Народы населявшие аварский каганат. Авары. Кто они? Авары и Аварский каганат

Аварский каганат. История наследников Аттилы - Ирнаха и Денгизиха - это история распада гуннского объединения. Она начинается, примерно, с 461 г. (свидетельство Приска). Уже к концу V в. н.э., когда, согласно западным и армянским источникам, гунны возвращаются на Восток, они выступают там под иным названием. Прокопий и Моисей Хоренский называют предводителя белых гуннов, разбивших Пероза, «Кушнавар». В имени этого полководца сочетались два слова: кушан - термин, которым ряд армянских историков обозначает кочевников, т.е. кушан Средней Азии, и аваз=авар, имя известных преемников гуннов в Восточной Европе. Появление термина авар не совсем ясно. Отметим, что Днепр назывался термином Гунновар, в котором объединены два названия гунн+авар. В сокращённой форме термины авары и гунны сохранялись в племенном названии вархониты, являющемся изменением словосочетаний yap+хуни. Появление этого названия в письменных источниках падает на начало второй половины VI в., (примерно 557 г.) Приск упоминает в 461-465 гг. аваров, которые разбили савиров, потеснивших, в свою очередь, сараугуров, угуров и оноугуров, и отправивших в Константинополь посольство. Э. Шаванн считал, на основании данных Феофилакта, что Уар и Хуни - имена двух наиболее древних уйгурских князей, положивших качало двум родам, на основе которых возникли впоследствии вархониты: «они выявляются в наиболее знаменитых двух родах уйгуров Уар и Хуни, имена которых происходят от двух наиболее древних уйгурских принцев». Вархониты и авары были «псевдоаварами». Действительных аваров, или собственно аваров, Эд. Шаванн видит в кермихионах. Маркварт считал, что кермихион состоит из двух слов: Керм - червь и Хион - название жуаньжуаней, известных на Востоке в V-VI вв. н.э. Так как жуаньжуань есть имя насекомого, которым китайцы презрительно называли племена Мокулу, то это презрительное название сохранилось и на Западе в иранской форме Керм+Хион. Эд. Шаванн предполагал, что разбитые в 50-х годах VI в. тюрками жуаньжуани прибыли на Запад, где они образовали аварский союз и от псевдоаваров отличались своим названием «кермихионы». В. Томсен показал, что племена «апар апурым», упоминаемые в древнетюркских рунических текстах, и есть авары, переселившиеся из Центральной Азии в Европу, Но предполагать миграцию всех жуаньжуаней в Европу вряд ли приходится. Надо считаться с тем, что по пути предполагаемой миграции имелись полуосевшие массивы племён Средней Азии, в частности Кангюй и эфталиты. Поводом к миграции жуаньжуаней мог бы являться разгром их тюрками в 550 г. Но авары известны на Западе уже во второй половине V в. (в 461 г.). То же следует сказать и о племенах уйгуров, имена которых с разными аттрибутивными префиксами известны были на Западе раньше, чем на Востоке. Надо принять в этой части утверждение В.В. Радлова, что все разновидности уйгуров - кутургуры, утургуры, сарагуры и оногуры - колена и членения племени уйгуров; их названия - западнотюркского происхождения. Термин авар - греческое произношение термина абар. Русские летописи знают обров, арабский писатель Ибн-Хордадбех отмечает (наряду с хазарами) абаров или аваров. Аварское общество, повидимому, состояло из четырёх основных элементов: 1) местного, 2) гуннского, 3) тюркского (эфталитского), 4) жуаньжуаньского. Жуаньжуани после их разгрома в какой-то части были, наверное, включены в состав тюркских орд Средней Азии, связь которых с югом России бесспорна, Одна часть жуаньжуаней вошла в состав тюрков Монголии, другая бежала в Китай. В непосредственной связи с западнотюркским каганатом возникают хазары. Это проникновение монголо-тюркских племён в Восточную Европу не снимает возможности автохтонного возникновения аварского союза как непосредственного «наследника» гуннского образования. После распада объединения Аттилы вновь появляются многочисленные племена, которые откололись от гуннов и представляли в течение некоторого времени совершенно автономные образования. Основные племенные образования, которые были связаны с гунно-аварским объединением. Здесь, прежде всего, нужно выделить: 1) утургуров, 2) кутургуров, 3) сабиров, 4) позднее болгар (для Восточной Европы) и 5) эфталитов или белых гуннов для Средней Азии. Появившиеся на территории Восточной Европы племена гуры с их различными аттрибутивными префиксами (кут - счастливый, он - десять, ут - огонь (или трава), сары - жёлтый), являются ордами уйгуров, в конце V в. (492 г.) разбитыми к Западу от Алтая жуаньжуаньским каганом Дэулунем и его дядей Нагаем. С этого времени уйгуры (по-китайски гаогюй) оказались разбитыми на несколько частей, причём одна часть их откочевала на Запад. Получили они свою самостоятельность после разгрома гуннов, когда вообще в степях Восточной Европы выступают частные племенные названия. Утургуры и кутургуры назывались гуннами-киммерийцами и составляли две ветви гуннского племени. Утургуры обитали в области от впадения Дона в Азовское море и вплоть до Боспора Киммерийского. Кутургуры занимали место между Тиссой и Дунаем. Утургуры проникли в Крым, где столкнулись с «готами-тетракситами». Кутургуры в 551 г. вошли в союз с гепидами против лангобардов. Император Юстиниан, стремясь к умиротворению кутургуров, заключил союз с утургурами, которые после победы «готов-тетракситов», разбили кутургуров, взяв множество их в плен. Покорению кутургуров утургурами много способствовал Рим. Оправившись после поражения, кутургуры в 559 г. под предводительством Забергана перешли Дунай и разгромили несколько восточноримских провинций. Юстиниану удалось снова поднять утургуров под руководством Сандилаха против кутургуров. Борьба племен между собою ослабила их; авары получили тем самым возможность подчинить их себе и сделать своими подданными. Сабиры или савиры (уйгуры) сложились в «нацию», по выражению Ю. Клапрота, из нескольких родов. В середине V в. (указан 456 г.) они обитали на Северном Кавказе и входили в состав аварского каганата, где были под непосредственным началом урогов или онугуров. До этого ещё в 516 г. они проникли через Каспийские ворота в Армению, заняли также Каппадокию, Галатию и Понт, вплоть до Евхатии, которую, однако, не покорили. В 528 г. сабиры участвовали в восстании маздакитов, как и эфталиты, но были разбиты византийскими войсками под командой Дорофея. В 531 г. сабиры, снова пройдя через Каспийские ворота, напали на византийские владения в Армении, на Евфрате, в Киликии и Киррестике. В 555 г. 2000 сабиров под командой Балмаха, Кутилсиза и Илигера в союзе с Византией выступают против Ирана. В это время сабиры представляли собою ещё внушительную военную силу. К 558 г. они были разбиты вархонитами и осели в Албании, а в 585 г. их покорили византийцы. Последнее упоминание относится к 585 г., когда сабиры составляют часть византийских войск, но ещё в 622 г. они участвуют в войсках Ираклия против Сасанидского Ирана. Заключительным этапом их истории является подчинение болгарам. «Булгаре Сибирами или Сербами называли слуг и рабов, и в этом смысле слово Серб не только употреблялось Булгарскими Славянами, но и соседями их, Сербами, отчего в древних Сербских законах человек простой, подданный (plebeujus, rustiens) иначе не называется как Сербом. Даже теперь (1837 г., - А.Б.) несмотря на всякого рода перемены Сербы и Далматы называют селянина себар, сибор, ципор и т.п. Таким образом, из собственного и народного имени Сабиры, или Себиры, образовалось общее (нарицательное) Серб (селянин, деревенский житель, крестьянин)». Такого типа изменения семантики племенных названий неоднократны. Такие названия возникали вообще довольно часто, ибо труд земледельца, в представлении варвара-кочевника, был уделом прежде всего раба. Значительное место в племенном составе аварского союза занимали ещё болгары. Дунайские болгары были захвачены в орбиту гуннского завоевания и временно подверглись гуннскому, позднее аварскому влиянию, которое сказалось в их языке в виде тюркской лексики. Жужаньский период: 522-552 гг.- хан А-на-куей; 552-554 гг.- хан Кутты. ВТОРЖЕНИЕ АВАР Византиец Менандр сообщает, что авары «после долгого скитания пытались установить через своего посланника Кандиха связь с римлянами, требуя от последних дани и обещая ему (Юстиниану) защиту римских владений». Менандр далее отмечает, что «авары завели войну с утургурами с залами (гуннского племени) и сокрушили силы савиров». Дальнейшая история аваров связана с разгромом антов (557 г. н.э.) и убийством антского посланника Мезамира за дерзкое обращение его с аварским каганом. Авары находились в конфликте и с западными тюрками, их хаканом Силзивулом. В 558 - 560 гг. Северный Кавказ и восточное Приазовье подверглось нашествию авар под началом Байана (Баяна) принявшего титул кагана. Большинство городищ прекратило свое существование в VI в. Причину их гибели, в частности, тех, которые расположены на территории Украины, можно видеть в событиях, связанных с борьбой славян с кочевыми племенами аваров, закончившиеся покорением первых. Это тяжелое для славянской истории событие нашло свое отражение в Летописи: "Си же обры воеваша на славъни на примучиша дульбы, сушая славъни и насилье творяху женам дулебским". В первую очередь авары уничтожали укрепленные пункты славян. Так были сожжены Зимневское, Хотомельское городища. В слое пепла на городище Зимно было обугленное дерево, деформированная посуда, обугленные зерна злаков, обожженные человеческие кости. На склоне бугра, ниже оборонных сооружений, выявлен скелет человека, очевидно, защитника городища. Нападающими были несомненно авары, о чем свидетельствуют находки, характерных для авар трехлопастных наконечников стрел, некоторых металлических украшений аварского типа. После покорения сабиров, утургуров и кутургуров, авары напали на антов, которые отправили к ним посла Мезамира. Последний и был ими убит по совету некоего Котрагига (559-561). В Паннонии, между Дунаем и Карпатами аварским каганом Баяном было основано государственное объединение Аварский каганат (558 г. - 823 г.). Аварский каганат был полиэтнической державой, в составе которой основное население было славянским. Часто византийские историки отождествляли славян с аварами. Европейский Аварский каганат: 552 - 558 гг. - хан Кандлик; 558-602 гг.