерес у проверяющих из ПФР.

Что касается выплат работникам в натуральной форме, в этом случае производится проверка первичных документов (накладных на передачу материалов, товаров, услуг и т. п.).

При проверке операции реализации работникам (физическим лицам) основных средств и прочих активов (счет 91 «Прочие доходы и расходы») будут проанализированы такие документы, как акты о ликвидации основных средств, накладные на отпуск со склада основных средств, товарно-материальных ценностей для реализации или выдачи в счет оплаты труда иного вознаграждения, акты приема-передачи или безвозмездной передачи основных средств.

Поскольку подавляющее большинство предпринимателей ведет учет с применением специальных бухгалтерских программ, внимание проверяющих привлекут операции, ведущиеся «вручную», отраженные в соответствующих регистрах бухгалтерского учета и других документах, поскольку в таких регистрах бухгалтерского учета и документах, по мнению представителей ПФР, могут быть отражены хозяйственные операции, по которым не исчислены и не уплачены страховые взносы (например, разовые выплаты или вознаграждения физическим лицам).

Кроме этого, подозрительными будут признаны и нетипичные корреспонденции счетов или несоответствие корреспонденции счетов содержанию хозяйственных операций, связанных с определением базы по страховым взносам. При обнаружении подобных записей проверяющим рекомендуется проследить отражение соответствующих операций в бухгалтерском учете, проверить наличие первичного или иного оправдательного документа, подтверждающего реальность и правомерность данной операции.

Понятно, что при проверке отдельное внимание будет уделено правильности определения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, проверено их соответствие ст. 9 Федерального закона № 212‑ФЗ , а также документальное подтверждение и размер выплаты.

Следующий момент касается непосредственно «упрощенцев», которые применяют пониженные тарифы страховых взносов. Проверяющие из ПФР будут изучать обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, проверке подлежат все основания для применения пониженного тарифа. В этом случае проверяющие из ПФР будут сотрудничать с налоговыми органами, которые могут предоставить необходимую информацию по запросу органа контроля, а также непосредственно принять участие в проверке.

В заключение хотелось бы сказать, что плательщикам страховых взносов не приходится надеяться на то, что проверяющие ограничатся только изучением ведомостей начисления заработной платы и сверкой их со сданными отчетами. Проверке будут подвергнуты все документы, так или иначе связанные с начислением и уплатой страховых взносов, поэтому стоит заранее привести их в порядок.

Проверки внебюджетных фондов, как и налоговые ревизии, бывают камеральными и выездными. На камеральных проверках сотрудники ПФР и ФСС контролируют правильность начисления взносов за конкретный период.

Камеральная проверка ФСС проводится с целью проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на обязательное социальное страхование. В рамках камеральной проверки сотрудники фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчеты по форме 4 ФСС. То же самое и с «камералками» пенсионного фонда – проверка отчетности ПФР на предмет правильности начисления и уплаты вносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование начинается с того дня, когда страхователь подал расчет по форме РСВ-1 ПФР. Срок камеральной проверки для фондов один – три месяца со дня подачи отчетности, и проходит она исключительно на территории фондов.

Совсем другое дело – выездные проверки. Они могут проходить по заранее составленному плану или же «случаться» внепланово. И так же, как визит налоговых инспекторов, выездная проверка ФСС либо выездная проверка ПФР вызывает тревогу у всех работодателей без исключения. Чтобы внести ясность, кого и «за что» проверяют, чего ожидать от ревизии, мы подготовили для вас эту статью.

Как проходит «кастинг» на проверку

На плановые выездные ревизии сотрудники фондов отдельно не ходят, так как ПФР и ФСС могут проводить плановые выездные проверки только совместно . План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС.

ФСС и ПФР ежегодно совместно составляют план выездных проверок. При этом каждый из фондов старается включить в план страхователей, интересных именно ему. В итоге примерно половина компаний попадает в план по инициативе ПФР, половина – по предложению ФСС.

Рассмотрим, на основании каких критериев происходит отбор.

