Корабль виктори внутри. Флагманский корабль адмирала нельсона "виктори". «Виктория» в Трафальгарском сражении

Корабль, о котором хочется вам рассказать - HMS Victory , 1765 - это самый старый строевой корабль в мире, он также является флагманским кораблем второго лорда Адмиралтейства / главнокомандующего ВМС страны. Он был спроектирован Томасом Слейдом, включен в состав ВМФ в качестве строевой единицы в 1778 г. и оставался на действительной военной службе до 1812 г.

Итак, как гласит Википедия, - HMS Victory - 104-пушечный линейный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании. Заложен 23 июля 1759 года, спущен на воду 7 мая 1765 года. Принимал участие во многих морских боях, в том числе и в Трафальгарском сражении, во время которого на его борту был смертельно ранен адмирал Нельсон. После 1812 года не принимал участия в боевых действиях, а с 12 января 1922 года находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте. В настоящее время корабль приведён в то состояние, в котором он был во время Трафальгарского сражения и превращён в музей, который является одной из главных достопримечательностей Портсмута.

Корабль действительно красив! Особенно снаружи! Но из-за сильного дождя и ветра поснимать его во всей красе не удалось. К тому же, корабль находится сейчас на реставрации - с него сняты три мачты, бушприт и такелаж. Как говорится на официальном сайте корабля, это уникальная возможность увидеть как этот легендарный парусный корабль 18го века был построен и приводился в боевую готовность. Последний раз корабль был в таком виде в 1944 году, так что, это действительно уникальная возможность (раз в жизни, как утверждают на сайте) увидеть "Victory" в таких экстремальных условиях обслуживания.

Когда-то, в начале XIX столетия, судно было списано из состава действующего флота, лишено мачт и превращено в плавучий склад; однако в начале нашего столетия судно было восстановлено в прежнем виде и до сего дня числится на службе с командиром и командой, состоящей, правда, не из матросов и канониров, а из гидов. В годовщину битвы при Трафальгаре на его мачте поднимется призыв Нельсона: «Англия ждет, что каждый исполнит свой долг».

Обратите внимание - по обе стороны верхней палубы размещается противоосколочная сеть, где хранились гамаки матросов, в бою она служила для защиты от ядер и осколков. Если матрос падал за борт, ему бросали гамак, чтобы он мог держаться на воде. В оснастке корабля четыре мачты: бушприт, фок-мачта, грот-мачта и бизань-мачта. Корабль мог поднять 37 парусов, что позволяло развивать скорость до 11 узлов (20 км/час).

На трех палубах было размещено 102 пушки калибром 32, 24 и 12 фунтов.

При строительстве корпуса были применены самые лучшие породы дерева. Шпангоуты были выполнены из английского дуба. Строители предусмотрели две обшивки корпуса: наружную и внутреннюю. Наружная обшивка была изготовлена из балтийского дуба, специально доставленного в Англию из Польши и Восточной Пруссии. Впоследствии, в 1780 г. подводную часть корпуса покрыли медными листами (всего 3923 листа), которые прикрепили к деревянной обшивке железными гвоздями.

Главная каюта.

В этом помещении жил адмирал. Оно разделено на два отсека - столовую и капитанский салон.

В столовой он отдыхал со своими офицерами и проводил совещания;

капитанский салон служил ему кабинетом, здесь сохранился подлинный круглый стол Нельсона.

Во время боевых действий вся эта зона корабля становилась частью верхней пушечной палубы. Пушки размещались в орудийных бойницах по бортам и, при необходимости, на корме.

Форма является копией мундира, в котором Нельсон был во время битвы при Трафальгаре; рост адмирала был около 168 см (по другим данным - 165, но его восковая фигура выглядит совсем маленькой). Второй мундир - парадный. Далее можно было пройти через спальню, где находится копия койки Нельсона. У большинства старших офицеров были такие же койки с драпировками. Если офицер умирал в море, койка становилась его гробом. На самом судне было очень темно и тесно, низкие потолки и узкие проходы. Так что, не всё, что хотелось, удалось заснять.

Нижняя пушечная палуба.