- хан Баян; 602-630 гг. - Царствование по очередности двух сыновей кагана Баяна. Столицей каганата был хринг на территории Тимишоары. Административное управление Верховная власть принадлежала кагану, избиравшемуся народным собранием. Наместником кагана был тудун, который, вероятно являлся правителем отдельной части страны, и югур (возможно главный жрец). По поручению кагана, дань в стране собирали так называемые тарханы (скорее всего - знать). За тарханами - вниз по иерархической лестнице - шли вожди племён и родов. Роль племенных старейшин была значительной в жизни как каждого племени, так и каганата в целом. По меньшей мере, половина вышеприведённых терминов имеет тюркскую этимологию. Тот же самый устойчивый тюркский фон прослеживается и при анализе дошедших до нас аварских антропонимов, что однако не может служить убедительным доказательством в пользу тюркоязычия собственно аваров, вышедших из Азии. Последние - «физические» авары - представляли в каганате доминантную элиту, пребывая при этом в меньшинстве по сравнению с аварами «идеологическими» (то есть теми, кто не имея аварских корней, самоидентифицировался с аварским этносом и отстаивал интересы каганата), не говоря уже о тех, кто вообще никак не идентифицировал себя с Аварией, не проявлял ни малейшей заинтересованности в её упрочении и возвышении, но всё же вынужден был выплачивать дань и подчиняться воле кагана. Экономика Экономическая система каганата была слабой и основывалась на кочевом скотоводстве; земледелие у аваров не было развито, и существовал каганат за счёт зависимых племён. Рабство у аваров не получило широкого распространения. На это указывает, в частности, тот факт, что в конце VI в. авары, захватив около 10 тыс. пленных, всех их убили. Известно также, что большинство пленных жителей Балканского полуострова, поселённых аварами в Среме, вскоре стали свободными. Эти поселенцы, имевшие в VII в. своего назначенного каганом князя, рассматривались аварами как отдельный «народ». Фактически они превратились в одно из военно-племенных подразделений каганата. Качество ювелирных изделий свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства у аваров. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса с богатой металлической гарнитурой. Искусство аваров, во многом, являлось продолжением так называемого «скифского звериного стиля» с его мелкой пластикой и стилизованными изображениями фантастических животных, как правило, в динамичных позах, среди которых часто встречается грифон. Исследователями подмечено определённое византийское влияние на ювелирное искусство у аваров. В целом же, если судить по обнаруженным археологами вещам, аварская культура имеет как прототюркские и иранские, так и китайские черты. На успешном развитии ювелирного дела у аваров сказался фактор его востребованности в каганате, так как авары сосредоточили в своих руках огромное количество изделий из благородных металлов, в том числе монет византийской чеканки. С середины VI в. византийцы выплачивали каганату дань золотом. Общая сумма годовой дани достигала 80 тыс. золотых солидов, а начиная с 599 г. увеличивалась и до 100 тыс. Со временем и эти суммы стали недостаточны. В начале VII в. византийские императоры платили аварам «за мир» ежегодно по 120 тыс. солидов. До 626 г. аварскому кагану было выплачено около 6 млн. солидов, что соответствовало 25 тоннам золота. Это несметное количество монет в оборот не поступало. Вероятно, авары переплавляли их для изготовления украшений, небольшая часть делилась между вождями. Искусство Качество ювелирных изделий свидетельствуют о высоком уровне развития ювелирного искусства у аваров. Авары были хорошими резчиками по кости, изготовляли великолепные ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева. По всей Европе пользовались большим спросом знаменитые аварские пояса с богатой металлической гарнитурой. Искусство аваров, во многом, являлось продолжением так называемого «скифского звериного стиля» с его мелкой пластикой и стилизованными изображениями фантастических животных, как правило, в динамичных позах, среди которых часто встречается грифон. Исследователями подмечено определённое византийское влияние на ювелирное искусство у аваров. В целом же, если судить по обнаруженным археологами вещам, аварская культура имеет как иранские, так и китайские черты. На успешном развитии ювелирного дела у аваров сказался фактор его востребованности в каганате, так как авары сосредоточили в своих руках огромное количество изделий из благородных металлов, в том числе монет византийской чеканки. Вооружение В облачении и вооружении воинов каганата нередко прослеживается смешение аварского, германского и византийского стилей, что выглядит вполне логичным ввиду полиэтничности его населения. Опорой аварского могущества являлась прежде всего хорошо организованная латная кавалерия. Само понятие «рыцарства» в Европе восходит именно к этому типу всадников. Авары впервые познакомили Европу с железными стременами и клинками с односторонним лезвием - прообраз позднейших сабель. Тактика Военная тактика аваров имела много общего с тактикой позднейших монголов: изматывание противника бесконечными манёврами без принятия ближнего боя («набег - отскок»), сопровождавшимися залповыми выстрелами из дальнобойных луков с последующим неожиданным вводом тяжеловооружённой отборной латной конницы, призванной деморализовать и рассечь вражеские построения. Эти действия нередко сочетались с внушением противнику ложных представлений о близости его победы и беспомощности неприятеля, вынужденного якобы всё время уклоняться и отступать. Византийцы внимательно изучали эти методы и признали их наиболее эффективными, позаимствовав у аваров не только их «революционные» стремена - позволявшие наносить мощные рубящие удары и, вообще, устойчиво держаться в седле - но и тип такого строя, когда впереди - конные стрелки без тяжёлых доспехов (избегающие ближнего боя «застрельщики»), а также аварские пики с ременными петлями и некоторые элементы войлочной защитной амуниции. Кроме всего прочего, авары умело использовали славянскую пехоту, бессильную против кавалерии аварского типа, но зато хорошо сражавшуюся в лесах и болотистой местности. Власть аварского каганата над славянами была тяга к середине VII в., когда авары потерпели ряд крупных поражении от византийцев, чехов и словен и наконец после поражения в битвах 635 - 641 гг. с болгарским союзом племен, возглавляемым Курбатом. Авары требовали у римлян земли для поселения и отправили в 562 г. специальное посольство к Юстиниану. Однако посланники были задержаны, так как некто Икунимон предал их, рассказав, что авары задумали восстание немедленно после переселения в римские земли. Задержка послов отмечается и Менандром в качестве причины возникновения недовольства аваров римлянами и попытки их хакана Баяна разбить римлян. (Шафарик указывает, что «авары, между прочим, и оттого ещё так упорно налегали на восточных антов, чтобы, наведши страх на прочих западных славян, тем легче можно было через них открыть себе путь в средину Европы, Панонский Подунай, этот рай кочевых и разбойничьих племён». Их стан, делившийся на девять больших кругов, обведённых рвом и насыпями (567-568), «занимает обе стороны Дуная, откуда они слишком 250 лет ужасным образом громили и теснили окрестные народы». Шафарик также предполагает, что в это время (в 563 г.) произошло покорение дулебов при вторжении аваров в Венгрию. Дулебы жили между Бугом и Стырем и проникли в Венгрию через Татрские горы у Дуклы. Это был один из древнейших и наиболее могучих союзов славянских племён, сохранивших своё значение несмотря на поражение, нанесённое им аварами. Очевидно, что его сложение произошло вслед за распадом гуннского племенного союза. Аварам удаётся в течение ряда лет получать дань с римлян. Они не могли распространять своей экспансии на Восток, так как там, в частности над эфталитами, господствовали западные тюрки. Естественно, что после отказа римлян (примерно в 565 г.) платить аварам дань, авары ориентируются на Запад. Благодаря постоянным взаимоотношениям аваров с римлянами до нас дошли указания, что авары сносились с аланами, в частности они просили аланского царя Сароса облегчить им доступ в Константинополь. Византия знала, что авары находились под властью тюрок. В силу многоплеменности аварского каганата трудно установить их этническое происхождение, тем более, что до сих пор не установлена этническая принадлежность жуаньжуаней, часть которых вошла в состав аварского каганата. Можно указать, что в аварском каганате были тюркоязычные племена, славянские, вероятно и угрофинские. Отмечаются и монгольские элементы. Так, например, имя предводителя аваров «Баян» не что иное, как монгольское слово богатый. В племенном названии «вархуниты» окончание «т» одна из монгольских форм множественного числа. Возможно, что монгольские элементы в аварском союзе были принесены жуаньжуанями, монголизм которых в настоящее время более или менее установлен. Византийские и западноевропейские источники (например Менандр, Павел Диакон) связывают аваров с гуннами, указывая (Менандр) на сходство аваров с гуннами, в обычаях и языке, или на генеалогическую связь аваров с гуннами (Павел Диакон). Поражал византийских историков явно восточный обычай ношения аварами кос. Всё это лишь доказывает, что аварский каганат, независимо от того, в каком количестве входили в него пришельцы, продолжил историю местных племенных образований на новом этапе варварского полугосударства. Письменные источники мало что говорят об экономике аваров. Как уже указывалось, ещё в 562 г. они отправляли посольство к Юстиниану с просьбой предоставить им земли для поселения. Можно предполагать, что они собирались переходить на пастушеские формы скотоводства, т.