Орнаментальный украшать количество старинный. Разнообразие и значение традиционного русского орнамента. С ног на голову

Эксперименты с пространственной геометрией - увлекательное занятие. Изменить пространство можно, и не прибегая к строительным работам. Круги на стене и двери полностью преобразили комнату. Для этого автору интерьера понадобилось несколько банок с краской и знание одного простого правила: темные цвета воспринимаются глазом как более удаленные, а светлые кажутся ближе. Матовая эмульсия Jabot, Dulux, OBI, магазины «Центр Красок», www.ici-dulux.ru. Матовая эмульсия Mouse’s Back и Hardwick White, все - Farrow & Ball, шоу-румы Manders. Матовая эмульсия Peppermint Pink 17-19P, Amaranth Rose 18-20P, все - Sanderson, шоу-румы Manders.

Обводим контуры

Обводка контуров способна сделать выразительными не только глаза, но и... стены. Этот простой, но «сильнодействующий» прием декораторы используют уже много столетий подряд. Абрис архитектурных элементов, углов, выступов, дверных коробок, плинтусов придает помещению сходство с архитектурным эскизом, вычерченным в натуральную величину, делает его более графичным, ярким и запоминающимся. Помимо стен, так же можно преобразить отдельные предметы интерьера: консоли, столы, абажуры. Cерые стены: матовая эмульсия Elephant’s Breath, Farrow & Ball, шоу-румы Manders. Красные контуры: матовая эмульсия Poppy, Disigners Guild, компания «Интерия».

Уроки рисования

Если вы хотите украсить стены росписями, но природа не наделила вас даром художника-монументалиста, воспользуйтесь трафаретами (их можно изготовить на заказ в любой из фирм, занимающихся широкоформатной печатью). Помните только, что крупные рисунки и яркие цвета лучше всего смотрятся в хорошо освещенных комнатах. Оранжевая матовая эмульсия Terre D’Egypte, Farrow & Ball, шоу-румы Manders; зеленая матовая эмульсия Borghese Lime, Designers Guild, компания «Интерия».

Смешивайте не только цвета, но и фактуры. Глянцевая полоса на матовой поверхности смотрится ультрасовременно

По пантону

Градиентная покраска, иными словами, плавный переход между двумя и более цветами, - это модный дизайнерский прием. Используя его, вы можете не только создать интересный образ интерьера, но и поиграть с визуальным восприятием пропорций комнаты. Чтобы помещение казалось выше, снизу поместите более насыщенные оттенки, делая их все прозрачнее по мере приближения к потолку. Матовые эмульсии Clock Wise, Palatine, Secret Shell, The Little Greene, шоу-румы Manders.

Северное сияние

Идея для заядлых клабберов. Выкрасьте фрагменты стен в кислотные цвета, используя специальные фосфоресцирующие краски. Такое покрытие аккумулирует свет, а в темноте начинает испус-кать его в виде свечения. Чтобы получившиеся художественные полотна обрели законченный вид, обрамите их молдингом или багетом. Колеровочные составы Ziegelrot, Laubgrun, Orange, Bau Master, www.baumaster.su. Фосфоресцентная краска, Soppec, www.aerozol.biz. Молдинги, гипс, компания Skol, лепная мастерская «Петергоф».

Между прошлым и будущим

Если классический интерьер кажется вам слишком скучным, не спешите сбивать со стен декоративные молдинги и лепнину. Предлагаем более легкий и, главное, эффективный способ «омоложения» интерьера - выкрасить помещение в модный серый цвет. Избежать монотонности помогут нанесенные поверх нейтрального фона яркие разноцветные полосы. Стены: эмульсия Lead Grey, двери: синий цвет, Cook’s Blue, все - Farrow & Ball, шоу-румы Manders, светлый синий 10BB 40/090, коллекция White Dimensions, розовый Sweet Sundae 1, все - Dulux, магазины OBI, «Центр Красок», www.ici-dulux. ru

Недетские игры

Дети любят играть, рисовать и веселиться. В этом они похожи на декораторов. Вслед за автором этой комнаты для мальчика вы тоже можете немного похулиганить: например, вместо изголовья нарисовать на стене прямоугольник контрастного цвета, а заодно подкорректировать силуэт современных настенных часов. Согласитесь, так они выглядят намного веселее. Матовые эмульсии Flame Red и Regal Blue, Crown, магазин «Финские краски».

Хотите оказаться в авангарде интерьерного дизайна? Оклейте стену газетами и покройте ее лаком

Всех к стенке!

Когда б вы знали, из какого сора... создаются порой объекты современного дизайна. Открытки, конфетные фантики, гербарии и даже насекомые - все это отличный отделочный материал для стен. Одно «но» - на его сборы и, главное, развеску могут уйти годы, а вместе с ними и желание довести дело до конца. Чтобы сэкономить ваше время и силы, дизайнеры выпустили готовые обои, имитирующие коллаж из вышеперечисленных объектов, прикрепленных к стене на скотч, кнопки и булавки. Обои из коллекции Pip, Eijfinger, компания «Ампир-Декор».

Пэчворк

Кто сказал, что лоскутными могут быть только одеяла? Пэчворк прекрасно смотрится и на стенах. В ход могут пойти однотонные обои, виниловая плитка или краска. Чтобы избежать излишней пестроты, чередуйте цветные квадраты с белыми. Однотонные обои, подобные можно найти в салонах Lege Alto и салоне DeLuxe Home Сreation.