Оригинальный дубовый настил палубы сохранился со времени постройки корабля. Эта палуба служила основным жилым отсеком для моряков. По ночам 480 человек спали в гамаках, подвешенных к бимсам. Наутро гамаки сворачивали, поднимали на верхнюю палубу и укладывали в противоосколочную сеть.

Обеды проходили в еще более стесненных условиях. Примерно 560 человек команды, разделенные на группы по 4-8 человек, сидели за 90 столами, располагавшимися на палубе. Завтрак состоял из густой овсяной каши «бэргу» и горячего напитка из пережженных крошек печенья и горячей воды, известного под названием «шотландский кофе». На обед давали тушеную солонину, свинину или реже - рыбу с овсом или сушеным горохом. Ужин состоял из галет со сливочным маслом или сыром. Для поддержания сил и борьбы с цингой матросам давали сок лайма, при всякой возможности в рацион добавляли свежее мясо и овощи. Однако во время долгих морских переходов качество пищи ухудшалось: в галетах заводились долгоносики, сыр часто плесневел, а сливочное масло со временем прогоркало. Питьевая вода тоже портилась, поэтому морякам полагалось в день 4,5 литра пива или 1 литр вина или четверть литра рома или бренди. Несмотря на чрезмерную выдачу алкоголя, пьянство считалось серьезным проступком. Матросам также выдавали в месяц по 1 килограмму табака, который те обычно жевали, а едкий табачный сок сплевывали в плевательницы.

В нижнем твиндеке корабля располагались кладовые для провизии и крюйт-камеры, где хранились бочки с порохом. В носовой части твиндека находился бомбовой погреб. Разумеется, никаких механических средств для подъема пороха и ядер не было, и во время боя весь боезапас поднимали на руках, перекладывая с палубы на палубу руками (это было на кораблях того времени не так трудно, так как междупалубные расстояния не превышали 1,8 м).

В носовой части расположен судовой лазарет, отделенный от остальной палубы переборкой из парусины на деревянной раме. Перед боем переборка легко убиралась, чтобы освободить место на пушечной палубе, а лазарет перемещался на нижнюю палубу (орлоп-деке).

Хирургическое отделение и хирургические инструменты….

После того, как лорд Нельсон был ранен выстрелом с корабля противника, его перенесли сюда, где ему оказывал помощь судовой врач доктор Битти. Нельсон скончался от ран примерно в 4:30 вечера. Перед смертью он пожелал быть похороненным в Англии (обычно моряков хоронят в море, а каждый офицер на корабле спал в собственном гробу для экономии места). С него сняли одежду, тело поместили в большую бочку для воды, известную под названием «лигер», и залили бренди. Эта необычная операция была проведена для того, чтобы сохранить тело Нельсона до возвращения в Англию, где он должен был быть похоронен, согласно его последней воле. Пока «Виктори» стоял на ремонте в Гибралтаре, бренди обильно разбавляли винным спиртом для лучшей сохранности тела. Когда корабль наконец прибыл домой в декабре, оказалось, что тело Нельсона прекрасно сохранилось. 9 января 1806 года состоялись государственные похороны Нельсона, после чего он упокоился в крипте собора Св. Павла в Лондоне и был первым человеком не из королевской семьи, удостоенным такой чести.

Линейный корабль «Виктори»

«Виктори» («Victory», в переводе – «Победа»), флагман лорда Нельсона во время Трафальгарского сражения, стал пятым кораблем английского флота, носившим это наименование. Его предшественник, 100 пушечный линкор, потерпел крушение и погиб со всем экипажем в октябре 1744 г.

Новый 100 пушечный линейный корабль был заказан в конце 1758 г., во время Семилетней войны. Его строительство началось летом следующего года в Чатэме, разработал проект и руководил работами талантливый кораблестроитель Томас Слейд. Возможно, при другом развитии событий корабль строился бы намного быстрее, но победы британского флота сделали спешку ненужной. Кстати, именно победам, одержанным в 1759 г., корабль и обязан своим названием, ведь несчастливая судьба предыдущего одноименного линкора некоторое время довлела над людьми, выбиравшими наименование для новой боевой единицы.