е. сосуществующего с земледелием. Стан на Дунае являлся основной их ставкой. Здесь была создана возможность оседающим аварам заняться земледелием, тем более, что в составе каганата были славянские племена, знавшие задолго до этого земледелие. Однако ещё в конце VI в. авары, как правило, были скотоводами. Константин Багрянородный сообщает: «Каждый год из других городов Далматии собирались конные воины и около тысячи были посылаемы из Салоны стоять стражей на реке Дунае ради аваров. Авары же жили на том берегу реки Дуная, где теперь тюрки, и вели кочующий образ жизни. Приходившие каждый год из Далматии видели часто за рекой скот и людeй. Однажды они решили переправиться, чтобы узнать, кто там живет. Переправившись таким образом, они нашли одних женщин и детей аваров, мужчины же и юноши были в походе». Это свидетельство указывает на общую экономическую основу аваров и гуннов-скотоводов. Авары были кочевниками-скотоводами, расширявшими свою экономическую базу посредством грабежей и завоеваний. Завоевание служило обмену с земледельческими народами, получению рабов, данников и новых территорий. Благодаря посольству Маниаха в 568 г. и ответному Земарха римляне непосредственно связались с тюрками и узнали, что последние считали аваров своими подданными. С этого времени авары и назывались псевдоаварами. Отказ Византии платить дань дал повод аварам направиться в Западную Европу, где они, по свидетельству Григория Турского, имели столкновения с племенами, населявшими Тюрингию, воевали с австразийскими франками во главе с их королём Сигибертом, захватив даже его в плен на Эльбе. В 570 г. от аваров в Византию был послан некий Апсих. Только после удачного сражения с византийским полководцем Тиверием договор, предложенный аварами, был утверждён и выполнен. Боясь военных столкновений с азиатскими тюрками, авары заключают союз с Византией и пользуются её защитой. Это вызывает негодование предводителя тюрок Турксанфа, который говорил византийскому послу Валенту (576), что «вархониты» являются подданными и рабами тюрок. Тюрки считали своими подданными не только вархонитов, но и утургуров. В 578 г. авары, по настоянию Византии, выступают против напавших на неё славян и их предводителя Лаврентия. Под предлогом военных действий против славян Баян врывается в Паннонию, и возобновляется борьба с Византией за город Сирмий авары использовали момент, когда Византия была отвлечена войной с Ираном. Борьба за Сирмий кончилась успешно для аваров. Мир с Ираном был заключён Византией в 591 г. В 582 году авары захватывают стратегический византийский форпост Сирмий, а на следующий год Сингидун и опустошают Иллирию. В 597 авары захватывают Далмацию, наводняя её хорватами. В 599 осаждают Томис на берегу Чёрного моря. Около 600 г. авары совместно со славянами-хорутанами заселяют Внутренний Норик. Авары вместе с лангобардами выступали против гепидов и их предводителя Гунимунда. Они заняли территорию гепидов, а позднее разбили и лангобардов. Разгром гепидов, союзников Византии, авары произвели вместе с лангобардами, требуя от них, «десятую часть всех четвероногих и если они одолеют неприятелей, то чтоб лангобарды уступили аварам половину добычи и всю землю гепидов». В это время авары объединяли многие племена. Баян согласился было уйти из византийских владений, потребовав с римлян сравнительно небольшую дань, но оскорблённый недипломатическим поведением римских посланников «приказал десяти тысячам уннов, называемых контригурами (кутургуры), перейти реку Саву и разорить Далматию, а сам со всем находившимся при нем войском направился через Истр и имел пребывание в пределах Гепидских». Известны дальнейшие попытки Баяна требовать с византийцев дань. Так, например, отмечу посольство Таргития, требовавшего дань, которую выплачивал Юстиниан кутургурам и утургурам, «так как в настоящее время этими народами обладает Баян, ты также выдашь нам (аварам) Усдивада, Гипеда и его людей; никто не станет отвергать, что это рабы Баяновы». В своё второе посольство Таргитий требовал город Сирмий и дань за все годы. Посольства Таргития были неудачны и кончились войной аваров с византийцами. В 618 авары вместе со славянами осаждают Фессалоники. В 623 г. западные славяне под предводительством Само поднимают восстание против авар. После победы восстания бывший франкский торговец был избран князем. Он вёл успешные войны с аварами и франками - в частности, после победы в 631 г. отвоевал у франков земли, заселённые лужицкими сербами. В 626 авары поддержали Персию в ирано-византийской войне и во главе славянских ратей осадили Константинополь. Византийцы нанесли аварам поражение из-за того, что славяне не смогли обеспечить аваров штурмовыми судами должного качества, а затем обидевшись на разгневанного по этому поводу кагана, покинули место дислокации. Авары же без славянской пехоты и штурмовых лодок взять столь хорошо укреплённый город как Константинополь оказались не в силах. В результате поражения авар под Константинополем в 626 г. от каганата отделяются кутригуры. В 631 г. авары на время подавляют восстание кутригуров. Хан Альцек после неудачной попытки захватить трон в Аварском каганате уходит со своей ордой из каганата. К 632 г. хан Кубрат объединив племена кутригур, утигур и оногур создаёт средневековое государство Великая Болгария, окончательно вытеснив авар из Северного Причерноморья и Нижнего Дуная. К 640 г. хорваты вытеснили авар из Далмации. Вероятно, именно к этому событию относятся следующие слова из стихов Георгия Писида: Скиф (т.е. авар) убивает славянина и гибнет сам, так они сражаются в крови до обоюдного уничтожения. Франко-аварская война Окончательное поражение Аварский каганат потерпел в конце VIII века в результате франко-аварской войны. В 788 баварскому герцогу Тассилону III удалось заключить с аварами союз против франков. Однако в том же году их войско было разбито и Бавария входит в состав Франкского государства. Тогда Карл Великий разработал план окончательной расправы с аварами. Это положило начало длительной борьбе между франками и каганатом. В 791 г. франки предприняли крупное контрнаступление против аваров, в котором участвовали и славянские отряды, в том числе карантанцы (предположительно, одни из предков словенцев, хорватов). Франкские войска выступили двумя колоннами: одна, под руководством Карла Великого, овладела пограничными аварскими укреплениями в низовьях Раба, другая, возглавляемая сыном Карла - Пипином - двинулась из Фриульской низменности и, достигнув верховьев Савы, захватила здесь аварский хринг. Уже эти первые же неудачи повлекли за собой внутреннюю смуту, вылившуюся, кроме всего прочего, в убийство югура и кагана, что позволило фриульскому маркграфу Эрику в 796 г. нанести аварам решающий удар и взять столицу каганата - главный хринг аварского племени, находившейся, вероятно, в Трансильвании (Ринг). Франки одержали полную победу, ликвидировавшую политическую самостоятельность Аварского каганата. В Ахен отправились обозы с сокровищами, накопленными аварами в течение столетий. Положение усугубила и активная антиаварская позиция протоболгар. Несмотря на безнадёжную ситуацию, авары - в подавляющем своём большинстве - не пожелали ни признать своего поражения, ни откочевать в безопасное место, но напротив яростно сопротивлялись, в результате чего потери оказались столь катастрофическими, что они никогда больше не смогли от них оправиться. Почти вся знать погибла. Все же авары долго не смирялись с поражением. В 797 г. они восстали, и франки вынуждены были повторить поход, вновь увенчавшийся успехом. В конце 797 г. аварские послы опять присягнули на верность Карлу Великому. Однако восстание поднялось снова в 799 г., а в 802 г. были убиты франкские должностные лица. Отдельные выступления аваров против франков имели место вплоть до 803 г. В 803-804 гг. болгарский владетель хан Крум захватил все аварские земли до Среднего Дуная. Сами авары в пределах этих территорий явно были быстро ассимилированы, вероятно из-за родственности этносов авар и протоболгар. В 798 г. в Зальцбурге было учреждено архиепископство, проповедовавшее аварам христианскую религию. В 805 г. новую веру принял сам каган. В этом же году болгарский хан Крум отвоевал земли тимочан у Аварского каганата. В 814 г., накануне франкского разгрома, авар возглавлял тудун Кажд, в дальнейшем принявший имя Теодорус. Исчезновение аваров Превратив остатки аваров в своих вассалов и поставив во главе их крещённого кагана, франки предоставили им, в пределах Восточной марки, часть области, с центром около Саварии (ныне г. Сомбатхей, принадлежащий Венгрии). Вскоре сюда стали проникать карантанцы. Их натиск был настолько интенсивным, что в 811 г. франки оказались вынужденными выступить на защиту аваров. Последний раз как отдельное племя, находившееся в вассальной зависимости от франков, авары упоминаются в источниках, датированных 822 г. Через шесть лет, в ходе административных реформ Франкского государства, они были превращены в королевских подданных. На протяжении IX в. авары постепенно растворяются среди нахлынувших в Задунавье славянских и немецких поселенцев. В 899 г. Паннонию захватывают венгры, с которыми сливаются остатки авар.