Зри в корень

Решили собирать домашнюю библиотеку? Похвально! А пока суть да дело, еще не купленные бесценные фолианты можно заменить обоями с их «портретами» в натуральную величину. Чтобы окончательно ввести гостей в заблуждение, оклейте этими обоями не только стены, но и дверь. Подобные обои есть у Fornasetti, салоны Lege Alto, салон DeLuxe Home Сreation, бутик Podium Home Interiors.

Два в одном

Занявшись ремонтом, не спешите покупать комплект одинаковых обоев на всю комнату. Почувствуйте себя художником и подумайте о разных интересных вариантах. А их множество. Можно, к примеру, наклеить всего одну полосу на крашеной стене; чередовать обои с разным рисунком, но одного цвета или, наоборот, использовать обои с одним рисунком, но разного цвета... Есть еще идеи? Желтые и металлизированные обои Moorish Circles, Neisha Crosland, салон DeLuxe Home Creation.

Достойная замена

Стены, обитые тканью жуи или текстилем с орнаментом в стиле шинуазри, бесспорно, смотрятся очень красиво, но стоит такая отделка недешево. Более бюджетный вариант - обои с таким же рисунком. Их можно найти, например, в коллекциях компаний Pierre Frey и Osborne & Little. Обои Palais Chinois, Osborn & Little, салоны Lege Alto, DeLuxe Home Creation, cтудия «Артвилль».

Сделайте мозаику из обоев одной цветовой гаммы, но с разными узорами. Беспроигрышный вариант, подходящий и для классического, и для современного интерьеров, - сочетание черного и белого. Обои в горох, подобные можно найти в салоне DeLuxe Home Creation. Обои с пасторальными сюжетами, Osborne & Little, обои с цветами, подобные есть у Nina Campbell, все - салоны Lege Alto, cтудия «Артвилль».

Ученые доказали, что, если каждые 10 секунд биться головой о стену, сжигается 150 калорий в час

С ног на голову

Не бойтесь экспериментировать. Попробуйте приклеить потолочные панели из полистирола на стену. Акриловая краска модного оттенка подчеркнет текстуру и позволит поиграть с тенями. Приятно, что такой вариант отделки обойдется гораздо дешевле похожих стеновых модулей из дерева, МДФ и кожи. Потолочные панели, компания Isolux Group. Краска Smoke Blue, Farrow & Ball, шоу-румы Manders.

Абстракция

Ваши друзья хвастаются, что бывали в Музее Гуггенхайма и видели Мондриана? Пусть теперь заглянут в вашу ванную! Типичные для этого художника сочетания ярких цветов превосходно работают даже в небольших пространствах. Мозаика, Sicis, салон «ШИК», бутики плитки RIM.ru.

Остаточное явление

У каждого, кто хоть раз делал ремонт, есть коллекция остатков разнокалиберной плитки. Советуем не хранить ее в кладовке, а пустить в дело. Украсьте стену над раковиной в ванной или на кухне оригинальным коллажем. Не бойтесь сочетать плитку разных толщин, размеров и фактур, с рисунком и без. Чтобы не переборщить с цветом, «разбавьте» все это белой плиткой. Цементная, керамическая и стеклянная плитка, все - салон «Грета Вульф», салоны Villeroy & Boch.

Равнение направо?

Пусть вас не удивляет, что плитка на стене этой ванной комнаты уложена в разных направлениях: половина - в горизонтальном, половина - в вертикальном. Будьте уверены, это не ошибка плиточника, а дизайнерский ход, характерный для эпохи ар деко. Настенная плитка Metro, H&E Smith, напольная плитка Natural Finish, керамогранит, H&R Johnson, все - салон The English House Rosbri.

Сам себе дизайнер

Скучный кухонный фартук, выложенный белой мозаикой, можно освежить, не прибегая к оперативным мерам. Вооружитесь специальной краской для керамики и нанесите на плитку узор. Хотите быть неповторимым - закажите плитку по своим эскизам. Это можно сделать в салоне «Грета Вульф». А в компании Dominic Crinson (www.crinson.ru) вам переведут на плитку даже семейные фотографии. Мозаичная плитка Graphic, Rocersa, салон-магазин «Планета плитки», www.planetaplitki.ru, краска по керамике и стеклу, магазин «Передвижник», можно также использовать автомобильную краску в баллоне. Готовую плитку с геометрическим узором можно заказать в компании O-plitka, www.o-plitka.ru

Каменная кладка

Даже в городской квартире можно создать ощущение, что вы находитесь в замке или во дворце. Каменную кладку с рустами вполне заменит плитка с широкими швами или панели МДФ. Этот прием часто используется в оформлении холлов и прихожих. В качестве антуража подойдут светильники в виде уличных фонарей, плитка октагон (см. с. 226) и мебель в готическом духе. Настенная плитка, подобная есть у Viva, бутики плитки RIM.ru. Напольная плитка, Dolomya, салон «Нэксклюзив».

В 1853 году Павел Третьяков решил украсить стены своего дома и купил пару картин. Так родилась известная галерея

Программа «Время»

Наверняка каждый из нас когда-нибудь хоть что-нибудь собирал: статуэтки слоников, утюги, автомобильные номера или, как хозяин этой квартиры, - настенные часы. Все это богатство можно использовать в качестве оформления. Часы с кукушкой и с маятником можно найти в интернет-магазинах www.richtime.ru, www.classic-clock.ru

Королевство зеркал

Мы уже не раз писали о том, что с помощью зеркал можно преобразить даже самый невыразительный интерьер. Повесив зеркала напротив окна, вы убьете сразу двух зайцев: сделаете комнату светлее и украсите стену. Декоративные зеркала, салон «Кутузовский 4», галерея Aurrum. Зеркала на заказ, www.zerkala.ru. Багет на заказ, www.obrami.ru