Расхождения в отчетности . Назначить выездную ревизию фонды могут по итогам камеральной проверки. Например, если сотрудники ПФР в ходе «камералки» выявят несоответствия в расчетах по формам РСВ-1 и индивидуальных сведениях. Такой же подход применяют и в ФСС. Причем проверка возможна даже в том случае, если чиновники запросили у компании пояснения, и она их дала. Кроме того, если представленные в отделения ПФР расчеты по страховым взносам за предыдущий год не соответствуют количеству расчетов, сданных в отделения ФСС России, есть вероятность, что компании назначат выездную проверку.

Снижение зарплаты . Если у компании по сравнению с прошлым годом значительно снизился фонд оплаты труда – также повод включить ее в план совместных выездных проверок.

Нулевая отчетность . Особое внимание инспекторы обращают на компании, сдающие нулевую отчетность. Зарплата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ. А если есть начисленная заработная плата, должны быть и страховые взносы.

Необлагаемые выплаты . К необлагаемым выплатам относятся государственные пособия, выплаты временно пребывающим в России иностранным работникам и т. д. В план попадают компании, которые отражают значительные суммы необлагаемых выплат (больше 10% от общей суммы) и часто подают корректирующие расчеты.

Пониженные тарифы . Речь идет о компаниях на «упрощенке» с льготной деятельностью и другие компании, которые платят пониженные взносы. При этом особенно рискуют оказаться в плане проверок компании с пониженным тарифом, которые по требованию фонда не подали на камеральную проверку документы, подтверждающие право на льготу.

Наличие долгов . В план попадут компании с недоимкой по взносам. Причем ФСС интересуют как компании с долгом в 1000 руб., так и крупные должники – от 100 000 руб. Но проверка возможна, только если компания хронически не платит взносы – два и более квартала подряд.

Подача «уточненок» к уменьшению . Страхователи, которые подают «уточненки» с уменьшением платежей, и делают это регулярно, очень рискуют оказаться в плане проверок. В фондах считают, что это может говорить об ошибках в расчете взносов.

Крупнейший налогоплательщик . Из всех компаний, помимо всего прочего, проверяющие будут выбирать те, у которых имеются наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или наибольшая среднесписочная численность работников.

Большие суммы расходов, финансируемых за счет ФСС . К таким расходам относятся пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет. В план включают компании, у которых расходы на пособия превышают 50 процентов от всех начисленных взносов. Но фонд сначала запросит объяснения. Ему можно ответить, что высокие расходы связаны с большим числом больничных. Визит возможен, только если фонд найдет нестыковки в больничных или его не устроят пояснения.

Подошел срок проверки . Выездная проверка фондов проходит раз в три года. Поэтому, если организацию не проверяли три года подряд, сотрудники ПФР и ФСС, скорее всего назначат ей проверку. То есть в план включают компании без особых признаков, у которых уже три года не было ревизии.

Расчеты в банке идут, а отчетности нет . С 2015 года ФСС вправе запрашивать в банках данные по счетам компаний. Эти сведения фонды запросят по всем компаниям, которые не отчитываются. Если у таких страхователей есть движение по счетам, то им стоит ждать визита контролеров.

Мигрирующие компании . Вдобавок ко всему ПФР интересуется теми компаниями, которые не находятся по своему юридическому адресу и не сообщают фонду данные о фактическом местонахождении.

Проверка ПФР – 2015: креатив от региональных отделений фонда
Помимо общепринятых критериев отбора компаний на выездную проверку, при составлении планов на 2015 год отделения ПФР в регионах использовали и другие, менее популярные критерии. Например, в него включали компании, которые взяли за правило сдавать отчетность в последний момент. А еще выездные проверки назначали тем, у кого побывала с ревизией трудовая инспекция и выявила нарушения.
Кстати, средняя «планка» доначислений по проверке в 2015 году для сотрудников ПФР составляет 20 000 руб. – то есть как минимум такую сумму постараются начислить проверяющие, иначе выездная проверка будет считаться неэффективной.