В раннее Средневековье была популярна молитва, в которой просили Бога уберечь молящихся от мадьяра, норманна и авара. Побежденные Оттоном мадьяры образовали Венгерское королевство. Норманны, помимо того что создали Швецию, Норвегию и Данию, сыграли значительную роль в истории и становлении таких государств, как Франция, Англия и Россия. Судьба авар была наиболее плачевной. Они просто исчезли.

Авары (славяне называли их обрами) были тюркоязычным кочевым племенем, жившим первоначально на Волге и Каспийском море. Вместе с покоренными в 461 г. уйгурами они сформировали своеобразную конфедерацию в степях Волги. После распада Гуннской империи в VI в. они вторглись в степи Западного Прикаспия и далее в Северное Причерноморье, Подунавье и на Балканы. В Паннонии, между Дунаем и Карпатами, во главе с ханом Бояном было создано государство Аварский каганат с многочисленными укрепленными кольцеообразными станами - рингами. Столичный ринг находился на месте современного болгарского города Преслав. Он был укреплен девятью следовавшими друг за другом стенами.

Подданные кагана не отказались от кочевой жизни. Большую часть доходов приносил грабеж европейских стран и народов. Пик могущества Аварского каганата пришелся на первые 70 лет его существования. Были крупные победы в Далмации, Иллирии и Мезии, походы на антские (вероятно, славянские) племена на территории нынешней Украины. Авары доходили до Константинополя, серьезно влияя на политические события в Византии. Бороться с каганом отправляли лучших военачальников. Византия вынуждена была платить аварам большую дань.

Ряд чувствительных поражений был нанесен кочевниками и франкам. Король Сигиберт II побывал в плену у кагана и вышел на свободу только в обмен на обещание женить своего сына Дагоберта на аварской княжне Рихали. Молодожены получили в удел приморский городок, впоследствии названный Ла-Рошель и прославившийся как центр еретических движений в средневековой Франции.

Набеги авар были опустошительны и жестоки, они наводили ужас на народы Европы даже в то суровое время. Однако в 20-е годы VII в. положение несколько меняется. Византийскому императору в 626 г. удается нанести аварам, осадившим было его столицу, очень серьезное поражение. Против аварского ига было организовано восстание союзом западнославянских племен, которым руководил купец Само - правитель недолговечного славянского государственного образования в Центральной Европе. Когда на Дунае в 70-е годы VII в. появляются булгары, они не встречают со стороны недавно еще мощных кочевников серьезного сопротивления и ограничивают влияние кагана в Паннонии, образуя свое царство. Большая часть славянского населения на Балканском полуострове признала господство булгар, поскольку находила его менее тяжелым, чем аварское. Со стороны франков борьбу с укрепившимися на территории современных Австрии, Венгрии, Чехии, Румынии и Югославии в середине VII в. аварами повел майордом Арнульф Геристальский.


Однако честь окончательного разгрома Аварского каганата выпала на долю блистательного завоевателя Карла Великого и его полководцев, которые неуклонно продвигались на восток. После покорения Баварии пришла очередь и каганата. В 788 г. авары совершили опустошительный набег на земли франков, а через три года пришла очередь Карла ответить на эту дерзость. Летом 791 г. армия франкского повелителя с трех сторон вторглась в страну авар и дошла до Венского леса, где находились их укрепления. Те бежали в глубь страны, преследуемые франками до впадения реки Раб в Дунай. Погоня прекратилась только из-за начавшегося в войске Карла Великого массового падежа лошадей. Франкская армия вернулась в Регенсбург, нагруженная добычей.

На некоторое время Карла отвлекли нескончаемые саксонские проблемы. Тем временем хорутанский князь Войномир возобновил войну против авар, взял их укрепленный ринг и захватил богатую добычу. Летом 796 г. сын Карла Пипин и полководец Эрик из Фриули вновь повели войско на авар. Страна была опустошена, а столичный ринг разрушен до основания. Казна авар, все захваченные ими за двести лет сокровища, дань византийцев и пр. оказались в руках победителей. Каган Тудун крестился в Аахене, причем крестным отцом был сам Карл. По преувеличенным, но не лишенным оснований рассказам хронистов, в Паннонии в конце VIII в. не осталось ни одного человека, на месте рингов не было никаких следов человеческой деятельности. Действительно, авары перестали играть какую-либо роль в европейской истории. Вероятно, они были полностью ассимилированы народами Западного Причерноморья и Подунавья. Хроники сохранили рассказ о еще одном решительном поражении авар. В 867 г. истребление этого некогда могущественного народа завершили болгары.