Стройными рядами

Строгая геометрическая композиция - самый простой и при этом беспроигрышный способ развески картин или любых других произведений искусства. В данном случае речь идет об обложках музыкальных дисков. Ритмичная композиция из одинаковых белых рам, повешенных между ровными рядами вертикальных планок, не смотрится скучно благодаря яркой «подложке». Ее роль исполняет однотонная крашеная стена. Обложки пластинок и дисков можно отсканировать из тематических альбомов, магазины «Республика», магазин «Фаланстер», и напечатать на плотной бумаге, www.fotoproekt.ru. Рамы, IKEA, www. obrami.ru

Половая принадлежность

Мечтаете о шале? Для этого совсем не обязательно покупать дом на склоне Альп. Создать нужную атмосферу можно и в городской квартире. Просто возьмите половую доску (желательно старую) и обшейте ею одну из стен. Как светлая, так и темная древесина будет смотреться в равной степени эффектно. Массивная доска, Magestik Floor, шоу-рум Veranda 7, магазины «Паркет-Холл», компания Trade Forest.

Все в ажуре

Чем дизайнер отличается от обычного человека? Умением смотреть на вещи по-новому и использовать их не по прямому назначению. Свежая идея - декорировать стену фрагментами белых радиаторных решеток с ажурными узорами. Стена, на фоне которой они инсталлируются, естественно, должна быть выкрашена в яркий цвет. Узорные панели, магазины OBI, декоративные радиаторные решетки, www.stroydecor. ru, экраны для каминов, компания Laba, www.laba.ru. Матовая эмульсия для стен Mambo, The Little Greene, шоу-румы Mandres.

Для отделки стен можно использовать двери, оконные рамы, дверцы шкафов и столешницы

Стена кирпичная

С тех пор как голая кирпичная кладка перекочевала из лофтов в обычные квартиры, она горячо любима архитекторами и дизайнерами. Если вам нравится естественный цвет кирпича, покройте его защитным слоем полиуретанового лака или олифой, тогда он не будет «пылить». Либо закатайте стену краской, например серой. В этом сезоне она - на пике популярности. Не забудьте предварительно покрыть поверхность грунтовкой. Краски, Farrow & Ball, шоу-румы Manders. Краски, Dulux, OBI, «Центр Красок», www.ici-dulux.ru

Наплести с три короба

Стену можно отделать, но еще лучше - сделать. Эта легкая перегородка представляет собой деревянную раму, внутри которой закреплены полосы тонкой фанеры. Такая конструкция не только впечатляюще выглядит, но и частично пропускает свет, что иногда необходимо. Захотите сделать подобное, учтите: вместо фанеры можно использовать натянутую на раму ткань, например грубый холст или плотный шелк. Декоративная березовая фанера, www.fanerra.ru

Архитектон Малевича

Украсьте стену абстрактной композицией в духе авангардистов двадцатых годов. Для этого вам потребуется несколько листов гипсокартона или МДФ. Наклеив квадраты на стену, покрасьте «шедевр» матовой либо глянцевой краской. Если возиться с макетными ножами, клеем и кистью времени нет, закажите готовые стеновые панели с интересным рельефом (например, в компании Ultimathule, www. ultimathule.ru). Гипсокартон и белую краску можно найти на любом строительном рынке, например «РосСтройЭкспо».

День закрытых дверей

Американский философ Ральф Уолдо Эмерсон сказал: «Всякая стена - это дверь». Дизайнеры поняли это по-своему. Не спешите выбрасывать старые двери - они могут стать превосходными стеновыми панелями. Разные формы, цвет и фактура только добавят решению оригинальности. Старые двери стоит искать в домах под снос. Помимо них там, кстати, можно найти еще много чего интересного.

) заходят в раздел «Орнаметы» почти на 20% чаще, чем в раздел «Шрифты», что является более чем наглядным подтверждением нынешних тенденций. В вышеупомянутом разделе «Орнаменты» сейчас уже насчитывается более 1200 изображений в трех наиболее распространенных векторных форматах - .CMX, .AI и.EPS. Они рассортированы по разделам - «Концовки», «Бордюры», «Рамки» и т.д. Особой популярностью пользуются орнаменты в стиле Ренессанса и Арт Нуво. А вот правильно ли их используют? Ведь применение орнамента требует знания таких же правил, как и применение шрифта, - рисунок орнамента должен быть органично связан с содержанием текста (см. статью «Шрифты, которые мы выбираем», КомпьюАрт, №4’2000)

Для того чтобы лучше разобраться в специфике орнамента, вам предлагается данная статья.

Помимо шрифта, без которого невозможно восприятие содержания печатной книги, и иллюстраций, помогающих читателю осваивать ее содержание, большую роль в книге играло и играет декоративное оформление.

В книге существуют самые разные приемы декоративного убранства. Наиболее часто употребляют элементы декора, за которыми закрепилось название «орнамента». К декоративному убранству относятся также обрамления («полатки»), примером которых может служить известная гравированная на дереве рамка работы русского первопечатника Ивана Федорова, использованная им в трех изданиях для выделения, выявления отдельной фигуры или заглавия книги. Обрамления эти выполняются в виде триумфальной арки (как у Ивана Федорова) или в виде балдахина, навеса, врат (рис.1). Часто обрамления напоминают архитектурный свод, поддерживаемый по бокам столбами, колоннами, фигурами, или растительный свод с деревьями, ветви которых переплетаются наверху, или раму окна, или венок (рис. 2).

Основными местами применения обрамлений издавна были титульный лист, переплет или суперобложка.