Основным материалом при постройке «Виктори» стал прекрасный хорошо выдержанный дуб (всего потребовалось около 10 000 м3 древесины) – заготовка материалов началась задолго до начала работ. Киль изготовлялся из вяза, при постройке также использовались сосна и другие хвойные породы. Именно качественной древесине корабль и обязан своей долгой и славной карьерой. Его спустили на воду в мае 1765 г., но необходимости в трехдечном гиганте Королевский флот в то время не испытывал. В результате до 1778 г. «Виктори» стояла в реке Медуэй без вооружения и экипажа.

Все изменилось после того, как восставшие североамериканские колонии поддержала Франция, располагавшая сильным линейным флотом. Теперь корабли первого ранга оказались востребованы, и по распоряжению командующего Западной эскадрой (ее неофициально называли Флотом Канала от английского Channel – Ла-Манш) адмирала Огастаса Кеппеля «Виктори» укомплектовали экипажем (первым командиром стал Джон Кэмпбелл) и вооружили. Корабль имел следующие характеристики: водоизмещение – 3556 т, длина наибольшая – 69, 3 м, по главной палубе – 56,7 м, ширина – 15,8 м, осадка – 8,8 м, расстояние от ватерлинии до топа грот-мачты – 62,5 м, площадь парусов – 5440 м3, скорость при нормальном ветре – 9 узлов, численность экипажа – 850 человек. Проектное вооружение состояло из 30 42 фунтовых пушек на гондеке, 28 24 фунтовок на мидельдеке, 30 12 фунтовок на опердеке и 12 6 фунтовок на квартердеке и форкастле. Но при подготовке к вводу корабля в строй вместо 42 фунтовых пушек на него поставили 32 фунтовые. 42 фунтовки заменили 32 фунтовыми пушками.

«Виктори»

Уже 23 июля 1778 г. «Виктори», на которой держал свой флаг Кеппель, участвовала в сражении при Уэссане. В один из моментов боя сошлись друг с другом флагманские корабли – «Виктори» и 110 пушечная «Бретань», на которой находился французский адмирал Луи Гиллуэ, граф д?Орвилье. Дуэль продолжалась всего несколько минут, но каждый из гигантов успел нанести противнику достаточно серьезные повреждения. На «Витори», всего за бой потерявшей 35 человек убитыми и ранеными, пострадал рангоут (особенно досталось фок-мачте, которая грозила рухнуть в любой момент), зато «Бретань» получила много попаданий в корпус, на ней оказалась подбита часть орудий. От огня пушек «Виктори» также досталось шедшему за «Бретанью» 90 пушечному кораблю «Виль де Пари».

В начале 1780 г. «Виктори» прошла ремонт, для защиты от древоточцев ее подводную часть обшили медью (потребовалось 3923 листа), изменения претерпело вооружение. Так, вернулись на нижнюю палубу 42 фунтовки, а в носовой части верхней палубы впервые появились карронады – сравнительно небольшие, 24 фунтовые. В таком виде линкор, которым командовал кэптен Генри Кромвель, под флагом контр-адмирала Ричарда Кемпефелта участвовал в декабре 1781 г. в нападении на французский конвой (Вторая битва у Уэссана), когда англичане захватили полтора десятка торговых судов.

Окончание войны привело к тому, что в марте 1783 г. «Виктори» в Портсмуте вывели в резерв. В 1787-1788 гг. ее основательно отремонтировали, после чего вернули в резерв. Но вскоре флот начал увеличивать свою численность, поскольку отношения с Францией, где произошла революция, быстро ухудшались. Корабль первого ранга сперва понадобился Флоту Канала, а затем был отправлен на Средиземное море, где оказался в гуще событий. Под флагом адмирала Сэмюэля Худа он участвовал в действиях у Тулона и корсиканской кампании, в ходе которой англичане взяли Бастию и Кальви. Но особенно отличился корабль в январе 1797 г. в сражении у мыса Сент-Винсент, где он был флагманом адмирала Джона Джервиса. Несмотря на численное превосходство испанцев, британский командующий решительно атаковал врага и нанес ему поражение, заслужив титул графа Сент-Винсент. Тогда «Виктори» довелось встретиться в бою с испанским гигантом «Сантиссима Тринидад».