В результате событий 602-го и последующих годов Аварский каганат на короткое время оказался в роли сильнейшего государства как минимум Восточной Европы. Для кочевой знати во главе с каганом это само про себе означало сигнал к активным действиям. Не только по окончательному сокрушению врагов, но и по покорению вчерашних союзников. Внезапный успех вскружил верхушке каганата голову. Мы достаточно подробно можем наблюдать это на примере отношений с лангобардами. Уже очень скоро объектом агрессии кочевников, наряду с ромейской Истрией, оказался и лангобардский Фриуль. Но один из первых ударов пришелся по "союзным" каганату славянам.
Переселение славян за Дунай отвечало интересам авар - в том числе и в смысле установления более прочной власти над "союзниками". Разрозненные по большей части "роды", не обосновавшиеся еще на новых землях, естественно, искали объединяющее начало, могущественных покровителей. А такими могли выступить только авары. С другой стороны, переселение, начавшееся от избытка народа, постепенно начало ослаблять, даже обескровливать славянские земли к северу от Дуная. Авары быстро подметили, что это открывает для них новые возможности.
Еще в первые годы VII в. (если не ранее) авары установили более плотный контроль над славянскими землями к северу от Среднего Дуная. Эти территории - Поморавье и примыкающая к нему южная Словакия. Здесь в VII в. распространяется культура, названная археологами "аваро-славянской".
Авары не только обложили данью подвластные славянские племена, но и взяли себе в обычай зимовать в славянских придунайских землях. Во время этих зимовок они брали себе на ложа и дочерей, и жен славян. Детей от этих браков каганы намеревались использовать в своих интересах. Памятниками авар к северу от Дуная остались кочевнические захоронения в славянских или смешанных могильниках - в сопровождении коней, с предметами конской сбруи. Они обнаружены повсеместно - но в небольшом по отношению к общему числу погребений количестве. Наиболее крупные аваро-славянские кладбища появились в VII в. в Поморавье и Словакии. В Голиаре 26 аварских всадников с конями погребены на старом славянском могильнике, среди сожжений славянских общинников. Вместе с ними появляется гончарная керамика позднеримских и дунайских типов. В Нове Замку близ Нитры из 514 погребений - 26 всаднических с конями, в 4 случаях с оружием. Основанный в начале VII в. могильник в Желовцах (Словакия) в числе 870 могил содержал немало всаднических погребений. В 18 из них найдены кочевнические сабли, в том числе в одном детском, в 10 - луки. При оценке этих данных надо иметь в виду, что погребения совершались на протяжении весьма долгого времени, до полутора-двух веков. Аварские вещи обнаруживаются и на славянских поселениях в Словакии и Южной Моравии. Дальше на север проникали лишь отдельные авары - или аварские предметы. Богатые поясные наборы, к примеру, ценила и чешская знать.
Аварские воины-всадники пытались заменить собой и своим полуславянским потомством племенную верхушку, но численность их оставалась незначительной. Местная же знать в значительной части оказалась истреблена. Остатки родовых "господ" служили завоевателям в качестве старшин административных округов каганата, жуп - жупанов. Этот титул для обозначения мелкого племенного вождя-старейшины позднее прижился у западных и юго-западных славян. Жупы примерно соответствовали (а затем стали точно соответствовать) малым славянским племенам, включавшим по нескольку "родов"-общин.
Славяне обеспечивали завоевателей не только продуктами земледельческого труда, но и воинской силой. "Когда гунны шли в поход, - пишет Фредегар, - против какого-либо народа, гунны, собрав свое войско, стояли перед лагерем, виниды же сражались. Если они оказывались в состоянии победить, тогда гунны подходили, чтобы захватить добычу. Если же винидов одолевали, то, поддержанные гуннами, они вновь обретали силы… Они шли впереди гуннов, образуя в сражении двойную боевую линию ". Отсюда происходило наименование славян в аварской среде - латино-германское слово "бифульки", "двойное войско". Помимо всего прочего, славянские мастера изготавливали для авар ремесленные изделия - в том числе оружие и детали высоко ценившихся кочевой (и славянской) знатью поясных наборов. Привезенные с востока образцы становились импульсом для дальнейшего развития славянского ремесла.
На обширных покоренных каганатом пространствах естественным образом встречались и сливались различные культуры. Так и славянская культура на среднем Дунае уже в самом начале VII в. переплелась с романской и германской. Ранее подобное происходило преимущественно в приальпийских землях Норика с их смешанным населением. Теперь это характерная черта аваро-славянской культуры Подунавья. Поспособствовали принудительные переселения целых племен и жителей придунайских римских городов, устраивавшиеся каганами. В процесс включились и подвластные кагану племена балканских славян. Потому языки предков чехов и словаков (особенно среднесловацкие диалекты) сблизились со славянским югом.
Северные славяне восприняли от новых соседей гончарный круг. В славянской среде к северу от Дуная на смену лепной пражско-корчакской приходит новая гончарная керамика так называемого дунайского типа. Родившись в центральных областях каганата, у славян она восприняла многие черты местной посуды. Керамику украшали простейшим, но богатым орнаментом - волнистым или линейным. Уже скоро, в считанные годы, гончарство (как и другие черты аваро-славянской культуры) выходит за пределы каганата и распространяется среди его врагов. Культурное взаимодействие славян по обе стороны аварской границы не прерывалось. К тому же из аварской Паннонии бежали на свободный еще север как славяне, так и создавшие дунайскую керамику романские гончары.
Появляются в славянской среде и погребения по обряду трупоположения здесь как раз под воздействием самих завоевателей, а не только покоренных ими народов. Славяне хоронили умерших на одних кладбищах с аварами. Славянские могилы отличаются западной или юго-западной ориентировкой погребенных и сравнительно небогатым инвентарем (посуда, отдельные украшения). В некоторых из них, как и у авар, - романское влияние, - находят остатки деревянных гробов или обкладки захоронений досками. Но в основном славяне сохраняли верность своему обычаю кремации. К VII в. относится ряд грунтовых могильников с трупосожжениями в Поморавье и других славянских землях.
Наконец, вслед за своими сородичами с приальпийских земель, славяне Среднего Подунавья восприняли от романцев начала крепостного строительства. Стены градов начали местами строить из камня, а на подсыпанном к стенам валу устраивались деревянные палисады, решетки или иные дополнительные заграждения. Эту новую технику тоже быстро восприняли и противники каганата. Уже в первых десятилетиях VII в. грады нового типа вырастают в Чехии, Моравии и даже в междуречье Лабы и Заале.
Интенсивное градостроительство, развернувшееся по обе стороны границы, - недвусмысленное свидетельство разжигавшихся аварами распрей между союзными и враждебными им славянскими племенами. Оно принесло наступившей на землях Чехии и Словакии в VII в. эпохе название "старогородищенской". К этому периоду относится возникновение целого ряда важных в будущем градов Моравии (Микульчице, Старе Место, Бржецлав-Поганско, Зноймо и др.) и Словакии (Нитра). В их древнейших слоях преобладает еще пражско-корчакская керамика. Некоторые из них, впрочем, еще не были тогда укреплены. Но Микульчице - самый старый и значимый среди градов Моравии - уже на первом этапе своего существования, с начала VII в., защищен частоколом. Здесь вместе со славянами жили и завоеватели-авары.
Авары и их поданные чаще выступали как нападающая сторона. Поэтому большинство градов строилось к северу от аварских границ. Особенно много их в Центральной Чехии, вплоть до границы с Моравией. Но есть они и в других областях. Ранние грады являлись, прежде всего, убежищами от кочевнических набегов. Со временем, однако, в них появляется постоянное население. Жители градов занимались возделыванием окрестных земель. Но размещение в градах князей с их дружинами притягивало мастеров, работающих на заказ. Так грады превращались в центры ремесла. Защищались они обычно деревянным палисадом. Но тогда же, в VII в., славяне возводят уникальную оборонительную систему в Праховских скалах. Используя выгоды гористой местности, они восстановили и расширили древние валы, превратив гнездовье неукрепленных сел в настоящую крепость против кочевников.
Грады с рубежа VI–VII вв. строят славяне и дальше на север, в Силезии. Среди первых силезских градов - Гостынь, Кленица, Пшыток, Попенчыце, Полупин, Каменец. Все это небольшие племенные крепости-убежища. Но некоторые из них определенно возводились и как политические центры племен.
Авары не ограничились закреплением власти над уже покоренными славянами Среднего Дуная. Следующий удар направили на восток, в земли дулебов. Уже на рубеже VI/VII вв. каганат установил контроль над Нижним Подунавьем. В условиях оттока отсюда славян на Балканы этот контроль неизбежно укреплялся. В то же время дулебы, отдавшие великому переселению на юг немало и своих людских сил, имели основание считать земли дунайцев (а может, и задунайские) своими. Это - наиболее вероятная причина прямого столкновения между ними и аварами, происшедшего в пору наивысшего расцвета каганата, в первой четверти VII в.
Столкновение это положило конец дулебскому союзу племен под главенством "царя" бужан Мусока (Маджака). То ли в связи с аварским ударом, то ли независимо от него (или даже невольно создавая для него условия) в среде дулебов разразилась распря. Власть бужанского великого князя над огромной территорией, на которой расселились происшедшие от бужан племена, неизбежно стала призрачной - а со временем и вызвала раздражение. "Раздоры" привели к распаду союза и возникновению независимых племенных "княжений". Это событие отразилось не только в волынском предании, записанном в Х в. Масуди, но и в русских летописях. "Повесть временных лет" говорит об одновременном возникновении племенных "княжений" у древлян, дреговичей и полян. Правда, киевский летописец предпочел приурочить это событие не к гибели древнего дулебского союза (о чем говорит в другой связи), а к смерти основателя Киева, Кия.