К вам приехал ревизор…

Выездная проверка ПФР и проверка ФСС проходит, как правило, на территории компании-работодателя. Но если у страхователя нет возможности предоставить проверяющим помещение для проверки, сотрудники фондов проведут ее у себя на месте.

Выездная проверка начинается с того, что компании вручают решение о проведении проверки. В таком документе должны быть указаны состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет.

С предъявленным решением страхователя должны ознакомить под роспись. После этого сотруднику вручают требование о представлении документов. Причем, если проверка совместная, то от каждого фонда должно быть свое требование. Но исполнять эти требования придется по отдельности, независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Поскольку круг интересов у проверяющих из разных фондов расходятся, то и запрашивать ревизоры будут разные документы.

В ходе плановых выездных проверок сотрудники ФСС проверяют, правильно ли страхователи начислили и заплатили взносы на обязательное социальное страхование, пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также верно ли расходовали средства, выделенные из ФСС «на травматизм».

Что нужно ФСС на выездной проверке

ФСС может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, а также подтверждают правильность их расчета и уплаты, а именно:

  • расчетно-платежных ведомостей;
  • больничных листов;
  • договоров гражданско-правового характера;
  • документов, необходимых для оформления пособий;
  • табелей учета рабочего времени;
  • трудовых книжек;
  • документов о расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
  • материалов специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест)
  • и т. п.

Что требует ПФР на выездной проверке

Что касается проверки пенсионного фонда, то ПФР может требовать от компании копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов; подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов. Это могут быть:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность (в т. ч. годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения);
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, зарплатные ведомости, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц);
  • документы индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Как идет проверка и чем может закончиться

Выездная проверка не может длиться более двух месяцев и заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении. В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.

Основанием для продления выездной проверки может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории проведения проверки;
  • наличие у организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление или несвоевременное представление страхователем документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Чтобы продлить срок выездной проверки, проверяющие должны направить мотивированный запрос в вышестоящий орган своего фонда. На основе этого запроса руководитель вышестоящего органа принимает решение о продлении выездной проверки или отказывает в продлении.

Если справка – то конец проверке

По окончании выездной проверки или в ее последний день проверяющие составляют Справку о проведенной выездной проверке. Один экземпляр остается в компании, второй приобщается к материалам проверки.

В течение двух месяцев со дня составления справки готовится Акт выездной проверки. Он подписывается обеими сторонами. Один экземпляр акта вручается представителю компании под расписку в течение пяти рабочих дней с даты подписания (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения его представителем организации).

Есть возможность возразить

Если компания не согласна с выводами проверяющих, изложенными в акте, она в течение 15 рабочих дней со дня получения документа может представить письменные возражения. Для обоснования возражений важно приложить заверенные копии документов.

Руководитель фонда, проводящего проверку, должен рассмотреть акт проверки, другие материалы ревизии, а также представленные возражения по акту, и уже на их основании вынести решение – в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, отведенного на представление письменных возражений.

Какой-то официально утвержденной формы для оформления возражений нет, поэтому они составляются в свободной форме. В документе обязательно надо указать наименование, ИНН, КПП, адрес компании, регистрационный номер страхователя, время проведения ревизии, ее объект. И затем пояснить причины возражения, привести ссылки на нормативные акты.

Результаты бывают разными

По результатам рассмотрения материалов проверки руководители (их заместители) территориального органа ПФР, ФСС России выносят одно из решений:

  • О привлечении к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.
  • Об отказе в привлечении к ответственности.

В решении указываются выявленные нарушения, сумма выявленной недоимки, а также предлагается уплатить штрафы ПФР (штрафы ФСС) и пени по страховым взносам.

Один экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня вынесения вручается проверяемому лицу под расписку (или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения). В случае направления документа по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма.

Обжаловать решение по выездной проверке можно как в вышестоящем отделении фонда, так и в суде. Но в отличие от обжалования решений по налоговым проверкам, где досудебный порядок обжалования является обязательным, подать жалобы на решение фонда одновременно – и в вышестоящее отделение фонда, и в суд. Срок для обжалования – три месяца с момента вынесения решения.