Кроме орнамента и обрамлений, в книге на переплетных крышках или суперобложках из плотной бумаги как средство декоративного оформления используют приемы рельефного (конгревного) тиснения, создающие порой превосходные эффекты рельефной декорации.

Особенности орнамента

Орнамент в книге наиболее часто применяется в заставках и концовках, а также встречается в составных рамках, фонах, розетках и украшенных буквицах.

Слово «орнамент » происходит от латинского ornamentum , что означает украшение. В орнаменте как определенной разновидности изобразительного искусства отражаются характер и художественные особенности культуры народа, создавшего этот орнамент, а также эпохи, в которую орнамент был создан.

Особенности орнамента состоят в следующем.

Во-первых, каждый орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - первооснова, художественный элемент, без которого нет орнамента. При сочетании мотивов, в композиции создается художественный образ орнамента. Мотивы орнамента могут быть расчленены на ритмически повторяющиеся элементы, которые называются раппортами и выявляются при техническом анализе мотива.

Во-вторых, орнамент, в отличие от живописной картины или станковой графики, не существует самостоятельно, а входит как составной элемент в общее оформление того или иного предмета, архитектурного сооружения, печатного издания, текстильного изделия и т.п. Служебная, подчиненная роль орнамента по отношению к орнаментированному предмету - его специфический признак.

Композиционно в орнаментах различают следующие элементы: центральные (включающие срединные акцентирующие мотивы), основные (образующие основную массу узора), уголки (предназначенные для образования углов в обрамлениях) и, наконец, завершающие элементы .

Являясь средством декоративного украшения книги, орнамент не должен быть безразличным и пассивным по отношению к ее содержанию. Его задача - эмоционально воздействовать на читателя, «вводить» читателя в книгу, создавать у него определенное настроение. Эмоциональное воздействие орнамента в какой-то мере подобно воздействию музыки. Орнаментальные мотивы могут вызывать радость, бодрость, ощущение покоя, движения и т.д.

Орнаментированные заставки, концовки, рамки, буквицы и пр. отмечают начало и конец текста, объединяют и расчленяют его, оживляют переплеты, обложки, титульные листы, форзацы, делают их не только радующими глаз, но и осмысленными.

Орнаментальные заставки предназначаются для украшения начальных полос текста: глав, частей, разделов и т.д., если главы, части, разделы идут со спуска.

Орнаментальные концовки используются в концевых полосах, завершающих текст отдельных произведений, глав, частей, разделов и т.д.

Орнаментальные рамки служат для обрамления текста на переплете, обложке, титульной странице и т.п.

Орнаментальные фоны применяются для украшения форзацев, обложек и других элементов книги.

Буквицы , инициалы ставятся в начале текста (глав, разделов, частей книги) и часто выступают как связующее звено между заставкой и текстом. В буквицах наиболее близко и непосредственно соприкасается и переплетается шрифтовая и орнаментальная графика.

Типы орнамента

Орнаменты многообразны. Их различают прежде всего по содержанию мотивов:

    геометрические;

    природные;

    образованные из предметов, созданных человеком;

    образованные из символов и эмблем.

Геометрический орнамент состоит из линий и геометрических фигур. Простые линейки, если они употребляются в качестве украшения, могут рассматриваться как геометрический орнамент. К мотивам геометрических орнаментов относятся также зигзаги, меандры (узор из ломаных линий - по древнегреческому названию очень извилистой реки Меандр), треугольники, квадраты, ромбы, многоугольники, звезды, окружности, спирали и другие фигуры геометрического характера (рис.3 и 4). Простейшие сочетания геометрических фигур и линий могут создавать довольно разнообразные формы орнаментов.

Мотивы для природного орнамента дает мир растений. Эти мотивы творчески перерабатываются художником, в зависимости от назначения орнамента и техники его воспроизведения. Из растительных орнаментальных мотивов простейшими являются изображения листьев, цветов, плодов и веток. К природным орнаментальным мотивам относятся также все изображения живых существ, в том числе фантастические изображения животных и людей (например, в тератологическом орнаменте, имевшем распространение в древней рукописной книге - рис. 5 и 6).

К орнаментам, образованным из изображений предметов, созданных человеком, относятся орнаменты из плетений, имевшие распространение в древних книгах всех стран (рис. 7 и 8). В качестве таких орнаментальных мотивов могут быть использованы также орудия труда.

В качестве символов, имевших различный смысл, в орнаменте использовались всевозможные изображения растений, животных и неодушевленных предметов. В китайском искусстве символическое значение имели изображения цветов, драконов и пр. У египтян лотос и папирус были символами духовной и физической жизни, перо птицы - символом верховной власти и т.п. В русском народном орнаменте символами были изображения сиринов (птиц с человеческой головой), львов, единорогов, петушков, коней и пр.

Советский период вызвал к жизни ряд новых символов и эмблем, связанных с социализмом. Серп и молот, пятиконечная звезда, башни Кремля - символы советской России. Наряду с новыми символами в орнамент советского периода перешли и некоторые старые мотивы, символизирующие победу и славу (например, листья дуба и лавра).

Нередко перечисленные четыре основные типа орнаментов составляют смешанный орнамент, сочетающий мотивы двух или нескольких типов (рис. 9).

Необходимо оговориться, что отнесение основных мотивов орнамента к тому или иному типу весьма условно.

Также необходимо указать, что некоторые орнаментальные мотивы имеют распространение у разных народов и в разные эпохи. К ним относятся в первую очередь многие геометрические и растительные мотивы. Изображения меандра, акантовых листьев применялись почти во всех исторических стилях. Однако изобразительная трактовка и композиционное их использование были различными в орнаментах разных народов.