"Повесть временных лет" сохранила иное волынское предание - об установившемся теперь и над дулебами аварском иге. "Обры, - повествует летописец, - воевали со словенами и угнетали дулебов, сущих словен, и насилье творили женам дулебским. Если ехал куда обрин, не давал впрячь ни коня, ни вола, но велел впрячь 3, или 4, или 5 жен в телегу и везти обрина, - так вот мучили дулебов. Были ведь обры телом велики, а умом горды... "
Как и в среднедунайских землях - хотя и совсем в ничтожном количестве - на Буге появились аварские наместники. Они наезжали в основные земли дулебов-бужан, в прежний центр племенного союза. Число их, повторим, было крайне мало, и едва ли они отдалялись от реки на восток. Но память о чинившихся ими насилиях крепко держалась еще спустя почти полтысячи лет.
После аварского завоевания, в первой половине VII в. (вследствие аварского погрома или племенных распрей) прекратилась жизнь на городище Зимно - в стольном граде "Маджака". Бывший дулебский союз распался не на четыре, как можно было бы заключить по племенной карте X–XI вв., а на гораздо большее число независимых племенных "княжений". Совсем не обязательно "княжения", особенно на первом этапе, соответствовали целому племенному союзу. Более вероятно, что первоначально независимыми объявили себя все "малые" князья отдельных племен. Среди них, несомненно, древляне, дреговичи и поляне, - но также и берзичи, и жеревичи, и многие иные племена, забытые к моменту создания летописей, но известные источникам еще IX столетия. При этом многие из них еще сознавали свое дулебское единство (принадлежали к одному роду?) и продолжали титуловать себя "малыми" - как древлянские князья вплоть до конца своего племенного княжества.
В прямое подчинение аварам перешли лишь земли собственно бужан вдоль Западного Буга, где прежде стояло Зимно. При этом какая-то часть дулебской знати ушла от завоевателей на восток, в земли племенного союза лучан. По крайней мере, складывается ощущение, что автор "Повести временных лет" считал бужан (волынян) лишь территориальными преемниками древних дулебов. "Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне ", - сказано в летописи. Потомками же, своеобразными наследниками дулебов числили себя, судя по известию Яна Длугоша, жители восточной Волыни - лучане. Этот племенной союз существовал к IX в. и являлся одним из сильнейших в регионе. В VII же в. какая-то часть и лучан была подчинена или пленена аварами - составив основу позднейшего чешского племени лучан. Дальше, однако, "обры" вряд ли продвинулись. "Дерева" на западе и полесская "дрегва" на севере без местной подмоги становились неодолимой преградой.
Если дулебы являлись пусть условными, но союзниками каганата, то другая племенная группа тогдашних восточных славян - анты - всегда находилась с каганатом во вражде. Аварский каган готовил поход на антов еще в 602 г., но тогда тот прервался мятежом его подданных. Теперь, после краха ромейского могущества, анты, вчерашние союзники Империи, остались с аварами наедине. Возмездие за помощь ромеям должно было последовать неизбежно. И есть все основания считать, что оно последовало - до или после покорения дулебов.
Следов массового разорения и истребления антов нет. Но авары и не ставили это всерьез своей целью. Они нуждались в антских землях с населением, а не без. Следом обоснованной тревоги, охватившей антскую дружинную знать на рубеже VI/VII вв., остались, прежде всего, невскрытые клады Среднего Поднепровья - в том числе знаменитый Мартыновский, давший имя всей этой группе антских древностей. Оставшиеся в живых владельцы вещей бежали от авар в глубь Левобережья, либо дальше на восток - в союзную болгарскую Степь. Авары на несколько десятилетий оказываются западными соседями болгар приазовской Великой Болгарии, и хан Куврат вынужден вступить с ними в прямые сношения - на первом этапе враждебные. Восточную границу продвижения авар в начале VII в. отмечает местное древнерусское название "Обров" на Левобережье, в окрестностях города Переяславля.
Новое аварское нашествие поставило точку в более чем столетней истории антского племенного объединения. Оно окончательно распалось и исчезло со страниц источников. Последнее упоминание антов - кратковременное воскрешение титула "Антский" византийским императором Ираклием в новелле 612 г. За этим упоминанием не стоит ничего конкретного. Пышная титулатура восточно-римских императоров, от использования которой Ираклий вскоре вовсе отказался, являлась лишь следом неподкрепленных притязаний на наследие Юстиниана. Разве что можно с какой-то степенью вероятности допустить, что Ираклий уже тогда искал связей с сербами и хорватами в Центральной Европе. Равеннскому Анониму, писавшему на грани VIII в., встреченное у Иордана имя антов ни о чем не говорило, и он передал его как Itites. Так сошли со сцены большой истории племена, некогда державшие в страхе немалую часть Европы.
Впрочем, сами анты остались - просто потеряли свое политическое влияние. Они, как видно, сохраняли еще и свое забытое остальной Европой самоназвание. Некоторые из них, на Левобережье и в лесостепном Среднем Поднепровье, либо сохранили независимость от каганата, либо быстро восстановили ее. Подобно дулебам, анты разделились на несколько племенных "княжений", практически не привлекающих внимания тех держав, что строили в Северном Причерноморье свою политику.
Участь же дулебов и антов, оказавшихся под аварским игом, отягощал не только аварский гнет. Стремясь обеспечить центр каганата податным земледельческим и ремесленным населением, а заодно сплотить разноплеменные провинции в единое целое, каганы и Восточную Европу вовлекли в водоворот своей переселенческой политики. Множество выходцев из антских и дулебских областей, сорванных с родных мест, принудительно расселили на западе. Дулебы осели в пределах каганата целыми племенами - в Паннонии, в Норике и, прежде всего, в Южной Чехии, где стали основным населением. Поселяя чужаков-дулебов к северу от Дуная, в землях, пограничных с враждебным хорватским племенным союзом, каган укреплял, а не ослаблял этот участок рубежей своей державы. Выселяли для этой цели преимущественно боеспособных мужчин, которые женились на местных славянках.
Дулебы принесли в Чехию курганный обряд захоронения, дотоле на Среднем Дунае неизвестный. Он распространился у племен, подвластных каганату, - у заселивших большую часть Южной Чехии дулебов, у соседних с ними с востока мораван, у части северо-западных и восточных словацких "родов". В эту же группу зависимых от каганата племен вошли (или произошли от них) жившие к северо-востоку от дулебов зличане. Их регион с центром в Либице неглубоко, но врезался между чешским и собственно хорватским. Зличане сложились в результате смешения хорватов и продвинувшихся на север дулебов. Один из позднейших градов этих мест недаром носил имя Дудлебу. Отпадение зличан от хорватского союза, при небольших размерах их территории, являлось довольно значимым успехом авар. Он доказывал эффективность опоры на вынужденных переселенцев-дулебов. Именно от зличан восприняли позднее курганный обряд сами хорваты - единственные из враждебных аварам племен. Впрочем, давление авар привело к более плотному заселению в этот период не только юга, но и хорватского северо-востока Чехии. Среди переселенцев, конечно, были и беженцы из числа тех же дулебов. Авары покорили и часть Чехии к западу от Лабы. Здесь, по Огрже до ее впадения в Лабу, они расселили зависимых от себя лучан.
Следы присутствия переселенных аварами славян в Паннонии довольно многочисленны. Сначала славяне сохраняли верность исконному погребальному ритуалу - трупосожжениям, заключая прах в урны пражско-корчакского типа. Затем, на протяжении VII–VIII вв., можно наблюдать постепенное восприятие ингумации. В отличие от авар, славяне хоронили умерших головой к западу. Подобные захоронения отмечены на многих паннонских могильниках аварского времени (Орослан, Покасепетк и др.). Среди встречающихся в захоронениях славянских вещей - пальчатые фибулы, ритуальные ножи с волютообразной рукоятью. В свою очередь, паннонские славяне, как и сородичи в Поморавье, освоили гончарный круг и стали изготавливать посуду дунайского типа. Ассимиляции славян не произошло - при всем взаимодействии с аварами, романцами, германцами они сохраняли свою самобытность.
Избыток славянского населения в среднедунайских областях, образовавшийся в результате переселений, позволил каганам использовать славян и для освоения иных земель. Часть таких переселений могла происходить стихийно, но другая, вне сомнения, являлась частью каганской политики. На юго-востоке в VII в. усилилось проникновение славян в населенные прежде гепидами и отчасти влахами земли Трансильвании. При этом приходят славяне вместе с аварами. Двигались они из Потисья или из Закарпатья, по реке Сомеш. По приходе они подселялись на уже существующие поселения гепидов и романизированных туземцев. На западе славяне, носители аваро-славянской культуры, постепенно осваивают будущую Нижнюю Австрию.
Наконец, ко времени наивысшего могущества каганата в первых десятилетиях VII в. относится проникновение славян из Среднего Подунавья в верховья Майна. Здесь у впадения реки Регнитц, неподалеку от современного города Бамберг, известны урочище Кнетцгау, "винидский холм" Винидсхейм и "княжий град" Кнетцбург. Обнаружено множество фрагментов пражско-корчакской керамики - явное свидетельство существования здесь с первой половины VII в. славянских поселений. Их возникновение могло объясняться бегством славян (лучан или их соседей) от аварского гнета под защиту противостоящего аварам Франкского государства, ближе к его границам. Выход на Майн мог быть и просто естественным следствием движения чешских "родов" вверх по Огрже - движения, которое, конечно, ускорилось и аварским натиском, и переселением лучан.
С другой стороны, имели место и обратные переселения славян из придунайских земель в Восточную Европу. Находки на Пастырском, в Зимно и на ряде других переселений свидетельствуют о присутствии здесь мастеров-ремесленников со Среднего Дуная. Они принесли на юг Восточноевропейской равнины некоторые новые техники работы по цветным металлам, свой художественный стиль, типы украшений. Среди этих переселенцев имелись и славяне. Мастеров, работавших на заказ, приводили с собой воины-авары.
Славяне, как мы видим, немало нового восприняли в свою культуру под властью каганата. В отношениях их с аварами на первых порах трудно увидеть явную враждебность. Славянские воины не только сражались вместе с аварами против общих врагов - прежде всего, ромеев. Они, пусть вынужденно, бились и против собственных, славянских же, сородичей, в подталкиваемых каганом распрях. Однако все это, разумеется, не свидетельствует о смирении славян с аварским игом, насильственным и унизительным - скорее, в конечном счете это только усиливало чувство унижения.
Если же говорить о культурном взаимодействии, то оно происходило главным образом не с завоевателями, а с такими же завоеванными народами - романцами, гепидами. Следы тесных контактов с альпийскими романцами сохранились в праславянском языке. Происшедшие примерно в аварскую эпоху языковые заимствования широко разошлись не только в приальпийских землях, но по всему северном славянскому ареалу, вплоть до восточнославянских языков. Заимствования эти по преимуществу (но не исключительно) отражают взаимодействие в хозяйстве - растениеводстве, металлургии и т.д.
Сокрушение аварами существовавших около века славянских племенных союзов само по себе подавило волю к активному сопротивлению у многих славян. Причины падения антской и дулебской племенных конфедераций для современной науки лежат на поверхности - прежде всего, это сама их непрочная структура. Однако первое поколение очевидцев, славян-язычников, победа авар сама по себе заставляла видеть в завоевателях некую потустороннюю силу, борьба с которой бесполезна. Авары, разумеется, использовали в своих интересах и представления самих славян о ритуальных и общественных обязанностях любых покоренных перед покорителями. Это не исключало, однако, ни ненависти к "насильникам", ни пассивных форм борьбы - прежде всего, тайной помощи противникам авар.
Об одном таком эпизоде, имевшем место где-то в приальпийских землях Норика после 610 г., рассказывает Павел Диакон. Его прадед Лопихиза при разорении аварами в 610 г. лангобардского Фриульского герцогства с другими детьми авары увели в Паннонию. Спустя годы ему удалось бежать из плена. Приют он нашел в каком-то славянском селении. "Когда одна женщина, уже пожилая, его увидела, то сразу поняла, что он беглец и страдает от голода. Движимая жалостью к нему, она спрятала его в своем доме и тайно давала ему понемногу еды, чтобы не погубить его совсем, если сразу накормит его досыта. Именно так, надлежащим образом, давала она ему пищу, пока, отдохнув, он не восстановил свои силы. А когда она увидела, что он уже в состоянии идти, то, снабдив его провизией, указала, в какую сторону он должен держать путь. Через несколько дней он вступил в пределы Италии и пришел к дому, где родился ".
Именно в эти десятилетия наивысшего могущества каганата в северные славянские диалекты входит слово "обры" - авары. Оно на долгие века осталось обозначением мифических злых великанов, богоборцев, "варваров". Такое же представление мы находим запечатленным и в летописной притче об "обрах". Значения этого слова лучше всего характеризуют отношение славян к культурному и политическому "симбиозу" в рамках Аварского каганата. Установившееся аварское иго с самого начала вызывало всеобщую ненависть. Оно держалось только на представлении об исключительном могуществе завоевателей, сложившемся из-за их впечатляющих ратных успехов. Свержение аварского господства являлось делом времени.