Однако на этом славная биография «Виктори» едва не завершилась. В октябре 1797 г. корабль, находившийся не в лучшем состоянии, поставили на прикол в Чатэме, а затем превратили в плавучий госпиталь. И тут в дело вмешалась переменчивая Фортуна: в октябре 1799 г. потерпел крушение линейный корабль «Импрегнейбл». Замену ему решили найти среди старых кораблей, и выбор пал на «Виктори». «Ветерана» решили вернуть в строй, и в феврале 1800 г. на нем начались большие работы. Линкор капитально отремонтировали, перевооружили и с середины апреля 1803 г. вновь стали числить кораблем первого ранга. А 16 мая на «Виктори» впервые поднял флаг вице-адмирал Горацио Нельсон.

До осени 1805 г. «Виктори» успешно несла службу, и даже смогла отличиться при захвате французского 32 пушечного фрегата «Эмбюскад». Но действительно громкую славу корабль заслужил у берегов Испании. В сентябре «Виктори» под флагом Нельсона прибыла к Кадису, где британцы блокировали франко-испанскую эскадру адмирала Вильнёва. Линкор нес следующее вооружение: на гондеке стояли 30 длинноствольных 32 фунтовых пушек, на мидельдеке – 28 также длинноствольных 24 фунтовых пушек, на опердеке – 30 12 фунтовок, на квартердеее – 12 таких же орудий, на форкакстле – две 12 фунтовки и две грозных 68 фнтовых карронады. Командовал кораблем друг Нельсона, один из членов знаменитого «братства» кэптен Томас Харди.

В великом сражении, развернувшемся недалеко от мыса Трафальгар 21 октября, «Виктори» возглавляла дну из двух кильватерных колонн, прорезавших франко-испанский строй. Для воодушевления своих людей Нельсон приказал поднять знаменитый сигнал: «England Expects That Every Man Will Do His Duty» («Англия ожидает, что каждый человек выполнит свой долг»). Обычно в то время флагманские корабли находились в середине боевой линии, но при Трафальгаре Нельсон счел необходимым поставить вперед корабли первого ранга (вторую колонну возглавлял 100 пушечный «Ройял Соверен» под флагом младшего флагмана вице-адмирала Катберта Коллингвуда), имевшие самые прочные корпуса.

Замысел английского командующего полностью оправдался. Выдержав на сближении энергичный, но не слишком точный огонь противника (самым серьезным в этот период боя оказалось повреждение румпеля, править рулем пришлось с нижнего дека), «Виктори» во время прохода за кормой французского флагмана «Бюсантор», получила сокрушительный продольный залп. На корабле Вильнёва сразу оказалось множество убитых и раненых и вышло из строя до 20 пушек. По мнению Харди, самый удачный выстрел сделала заряженная картечью карронада левого борта. Не остались без дела и орудия правого борта, удачно обстрелявшие «Редутабль». Этот корабль вскоре оказался очень сильно поврежден и выведен из строя, но до этого именно с его марса французский унтер-офицер в 13: 25 точным выстрелом смертельно ранил Нельсона. Его унесли вниз, но это уже не могло помешать англичанам добиться выдающейся победы. Адмирал умер в 16:30, еще успев узнать о блестящей победе и полном разгроме неприятеля.

Людские потери на «Виктори» составили 57 убитых и 102 раненых, корабль серьезно пострадал, лишившись рангоута. В Гибралтар его привели на буксире. Но это уже было не важно: господство на морях до конца войны оставалось за Британией.

Активная служба корабля продолжалась до осени 1812 г., после чего он был превращен в блокшив. В качестве вспомогательной единицы «Виктори» довелось прослужить вплоть до 1922 г., когда на средства особого фонда начались работы по ее восстановлению. Реставрация завершилась в 1928 г., и с тех пор «Виктори» стоит в сухом доке в Портсмуте, являясь одной из главных достопримечательностей города. Между прочим, вопреки распространенному мнению, корабль не является только лишь музеем, он и сегодня числится в составе Королевского флота.