Орнаменты делятся на несколько типов по способу сочетания раппортов и мотивов. В этом отношении различают орнаменты прерывистые , в которых каждый мотив легко выделяется (рис.10), и непрерывные , в которых мотивы не имеют границ (рис.11), рядовые (бордюрные) с линейным (горизонтальным или вертикальным) чередованием или повторением раппортов (где раппорты, непосредственно примыкая друг к другу, образуют ряд), и фоновые - с чередованием мотивов во всех направлениях (по горизонтали, вертикали и диагонали), благодаря чему образуются орнаментальные плоскости в виде фона. Рядовой орнамент используют в основном для образования бордюрной ленты в заставках и обрамлениях, фоновые - для оформления обложек, форзацев и т.п. Фоновые орнаменты могут составляться из рядовых; рядовые, в свою очередь, могут образовываться из фоновых.

В зависимости от расположения орнамента по отношению к орнаментируемой плоскости различают плоскостной , рельефный и углубленный орнаменты . В книге, например, наиболее распространен орнамент плоскостной, а рельефный и углубленный орнаменты применяются главным образом на переплетах.

По технике изготовления и применению различают орнаменты рисованные , наборные и политипажи .

Рисованные орнаменты художник создает специально для декоративного убранства одного издания, связывая содержание и орнамент с текстом, форматом и оформлением этого издания.

Наборные орнаменты, ранее отливаемые из типографского сплава или изготовляемые гальванопластически в виде отдельных металлических фигур, имели более универсальный характер и могли образовывать при наборе различные части книжной композиции (рамки, заставки, концовки, фоны и т.д.).

Наборные орнаменты применялись в книге издревле. Уже в западно-украинских изданиях Ивана Федорова на впервые введенном в русской книге титульном листе встречаются чисто наборные орнаменты. А в XVII в. из наборных металлических орнаментов составляют целые рамки. В XVIII в. в Россию активно ввозятся с Запада типографские орнаменты, довольно художественные по выполнению. Почти все известные типографии XVIII-XIX вв. широко применяли наборные украшения, комбинируемые самыми различными способами.

Примеры наборных орнаментов показаны на рис. 12-17 . Простейшие сочетания воспроизведенных раппортов позволяют создавать различные элементы графического оформления изданий (заставки, концовки, внутритекстовые украшения, рамки, угольники, фоны и т.д.).

Политипажи - это сюжетно-тематические или орнаментальные изображения, имеющие самостоятельный характер, то есть композиционно не сочлененные с другими элементами орнаментов или иллюстраций и рассчитанные на многократное применение в различных изданиях.

По композиционной замкнутости рисунка и технической его «нерасчлененности» политипажи примыкают к рисованным орнаментам. Поэтому политипажи можно рассматривать как промежуточную группу книжного убранства, часто переходящего в область иллюстрации (рис.18 и 19).

Периодом широкого применения наборного орнамента и политипажей в русской книге стала первая половина XIX в. Если в XVIII в. наборный орнамент и политипажи применялись главным образом для оформления текстовых страниц и титульных листов, то в XIX в. (особенно первой половине) наборный орнамент и политипажи широко применялись для оформления обложек.

Орнаментированные буквицы, так же как и орнаменты, могли быть рисованными или наборными. Рисованные буквицы, как и политипажи, представляют собой цельные композиционные формы.

Выразительные средства орнамента

Художник книги, стремящийся достигнуть высокого профессионального мастерства в орнаментике, должен прежде всего овладеть закономерностями композиционного построения орнамента. Тут наиболее существенна роль типизации и ритма .

Типизация в орнаменте представляет собой творческую переработку, видоизменение, преобразование форм действительности в формы орнаментальные. Этот процесс обусловливается культурой конкретного народа, эпохой, художественными взглядами самого автора.

Поскольку в основе любого орнамента лежит определенная натура, для типизации необходимо тщательное ее изучение. Лист дуба в орнаменте, хотя и не представляет собой точной копии реально существующего листа дуба, тем не менее должен передавать типичные, характерные черты этого и других дубовых листьев.

Несомненное влияние на типизацию оказывают назначение орнамента (для книги, архитектурного сооружения, узора на материи и т.п.); материал, на котором орнамент выполняется (бумага, камень, холст и т.д.), техника выполнения орнамента.

Художник книжного орнамента не стеснен особенностями материалов и техники исполнения в такой степени, как, например, мастер коврового узора. Книга допускает более свободную и разнообразную стилистическую трактовку узора, чем другие орнаментируемые предметы. Требование «книжности» орнаментального узора сводится в основном к увязке орнамента со шрифтом и другими элементами оформления книги.

Ритм широко проявляется в жизни и искусстве. Многие явления природы - смена дня и ночи, биение сердца, чередование листьев на растениях и т.д. - происходят ритмически. Ритм присущ также трудовым процессам (косьбе, работе топором, молотом и т.д.), играм, танцам. Ярко выражен ритм в архитектуре, поэзии, музыке, пении - во всех видах искусства.

Ритм в орнаменте достигается гармонической соразмерностью всех орнаментальных мотивов между собой и с украшением в целом. Ритмическая пропорциональность всех частей орнамента - одно из основных условий, обеспечивающих единство орнаментальной композиции. При этом пропорциональность частей орнамента не обязательно должна соответствовать соотношениям предметов в действительности. При определенных сочетаниях орнаментальных раппортов или мотивов может образовываться симметрия.