Ревизоры могут нагрянуть внезапно

Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Внепланово выездные проверки ФСС проводит, если:

    организация находится на стадии ликвидации или реорганизации;

    страхователь обратился за выделением средств;

    сотрудник пожаловался на неправильный расчет пособия.

Что касается п. 2, то ФСС заинтересуются компанией только в том случае, если сумма возмещения превышает уплаченные взносы за несколько лет или компания хочет получить деньги через пару месяцев после своей регистрации.

Внепланово выездные проверки ПФР проводит только при ликвидации или реорганизации организации.

P.S. В ближайших публикациях мы подробно разберем спорные ситуации, которые возникают на камеральных проверках ФСС и ПФР . Их достаточно много, и, как показывает наша практика, приносят они хлопот не меньше, чем выездные ревизии.

Связаться с экспертом


Контроль отчислений в ФСС и социальных расходов предприятий, производимый сплошной проверкой документов, осуществляется в рамках выездной проверки Фонда. Охватываемый контролем период составляет 3 календарных года, предшествующих проверке. В статье мы разберем как проводится выездная проверка ФСС, что проверяют, какие необходимы документы и размер штрафов.

Общие сведения о плановых и внеплановых выездных проверках

Законодательством установлена обязанность проведения совместных проверок фондов ФСС и ПФР (ст.33 № 212-ФЗ ). Ревизоры каждого из фондов проверяют свою часть отчислений предприятия. Утверждение плана проверок производится перед началом календарного года. Данные документа не подлежат публикации и используются только для служебного пользования.

Наряду с плановыми мероприятиями проводятся внеплановые выездные проверки ФСС, осуществляемые при ликвидации, реорганизации компании или по жалобам сотрудников. Внеплановые проверки могут осуществляться ФСС отдельно от ПФР и вне зависимости от сроков окончания предыдущего мероприятия планового контроля.

Выездная проверка ФСС проводится на территории предприятия. В исключительных случаях, при отсутствии условий на предприятии, документальный контроль производится в расположении территориального отделения.

Проведение повторных проверок

Ревизоры ФСС при проверке страховых взносов выездного характера основываются на положениях ст. 35 ФЗ № 212-ФЗ. Статья определяет порядок оформления, сроки, возможность продления или приостановки мероприятия и другие нюансы. Особое внимание уделено возможности повторной проверки, проводимой в случаях:

  • Инициации мероприятия вышестоящим органом Фонда. Цель проверки – контроль над качеством действий ревизоров, в ходе которых могут быть выявлены недочеты с последующими доначислениями.
  • Подачи налогоплательщиком уточненного расчета, в результате которого уменьшена сумма к уплате в бюджет. Контролю подвергается период, по результату которого представлен уточненный расчет.

Для проверок с включением в план отбираются предприятия, допустившие нарушения или имеющие солидные расходы социального характера.

Основания и причины для включения предприятия в план проверок

Все организации и ИП, имеющие наемных работников, подлежат проверкам фондов. В план проверок преимущественно включаются предприятия, имеющие показатели:

  • Несовпадение данных налоговых баз по периодам, указанных в расчетах, представленных в ФСС и ПФР.
  • Наличие ошибок в начислениях, расходах, выявленных по результатам камеральных проверок (см. → , → ).
  • Систематическое несоблюдение графика представления отчетности.
  • Наличие задолженности по взносам, указанным в отчетности на протяжении более 2-х отчетных периодов.
  • Получение информации от ИФНС о негативных результатах проверок или выявленных схемах ухода от налогов.
  • Снижение величины отчислений в бюджет по периодам при неизменных показателях фонда оплаты труда и численности.