Из книги Наваринское морское сражение автора Гусев И. Е.

Линейный корабль «Азов» Флагманский корабль русской эскадры в Наваринском сражении «Азов» был заложен 20 октября 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Тогда же началась постройка и однотипного с ним линейного корабля «Иезекииль». Каждый из этих кораблей имел

Из книги Британские парусные линейные корабли автора Иванов С. В.

Линейный корабль в бою В описываемый период все корабельные пушки классифицировались по размеру ядра, которыми велся огонь. Самыми большими пушками были 42-фунтовые пушки Армстронга, которые стояли только на нижней орудийной палубе старых линейных кораблей. Позднее

Из книги Боевые корабли древнего Китая, 200 г. до н.э. - 1413 г. н.э. автора Иванов С. В.

Лоу чуань: средневековый китайский линейный корабль Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей - лоу чуань - в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти

Из книги Дредноуты Балтики. 1914-1922 гг. автора Цветков Игорь Федорович

Приложение № 1 Как был устроен линейный корабль “Гангут” Корабль делился на поперечные отсеки 13 главными водонепроницаемыми переборками. Вдоль бортов простирались водонепроницаемые переборки. Линкор имел три броневые палубы. Нижняя палуба заканчивалась броневым

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Линейный корабль „Октябрьская революция" История создания линейных кораблей этого типа восходит к 1906 году, когда Ученый отдел Главного морскрго штаба произвел опрос участников русско-японской войны. В опросных листах содержались ценные материалы и соображения о том,

Из книги 100 великих кораблей автора Кузнецов Никита Анатольевич

Линейный корабль «Ингерманланд» Линейный корабль «Ингерманланд» считается образцом судостроения Петровской эпохи. Создавая регулярный военный флот, Петр I первоначально делал упор на постройку фрегатов как основного ядра корабельного состава флота. Следующим этапом

Из книги Линейные корабли типа “Кинг Джордж V”. 1937-1958 гг. автора Михайлов Андрей Александрович

Линейный корабль «Ростислав» Начиная с 1730 х гг. верфи Санкт-Петербурга и Архангельска построили большое количество 66 пушечных кораблей. Один из них, заложенный на Соломбальской верфи в Архангельске 28 августа 1768 г., спущенный на воду 13 мая 1769 г. и в том же году зачисленный в

Из книги автора

Линейный корабль «Азов» 74 пушечный парусный линейный корабль «Азов» был заложен в октябре 1825 г. на Соломбальской верфи в Архангельске. Его создателем стал известный российский корабел А.М. Курочкин, за несколько десятилетий своей деятельности построивший на

Из книги автора

Линейный корабль «Императрица Мария» К середине XIX в. парусные линейные корабли достигли совершенства. Уже появились в составе флотов многочисленные пароходы, успешно доказывал свои многочисленные достоинства винтовой движитель. Но верфи многих стран продолжали

Из книги автора

Линейный корабль «Дредноут» В начале ХХ в. начались качественные изменения в развитии морской артиллерии. Совершенствовались сами орудия, снаряды вместо пороха повсеместно начинялись сильными бризантными взрывчатыми веществами, появились первые системы управления

Из книги автора

Линейный корабль «Эджинкорт» Появление в 1906 г. «Дредноута» привело к тому, что прежние броненосцы в значительной мере утратили свое значение. Начался новый этап гонки морских вооружений. Бразилия первой из южноамериканских государств начала усиливать свой флот

Из книги автора

Линейный корабль «Куин Элизабет» После вступления в строй знаменитого «Дредноута» все прежние броненосцы морально устарели. Но уже через несколько лет были спроектированы новые линкоры, получившие название супердредноутов, а вскоре за ними последовали сверхдредноуты.