Симметрия - частное явление ритма, одна из наиболее ясно выступающих закономерностей в орнаменте. Различают симметрию зеркальную и свободную. В орнаменте, построенном на основе зеркальной симметрии, в середине изображения может быть проведена прямая линия (ось симметрии), которая делит его на две равные части. В орнаменте, построенном на основе свободной симметрии, отдельные части могут иметь некоторое отступление от точного зеркального повторения.

В ритмическом построении орнамента зачастую немалую роль играет и цветовое решение орнаментальной композиции (рис. 20, 21, 22).

Типизация и ритм в орнаменте - средства, придающие ему особую выразительность. Но пользоваться ими нужно не ради них самих, а для выполнения тех задач, которые художник хочет решить своим орнаментом.

Требования к орнаменту

Одно из самых главных требований, предъявляемых к книжному орнаменту, заключается в связи орнаментальных мотивов и композиции с содержанием издания и его назначением. Поэтому применение различных видов украшений в книге зависит прежде всего от типа и вида изданий. Такие украшения, как заставки, концовки, инициалы, наиболее широко применяют в изданиях художественной литературы и в книгах по искусству. В некоторых учебных, отчасти в научных и других специальных изданиях украшения противоречат документальному характеру текста. Поэтому в таких изданиях украшения или не применяются совсем, или имеют ограниченное применение. Во всяком случае украшения не должны создавать излишней пестроты в оформлении.

Во всех случаях применения в книге орнамента (на титуле, контртитуле, фронтисписе, шмуцтитулах, спусковых, концевых страницах и т.д.) он, как правило, должен иметь подчиненное, второстепенное значение, чтобы не мешать восприятию шрифта. Орнамент в книге должен восприниматься не как чужеродный элемент, а как часть общей книжной композиции, которая наряду с другими графическими элементами (шрифт, иллюстрация) участвует в формировании целостного образа книги.

При решении книжного орнамента немалое значение имеет его связь с другими элементами оформления книги (особенно со шрифтом и иллюстрацией). Примерами удачного сочетания можно полюбоваться в работах художников Дмитрия Бажанова, Николая Ильина, Владимира Фаворского и др.

Открыла презентация книги об орнаментах рукописных старообрядческих книг, которую представляла ее автор – Варвара Каширина – доктор филологических наук, преподаватель палеографии Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Книга «Орнамент старообрядческих рукописей. Поморье. Гуслицы» вышла в 2015 году. В ней систематизированы и опубликованы образцы орнаментов и буквиц нескольких рукописей из собрания Музея имени Андрея Рублева.

Варвара Каширина:

Особенности орнаментов старообрядческих книг

Среди рукописных книг своими затейливыми узорами выделяются старообрядческие рукописи. Орнаментальные узоры указывают не только на принадлежность рукописи к старообрядчеству, но и позволяют сразу определить, к какому согласию принадлежит книга.

Основные элементы орнаментального декора книг

– заставки-рамки (служат для обрамления текста на титульном листе, фронтисписе и т. п.);

– заставки (предназначены для украшения начальных разделов текста, большие заставки – для основных разделов, малые заставки – для второстепенных);

– инициалы (заглавные буквы укрупненного размера в начале текста, выступают как связующее звено между заставкой и текстом, соответственно могут быть большими и малыми);

– полевые украшения (украшения на полях рукописи, как правило, в начале раздела текста).

– концовки (завершают текст отдельных произведений, глав и т.д.)

Художественные особенности книжного орнамента поморского типа

Заставки, в которых доминирует золото, красный и белый цвет, органично сочетают особенности художественного оформления старопечатных книг с орнаментом народного прикладного искусства. Приемы и формы стилизованного старопечатного орнамента, пришедшие в русскую книгу из западных изданий: крупные барочные цветы, «крины» европейского барокко для придания объемности снабжены легкой темной подштриховкой.

В заставках присутствуют образцы народного стилизованного орнамента растительных форм, которые сочетаются с характерными природными элементами Северного края: гроздей морошки, ягод брусники, клюквы. В орнамент во множестве включены фигурки чаек с веточками в клювах.


Миниатюра Андрей Денисов и заставка из его жития (1810-е гг.)

В инициалах присутствуют длинные орнаментальные ветки-отростки, стелющиеся иногда вдоль всего поля листа. В орнаментальных украшениях на поле первого листа может присутствовать изображение птицы Сирин как напоминании о рае.

В Поморье ко второй половине XVIII в. сформировался особый тип письма, получивший название поморского полуустава. Это было строгое, почти вертикальное, четкое и убористое письмо, ориентированное на старопечатные шрифты, украшенное киноварными инициалами с тонкими орнаментальными отростками, иногда необычайно пышным.

Художественные особенности книжного орнамента гуслицкого типа

Гуслицкие заставки отличаются ярким орнаментом, совмещающим русское узорочье и элементы европейского барокко. Краски всегда яркие, насыщенные: синий, голубой, розовый, бирюзовый, желтый с оранжевым оттенком, с середины XIX в. – в сочетании с обильным золочением. В отличие от поморского, гуслицкий орнамент лишен той графичности, которую придает штриховка чернилами.

В гуслицком орнаменте присутствует цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. Штриховка делалась цветом основного тона раскраски, накладывалась или по белому фону бумаги, как бы обрамляя основную раскраску, или поверх основного тона более темным цветом. Яркая манера раскраски веерообразными пучками цвета из одной точки была тесно связана с народным искусством раскраски деревянной утвари и посуды.

Заставки-рамки часто занимают всю страницу и представляют собой художественно-законченную композицию, в которой присутствуют вертикальные колонны, обвитые криулем (ведущим стеблем), а также горизонтальные основания для трех разделов рисунка. Верхний ярус имеет некую динамику, устремление ввысь. Возможно, наличие этих полос, или ярусов, соответствуют трем мирам – подземному, наземному и небесному – мотив, характерный для народного декоративно-прикладного искусства.