Наличие любого из показателей увеличивает вероятность внесения предприятия в план проверок. Рассмотрим пример возникновения у налогоплательщика негативных показателей. Компания ООО «Бастион» представила за 9 месяцев 2015 года данные налоговой базы по 4-ФСС в размере 750 тысяч рублей. Одновременно по отчетности в ПФР в форме РСВ-1 указана сумма 700 тысяч рублей. В дополнение к нестыковкам бухгалтерия предприятия не перечисляла взносы за 2 квартальный период 2015 года. По итогам аналитического анализа предприятие ООО «Бастион» было предложено к включению в план проверок на 2016 год.

Начало процедуры выездной проверки ФСС

Регламент проведения выездных проверок обязывает ревизоров следовать четкому порядку действий. Нарушение документооборота или сроков влечет оспаривание результатов налогоплательщиком и отмены решения. Проверка осуществляется на основании решения территориального отделения ФСС.

Особенности оформления решения на проверку:

  • Право удостоверения документа имеет руководитель Фонда, его заместитель или иное лица, временно назначенное на должность приказом.
  • Проверка филиала предприятия, имеющего самостоятельный счет, баланс и рабочие места, производится на основании решения органа территориального расположения филиала.
  • В составесведений документа содержатся название налогоплательщика, цель проверки, период, охватываемый мероприятием, данные ревизоров.
  • Документ издается на фирменном бланке ТО ФСС, утвержденном вышестоящим органом.
  • Одновременно с решением (сразу после его вручения) налогоплательщику предъявляется требование о представлении документов.

В рамках совместных выездных проверок фондов решения и требования выписываются ФСС и ПФР каждым учреждением отдельно. Документы вручаются руководителю предприятия независимо друг от друга.

Как подготовится к проверке?

В ряде случаев при проверке ФСС выявляются нарушения, связанные с оформлением документов. Документы, заполненные некорректно, могут быть не признаны в составе расходов. Предприятие, получившее уведомление о проверке (решение) должно провести контроль документов на предмет наличия и полноты заполнения реквизитов.

Формы документов Обязательные реквизиты
Расчетные ведомости по заработной плате Подписи ответственных лиц
Платежные ведомости Подписи работников, получивших заработную плату наличным расчетом
Расходные кассовые ордера на разовые выплаты Полнота заполнения (суммы прописью, паспортные данные), подписи лиц
Табели учета рабочего времени Подписи руководителя и ответственных лиц
Листки нетрудоспособности Штамп, печати медучреждения, врача и расчет
Приказы Подписи об ознакомлении лица
Справки-расчеты, заявления Корректность заполнения

Право ответственных лицах, подписывающих документы, должно быть подтверждено приказами о назначении или временном исполнении обязанностей. До начала проверки необходимо отделить документы, касающиеся проверки от материалов, не представляющих интерес для проверяющих. При наличии недоимки по взносам в ФСС необходимо оперативно погасить задолженность.

Права инспекторов Фонда при проверках

В ходе мероприятия контроля ревизоры Фонда имеют право затребовать документы, подтверждающие данные, указанные в отчетности. Производится контроль точности начисления взносов и обоснованности произведения расходов. Проверке выездного контроля подлежат только документы, имеющие отношение к отчислениям и затратам социального характера по страховым случаям.

Группировка документов Составляющие формы группировки
Учредительного характера Устав, приказ о назначении руководителя
Внутреннего распорядка по выплатам работникам Положения об оплате труда, о премировании
Кадрового назначения Приказы, заявления, трудовые договоры, дополнительные соглашения, трудовые книжки и журналы учета к ним
Расчетов по заработной плате Табели, приказы о премировании, ведомости по начислению и выплате заработной платы, авансовые отчеты
Выплат социального характера Заявления, справки, листки нетрудоспособности, приказы, справки-расчеты, ведомости, кассовые документы, выписки банка, иные формы

В дополнение к первичным документам учета представляются итоговые формы – своды, регистры, отчеты. Перечень документов не установлен законодательством и определяется внутренними документами Фондов. Запросы проверяющих на предоставление документов могут производиться до составления справки об окончании проверки.