Ава́рский кагана́т - государство, существовавшее с 562 по 823 год на территории современных Венгрии, Австрии, Швейцарии (частично), Словакии, Хорватии, Румынии, Сербии, Польши, Украины.

Основано аварским каганом Баяном. Одно из самых влиятельных государств своего времени, контролировавшее всю Восточную Европу, в том числе часть земель более поздней Киевской Руси.

  • 1 История
    • 1.1 Франко-аварская война
    • 1.2 Исчезновение аваров
  • 2 Административное управление
  • 3 Этнический состав
  • 4 Экономика
  • 5 Искусство
  • 6 Список аварских каганов
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Ссылки

История

Аварская погребальная урна, VII-VIII век, Закарпатье

Историю аварского каганата обычно начинают с 562 года. При кагане Баяне I авары, в союзе с лангобардами, уничтожили королевство гепидов и закрепились на Среднем Дунае. Столицей каганата был хринг на территории Тимишоары.

В 582 г. авары захватывают стратегический византийский форпост Сирмий, а на следующий 583 г. - Сингидун и опустошают Иллирию.

В 597 г. авары захватывают Далмацию, после чего её заселяют предки хорватов. 599 г. осаждают Томис на берегу Чёрного моря.

Около 600 г. авары совместно со славянами-хорутанами заселяют Внутренний Норик.

В 618 г. авары вместе со славянами осаждают Фессалоники.

В 623 г. западные славяне под предводительством Само поднимают восстание против авар. После победы восстания бывший франкский торговец был избран князем. Само вёл успешные войны с аварами и франками - в частности, после победы в 631 г. отвоевал у франков земли, заселённые лужицкими сербами.

В 626 г. авары поддержали Персию в ирано-византийской войне и во главе славянских ратей осадили Константинополь. Византийцы нанесли аварам поражение из-за того, что славянские штурмовые суда погибли по загадочным причинам, так что разгневанный каган стал убивать славян, которые вследствие этого покинули место дислокации. Авары же без славянской пехоты и штурмовых лодок взять столь хорошо укреплённый город как Константинополь оказались не в силах.

В результате поражения авар под Константинополем в 626 г. от каганата отделяются кутригуры. 631 г. авары на время подавляют восстание кутригуров. Хан Альцек после неудачной попытки захватить трон в Аварском каганате уходит со своей ордой из каганата. К 632 г. хан Кубрат, объединив племена кутригуров, утигуров и оногуров, создаёт средневековое государство Великая Болгария, окончательно вытеснив авар из Северного Причерноморья и Нижнего Дуная.

К 640 г. хорваты вытеснили авар из Далмации.

Франко-аварская война

Окончательное поражение Аварский каганат потерпел в конце VIII века в результате франко-аварской войны. 788 г. баварскому герцогу Тассилону III удалось заключить с аварами союз против франков. Однако в том же году их войско было разбито и Бавария входит в состав Франкского государства. Тогда Карл Великий разработал план окончательной расправы с аварами. Это положило начало длительной борьбе между франками и каганатом.

В 791 г. франки предприняли крупное контрнаступление против аваров, в котором участвовали и славянские отряды, в том числе карантанцы (предположительно, одни из предков словенцев и хорватов). Франкские войска выступили двумя колоннами: одна, под руководством Карла Великого, овладела пограничными аварскими укреплениями в низовьях Рабы, другая, возглавляемая сыном Карла - Пипином - двинулась из Фриульской низменности и, достигнув верховьев Савы, захватила здесь аварский хринг.