В инициалах присутствует лишь один пышный стебель-цветок вьюна, расположенный рядом и вровень с инициалом. Внутренняя часть букв, всегда объемных и широких, декорирована цветными (иногда с золотом) завитками орнамента. Часто ножки больших инициалов украшены чередующимися разноцветными орнаментальными полосами. Инициалы, в основе своей восходящие к старопечатным, дополнены необыкновенными цветами, травами и виноградными гроздьями.

Инициалы украшались по-разному, в зависимости от того, какое песнопение в службе они начинали. Заглавные стихиры на «Господи воззвах» на Великой вечери чаще всего были полихромными. Киноварные инициалы в первых стихирах, как правило, с более пышной орнаментикой, во всех последующих стихирах – украшены более скромно.

Орнаментально-стилевые особенности восточнославянских рукописей в течение много веков, начиная с XI века и до XVI века, постоянно трансформировались. В. Щепкин обозначил шесть орнаментальных стилей: византийский, тератологический, балканский, нововизантийский, старопечатный и развитый растительный. Орнамент византийского стиля (первая половина XI-XIII веков). Этот орнамент базировался на декоративных мотивах растительного и геометрического орнамента.

В основу византийского растительного орнамента положен рисунок византийского трилистника - лилии, мотив которого появился в IX веке в греческих рукописях.

Не менее выразительным было книжное оформление, исполненное из элементов византийского геометрического орнамента, который состоял из ромбов, треугольников, других геометрических фигур, различных знаков, парных скобок, узоров и плетенок.

Орнамент тератологического стиля (вторая половина XIII-XIV века). Этот орнамент стал главным в книжном искусстве с XIII века, хотя его элементы появились в восточнославянских рукописях еще в XI веке.

Украшения тератологического характера строились на основе слияния изображении чудовищ и декоративных мотивов плетенного и растительного орнамента. Эти элементы, соединены в целостную композицию вставок, инициальных букв и разнообразных обрамлений, создавали фантастические образы.

В XIV веке орнаментовка тератологического характера достигла своего развития. К лучшим искусственно оформленных тератологией рукописей следует отнести Оршинскую Евангелию и Пандекты Антиоха Черноризца, тератологические вставки к которым хорошо раскрашены темно-голубым, зеленым, желтым и вишневым цветами.

Орнамент балканского стиля (конец XIV- первая половина XVI века). Для этого орнамента характерно геометрическое ленточное плетение с элементами стилизованных украшений растительного характера. В XV века он стал главным в украшении украинских книг.

В середине XV века среди книжных украшений плетеного характера ведущее место начали занимать вставки, сделанные в округлых геометрических формах так называемого циркульного, или концентрического, орнамента. Эти геометрические формы напоминали круг, а также цифру „8”. В рукописях XV века, которые дошли до наших дней, встречаются плетеные вставки из концентрических кругов, сделанные на достаточно высоком уровне.

Орнамент нововизантийского стиля (конец XIV-начало XV века). Этот орнамент создан на основе вставок византийских манускриптов X-XII веков, сделан геометрическим орнаментом в соединении с растительно-цветочными мотивами. Ярко раскрашенные декоративные элементы во вставках компоновались с многочисленными перегородками и с творческой манерой отдаленно напоминали технику киевской с перегородками эмали XI века.

Орнамент старопечатного стиля (первая половина XVI- начало XVII века). Этот орнамент создан на основе ксилографических орнаментально-декоративных украшений печатей Ивана Федорова.

Орнамент развитого растительного стиля (конец XV-XVII веков). В украинских рукописях XIV-XV веков растительный орнамент еще занимал незначительное место: упрощенные элементы использовались только для дополнения тератологических и плетеных вставок и инициальных букв. С конца XV-начало XVI веков декор из растительного орнамента значительно усложнился, его элементы начали приближаться к природным формам. Растительные украшения появились на книжных полях, иногда обрамляя текстовые столбцы на страницах. Отечественные мастера книг переняли этот прием оформление книжных разворотов в западноевропейских, чешских и польских искусств.

Орнамент это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может изображать конкретные формы -- листочки, цветы, насекомых, птиц -- с довольно большим приближением к натуре и менее конкретные, обобщенные и даже абстрактные формы -- прямоугольники, треугольники, круги, ромбы и прочие фигуры.

Орнамент может компоноваться из одного или нескольких декоративных элементов или фигур. Полоска первого узора возникает в результате повтора одного декоративного элемента, во втором узоре ритмически организовано множество элементов, а третий узор строится на основе повтора одной группы, составленной из четырех элементов. Такую компактную целостную группу декоративных элементов, которая своим повтором создает орнамент, называют декоративным звеном. Асимметричные декоративные элементы и звенья придают орнаменту динамичность. Сюжетные, символические изображения и орнаменты своими ритмами, симметрией, контрастами повышают эмоциональную выразительность вещей, красоту их формы, единство их внешнего вида и содержания. По содержанию орнаменты бывают геометрические, растительные, зооморфные, символические и комбинированные. Чаще всего украшаемые поверхности имеют форму квадрата, прямоугольника, круга или узкой полосы. Поэтому все орнаменты можно классифицировать по трем основным формам: замкнутой, ленточной и сетчатой.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Возможны пять основных видов построения замкнутых орнаментов с помощью одной плоскости симметрии; с помощью одной оси симметрии; с помощью одной оси и нескольких плоскостей симметрии; с помощью нескольких осей и плоскостей симметрии; и по принципу свободного ритма. Замкнутый орнамент, украшая поверхность предмета, выделяет этот предмет или его главные части и выражает динамическое напряжение формы или ее покой

По принципам замкнутого орнамента строятся символические изображения -- эмблемы, гербы и знаки.