Рассмотрим пример проверки ТО ФСС предприятия ООО «Рассвет». В процессе контроля кассовых документов ревизор ФСС определил большое число выдач подотчетных сумм. По данным оборотной ведомости счета 71 был выявлен большой остаток сумм, не закрытых авансовым отчетом. При проверке РКО обнаружились суммы, выданные лицам, не относящимся к списку подотчетных лиц, срок выдачи которых значительно превысил месячный срок и попал в проверяемый период. Полученные данные позволили ревизору обозначить суммы как доход работников, включить в налогооблагаемую базу, начислить налог, пени и наложить штраф.

Сроки и этапы проведения проверок ФСС

Каждый этап мероприятия контроля имеет сроки, оговоренные законодательством. Окончание проверки оформляется справкой и актом, на составление которого отводится 2 месяца. К акту проверки с выявленными нарушениями должны прилагаться подтверждающие документы – копии форм первичного учета.

Этап проверки Срок оформления
Проведение проверки 2 месяца
Составление справки Последний день проверки
Оформление акта 2 месяца
Опротестование налогоплательщиком 15 дней
Принятие решения 10 дней
Вступление решения в силу Через 10 дней после подписания
Направление требования После вступления в силу решения

Соблюдение периодов исполняется каждым фондом. Срок проведения проверки предприятия может быть продлен по обстоятельствам:

  • Получения данных от УВД о фактах нарушений, требующих дополнительных мероприятий.
  • Возникновения форс-мажорных обстоятельств, влияющих на состояние документов, хранящихся на территории предприятия.
  • Наличия у компании обособленных подразделений.
  • Непредставление в указанный срок документов, указанных в требовании.

Продление срока проверки производится на основании решения, принятого вышестоящим органом Фонда.

Штрафы и санкции при выявленнии нарушений

Налогоплательщики, в учете которых выявлены нарушения, привлекаются к ответственности. При отсутствии своевременно представленного расчета влечет наложение санкций в размере 5% от суммы, начисленной к уплате по расчету за каждый полный и неполный месяц. Уклонение от представления расчета в электронном виде влечет наложение штрафа в размере 200 рублей.

Несвоевременная уплата взносов, возникшая при занижении налоговой базы, влечет уплату санкций в размере 20% (40% при умысле) от величины не уплаченного взноса. Если предприятие уклоняется от подачи документов для проверки, штраф за каждую не представленный документ налагается в размере 200 рублей. Дополнительным минусом может быть доначисление по аналогу – данным предприятия, имеющем примерные показатели ведения деятельности.

Начиная с 2015 года Фондом могут проводиться повторные проверки. В случае обнаружения нарушений, не выявленных при первоначальной проверки, на налогоплательщика не налагаются санкции.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Приведем перечень ответов на актуальные запросы налогоплательщиков

Вопрос № 1. Имеют ли право инспекторы ФСС в течение выездной проверки выносить документы из бухгалтерии предприятия?

Вынос документов налогоплательщика допускается только в форме копий. Оригиналы должны находится на месте проведения проверки выездного характера.

Вопрос № 2. Могут ли ревизоры ФСС испрашивать к проверке хозяйственные и гражданско-правовые договоры?

В ходе выездной проверки инспекторы могут произвести контроль гражданско-правовых договоров, заключение которых часто является скрытой формой трудоустройства. Данные хозяйственных договоров не относятся к сфере контроля Фонда и в предоставлении документов к проверке предприятие может обоснованно отказать.

Вопрос № 3. Сколько решений оформляется при совместной проверке ФСС и ПФР?

Документальное оформление результатов проверки производится каждым фондом отдельно. Решения по проверкам удостоверяются руководителями каждого учреждения. Даты решений могут совпадать.

Вопрос № 4. Должны ли проверяющие фондов ФСС и ПФР начинать проверку одновременно?

Вручение руководителям предприятий решений на проверки осуществляется одновременно.

Вопрос № 5. Могут ли ревизоры ФСС производить опросы работников предприятия в процессе выездной проверки?

Ревизоры ФСС имеют ограниченные возможности в рамках мероприятий контроля. Проверяющие не имеют права проводить осмотры, опросы, заказывать экспертизу, переводчика, проводить встречные проверки.