Уже эти первые неудачи повлекли за собой внутреннюю смуту в каганате, вылившуюся, кроме всего прочего, в убийство югура и кагана, что позволило фриульскому маркграфу Эрику в 796 г. нанести аварам решающий удар и взять столицу каганата - главный хринг, находившийся, вероятно, в Трансильвании (Ринг). Франки одержали полную победу, ликвидировавшую политическую самостоятельность Аварского каганата. Ахен отправились обозы с сокровищами, накопленными аварами в течение столетий. Положение усугубила и активная антиаварская позиция протоболгар. Несмотря на безнадёжную ситуацию, авары - в подавляющем своём большинстве - не пожелали ни признать своего поражения, ни откочевать в безопасное место, но напротив яростно сопротивлялись, в результате чего потери оказались столь катастрофическими, что они никогда больше не смогли от них оправиться. Почти вся знать погибла.

Авары долго не смирялись с поражением. 797 г. они восстали, и франки вынуждены были повторить поход, вновь увенчавшийся успехом. конце 797 г. аварские послы опять присягнули на верность Карлу Великому. Однако восстание поднялось снова в 799 г., а в 802 г. были убиты франкские должностные лица. Отдельные выступления аваров против франков имели место вплоть до 803 г. Воспользовавшись ослаблением Аварского каганата, который вёл на западе войну с франкской империей Карла Великого, болгарский хан Крум напал на авар. 803-804 гг. он захватил все аварские земли до Среднего Дуная. Война закончилась полным разгромом аварского государства. том числе земли тимочан были завоеваны ханом Крумом. Сами авары в пределах этих территорий были быстро ассимилированы, вероятно из-за родственности этносов авар и протоболгар. Покорённые авары приняли хана Крума в качестве правителя. отличие от авар, покорённых франками, здесь они не поднимали восстаний.

Территория Аварского каганата была разделена между победителями. К 805 году Болгария завладела восточной частью каганата, немногим ранее западную часть каганата заняли франки. Новая граница между победителями прошла по среднему Дунаю.

Исчезновение аваров

Ранее, в 798 г. в Зальцбурге было учреждено архиепископство, проповедовавшее аварам христианскую религию. 805 г. новую веру принял сам каган.

Превратив остатки аваров в своих вассалов и поставив во главе их крещёного кагана, франки предоставили им в пределах Восточной марки часть области, с центром около Саварии (ныне г. Сомбатхей в Венгрии). Вскоре сюда стали проникать карантанцы. Их натиск был настолько сильным, что в 811 г. франки оказались вынужденными выступить на защиту аваров. Последний раз как отдельное племя, находившееся в вассальной зависимости от франков, авары упоминаются в источниках, датированных 822 годом. Через шесть лет, в ходе административных реформ Франкского государства, они были обращены в королевских подданных.

В 899 году Паннонию захватывают венгры, с которыми сливаются остатки авар.

Широко известно выражение древнерусской «Повести Временных лет» - «Погибоша аки обре»; так говорят о чём-либо погибшем, бесследно исчезнувшем, так как в русских летописях авары именовались обрами . Смысл этой поговорки - карающая рука Господа в состоянии воздать должное и таким, казалось бы, - непобедимым, надменным и упивающимся своей безнаказанностью людям как авары:

Административное управление

Верховная власть в аварском государстве принадлежала кагану, избиравшемуся народным собранием. Наместником кагана был тудун, который, вероятно являлся правителем отдельной части страны, и югур (возможно главный жрец). По поручению кагана, дань в стране собирали так называемые тарханы (скорее всего - знать). За тарханами, вниз по иерархической лестнице, шли вожди племён и родов. Роль племенных старейшин была значительной в жизни как каждого племени, так и каганата в целом.

По меньшей мере, половина вышеприведённых терминов имеет тюркскую этимологию. Тот же самый устойчивый тюркский фон прослеживается и при анализе дошедших до нас аварских антропонимов, что может служить убедительным доказательством в пользу тюркоязычия собственно аваров, вышедших из Азии.

Этнический состав

Аварский каганат был полиэтнической державой. На данный момент в историографии существуют три основные точки зрения на этногенез авар:

  • наиболее распространенная точка зрения: авары - тюркоязычный этнос;
  • менее популярная среди историков: авары - монголоязычный этнос (сяньби или жужани);
  • третья версия: авары - преимущественно ираноязычный этнос - хиониты, жившие в Приаралье, и объединившиеся с уграми. Упоминаются Аммианом Марцеллином в IV в. н. э.

При этом все теории допускают возможное влияние разных этнических элементов и согласны в том, что авары, в любом случае, не представляли собой однородное племя и будучи скорее всего изначально тюркоязычными, по мере продвижения по Европе испытывали сильное влияние нетюркоязычных племён.

Экономика

Хозяйство каганата основывалась на кочевом скотоводстве. Часть населения (в основном потомки римлян, сарматов и славян) занималась и земледелием. Институт рабства у аваров не был развит, использовались только домашние рабы из пленников или разорившихся местных.

Сами авары монеты не чеканили, но с середины VI в. византийцы выплачивали каганату дань золотом. Сумма годовой дани сначала достигала 80 тыс. золотых солидов, а позже достигла 120 тыс. солидов. Однако монеты в оборот не поступали, а вероятно переплавлялись для изготовления украшений, за исключением части, которая делилась между вождями.

Искусство

Авары были хорошими резчиками по кости. По свидетельству хроник они изготовляли ковры, вышивки, ткани, занимались художественной обработкой серебра и дерева.

Список аварских каганов

    • 552? - 562? уп. 558 - Кандик
    • 562-602 - Баян I
    • 602-617 - Баян II
    • 617-630 - брат предыдущего, имя неизвестно
    • Неизвестные каганы
    • 795-814 - Тудун Кажд
    • 814- ? - Авраам
    • ? -835 - Исаак
    • Неизвестные каганы
    • ? -899 - Менуморот

Кочевая империя, существовавшая в Восточной Европе в VI – IX веках, созданная каганом Баяном, предводителем тюркского племени авар. Вначале каганат был самой западной провинцией огромного Тюркского каганата, а после распада стал отдельной державой. Территория Аварского каганата была довольно крупной для того времени. Аварам принадлежали территории современных Венгрии, Австрии, Украины, Чехии, Болгарии, Сербии, Хорватии, Черногории и частично Швейцарии. Авары были отличными воинами, поэтому с ними стремились заключить союз многие государства Европы, в том числе и Византийская империя. Византия, заключая союз с аварами, предоставляла им свои лучшие земли, взамен на союз и защиту империи от нападении соседей. Авары на стороне Византии воевали против славян, германцев, франков, готов, гепидов. Но каганы, сменяя друг друга на престоле, также меняли свою политику. Некоторые каганы даже разрывали союз с Византией и нападали на Константинополь. Например, в 626 году авары поддержали персов на византийско-персидской войне. Когда армия Византии воевала с Персией, авары в союзе со славянами штурмовали некоторые города и населенные пункты византийцев, затем осадили Константинополь, но неудачно.

Междоусобицы, постоянные войны с соседями, подавление восстаний покоренных народов, поражение у стен Константинополя в 626 году и нападение франков с запада существенно ослабили каганат. Особенно сильно повлиял неудачный штурм столицы Византии, авары потеряли многих людей, и армия значительно ослабла. Аварский каганат начинает распадаться, сначала от империи отделяются тюркское племя булгары. Через несколько лет они создают свой собственный каганат. После булгар отделяются хорваты. Воспользовавшись ослаблением каганата, король франков Карл Великий совершает поход в страну аваров. Авары решили не сдаваться и заключают союз с саксами. Саксы решили совершить восстание в тылу противника. Однако и такой ход не помогло аварам, в каганате шли междоусобные воины между наследниками. Франки застали аваров врасплох и разбили их войско, захватили орду кагана. Франки забрали все сокровища, собранные аварами в течений столетий. Оставшиеся авары спаслись бегством, но через короткое время подняли восстание против империи франков. Карлу Великому пришлось повторить поход в страну аваров и усмирить их. Последний аварский каган присягнул на верность королю франков и принял христианство. Бывшие аварские владения по Дунаю покорил болгарский хан Крум.

Так был уничтожен, наводивший на всю Европу страх несколько столетий, некогда грозный Аварский каганат.