Ленточным орнаментом называют узор, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающийся в ленту. Существует семь видов построения ленточных симметричных орнаментов.

Наиболее распространенные из них строятся из элементов, движущихся вдоль оси переноса в одном направлении; в двух направлениях с помощью поперечной плоскости симметрии; в одном направлении с помощью продольной плоскости симметрии; в двух направлениях с помощью продольной и поперечной плоскостей симметрии.

Асимметричный ленточный орнамент строится путем свободного ритмического повтора. Данные композиционные схемы позволяют получить орнаменты с разными статико-динамическими качествами.

Сетчатым орнаментом называют узор, элементы которого, располагаясь вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях. Если ленточный орнамент, обладая одной осью переноса, может выделять только край поверхности, то сетчатый орнамент, обладая многими осями переноса, может равномерно покрыть и выделить поверхность как единое целое. Сетчатый орнамент часто применяется при оформлении помещений, чтобы подчеркнуть замкнутость внутреннего пространства. В основе сетчатого орнамента всегда лежит параллелограмная система узлов, определяющая расположение, декоративных элементов. Насчитывают пять таких систем: квадратную, прямоугольную, косую параллелограмную, ромбоидальную и треугольную.

Для оформления закладок используют ленточный орнамент.

В закладках мы объединили орнамент, композицию и миниатюру. В каждой закладке присутствует определенная тема. При выполнении книжных закладок были учтены все выше сказанные законы композиции. Каждая закладка состоит из нескольких сюжетных композиций объединенные ленточным орнаментом в виде росписи. После изготовления серий закладок, они были оформлены на отдельном листе.

Экслибрис (с латинского - из книг) развился из надписей, которые указывали в рукописной книге на ее хозяина. Еще на футлярах для сувоев, которые принадлежали египетским фараонам, прикреплялись таблички - титулы. Экслибрис это усовершенствованный титул.

«1.Спишите текст (1)Старинные книги писали на пергаменте – особым способом обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от...»

1.Спишите текст

(1)Старинные книги писали на пергаменте – особым способом обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от размера и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, вот почему книга стоила недёшево. (3)Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева, украшали металлом –своего рода суперобложкой.

(4)Рукописные книги старались украсить чудесными рисунками. (5)Перед текстом делали небольшую орнаментальную рамку –

заставку. (6)Первую, заглавную букву – инициал – писали крупнее и красивее остальных, иногда придавая ей вид человечка или животного. (7)Обычно инициал был красного цвета – с тех пор говорят «писать с красной строки». (8)3авершался раздел текста концовкой –

Начало формы

небольшим рисунком, чаще изображением двух птиц. (По Ю.С. Рябцеву)

2.В каком примере выделенное слово является эпитетом? Выпишите этот эпитет.

ТЕЛЯЧЬЕЙ коже (предложение 1)

РУКОПИСНЫЕ книги (предложение 4)

ЧУДЕСНЫМИ рисунками (предложение 4)

КРАСНОГО цвета (предложение 7)

НЕБОЛЬШИМ рисунком (предложение 8)

Начало формы

3.Из предложений 7–8 выпишите синоним слова РИСУНОК

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

4.В каком слове текста правописание приставки зависит от её значения? Запишите это слово.

обработанной

сохранности

придавая

завершался



небольшую

Начало формы

5.Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания НН в слове СТАРИННЫЕ (предложение 1).

Конец формы

Начало формы

6.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

(за) двумя

Начало формы

7.Среди предложений 2–4 найдите предложения с однородными членами. Запишите номера этих предложений

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

9.Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение слитного написания НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ (предложение 8).

Конец формы

Начало формы

10.Из предложений 1–3 выпишите возвратный глагол.

Конец формы

Начало формы

Какие формы прилагательного КРАСНЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов.

1) краснее

2) более красный

3) более краснее 4) самый краснейший

Конец формы

Начало формы

11.К какому слову текста применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения»? Запишите это слово.

требовалось

утверждают

12.В каком предложении текста есть объяснение, почему древние книги сохранялись на протяжении долгого времени? Запишите номер этого предложения.

Начало формы

13.Найдите ряд слов, в котором оба слова содержат безударную проверяемую гласную корня. Продолжите этот ряд одним словом из текста, также содержащим безударную проверяемую гласную корня. Запишите получившийся ряд слов (три слова).

орнаментальный, украшать, <…>

количество, старинный, <…>

рисунок, изображение, <…>

концовка, инициал, <…>

Конец формы

Похожие работы:

« Познакомить учащихся с личностью Гая Юлия Цезаря; Подвести учащихся к пониманию того, как Цезарю уда...»

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №49 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Конспект познавательно-исследовательской НОД в подготовительной к школе группе Путешествие в прошлое и настоящее бумаги. Составила воспитатель Юбко И.Н. Проверила старший воспитатель Базарова А.Ю. 2016г. Це...»

«Старицкая средняя школа – старейшая школа России Старицкая средняя школа – старейшая школа России. В этом году ей исполнилось 236 лет. По ее истории можно проследить все основные этапы развития российского образования, в том числе и на Старицкой земле. Начатые Петром I и продолженные Екатериной II реформы в области образования,...»

«Ознакомление с Гжельской керамикой Программное содержание. Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать...»

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.(ОТВЕТЫ) Задание 1. Соотнесите правителей и названия государств, которыми они правили. Ответ (букву) впишите в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 7)? А. Нефертит...»