Из книги автора

Линейный корабль «Бисмарк» Линейный корабль «Бисмарк» («Bismarck») был заложен 1 июля 1936 г. на верфи «Бломм унд Фосс» в Гамбурге, спущен на воду 14 февраля 1939 г., а 24 августа 1940 г. на линкоре был поднят флаг и корабль вошел в строй военно-морского флота Германии (кригсмарине). Он

Из книги автора

Линейный корабль «Ямато» В начале 1930 х гг. в Японии начали готовиться к замене тех своих кораблей, у которых истекал определенный Вашингтонским договором 20 летний срок службы. А после того, как в 1933 г. страна вышла из Лиги Наций, было решено отказаться от всех договорных

Из книги автора

Линейный корабль «Миссури» В 1938 г. в США началось проектирование линейных кораблей, призванных сочетать в себе огромную огневую мощь, высокую скорость хода и надежную защиту. Надо отдать должное конструкторам: им действительно удалось создать очень удачно

Из книги автора

Почему не появился линейный корабль "Дюк оф Нью-Йорк"? В феврале 1941 г. премьер-министр Великобритании сделал запрос Первому лорду Адмиралтейства: "Не согласиться ли он обменять линкор "Дюк оф Йорк" на 8 крейсеров США с орудиями главного калибра 203 мм?" На следующий день

С тех пор как человек научился путешествовать по морю, морские государства приступили к поискам богатств и власти за пределами своих территорий. К XVIII веку Испания, Португалия, Франция, Голландия и Британия основали обширные колониальные империи.

Построенные из дерева и полотна корабли стали совершать торговые рейсы по морским путям между колониями и домом. В эпоху парусного флота имперские амбиции реализовались в драматических сражениях на море. Боевые корабли, оснащенные несколькими палубами, на которых установились несущие смерть орудия, стали самыми мощным оружием своего времени. Использовались трехпалубные боевые корабли - линкоры , которые несли до 74 орудий на борту, сближались с противником до пределов возможного и давали залп. Деревянный корабль, разбиваясь на щепки, подрывал боевой дух его команды, таким образом, наносился противнику основной удар. Такова была тактика морских сражений той эпохи.

Кто господствовал на океанах правил миром. Почти два столетия такой страной была Британия. Первый по настоящему военный флот состоял из полноценных линкоров став результатом деятельности амбициозного короля Генриха VIII. Тогда морские сражения велись исключительно между торговыми судами, на которые устанавливались орудия. Его боевые кораблистроились исключительно для военных целей. Это было настоящей революцией в то время. Прообразом линейного корабля стал «Mary Rose ».

Последующие двести лет в постоянных конфликтах межу враждующими империями, корабли, участвовавшие в морских сражениях, превратились в настоящие линкоры , поражающие своим великолепием. Большой парусный корабль«Victory » с тремя орудийными палубами являлся классическим линкором . Он мог находиться в открытом море в любое время года и в любом уголке Земного шара.

«Victory » был спущен на воду в 1765 году. На его постройку потребовалось шесть лет и целый дубовый лес, состоявший из 2500 деревьев. Линкор был в два раза длиннее «Mary Rose » и в семь раз превосходил по водоизмещению. Парусный боевой корабль«Victory » представлял целую династию парусных кораблей, которые совершенствуясь сами по себе становились оружием.

Парусный корабль «Victory » - это плавучая орудийная платформа. Пятьдесят орудий разных калибров, предназначенных для нанесения сокрушительного удара, который в считанные секунды разнесет дом. Мощность огня была невероятна для того времени. Один бортовой залп - это 500 кг металла. Команда была очень большой от 850 до 950 человек. В таких условиях действовать было невероятно тяжело: помещения низкие, мало вентиляционных отверстий через которые мог выходить дым. Нет возможности укрыться от ответного огня противника орудийной палубы.

классический парусный линкор «Victory»

строительство

иллюстрации с изображением классического линкора «Victory»

линкор «Victory»

линкор «Victory» на рейде

линкор «Victory» в море

Линкор «Victory » в мероприятиях Британской империи стал фронтовой позицией в величайшем морском сражении в истории парусного флота. В 1803 году линкор «Victory » при вступлении на борт Горацио Нельсона стал флагманским кораблем. В то время англичане опасались вторжения в свою страну через Ла-Манш. 9 октября 1805 года Нельсон пригласил своих офицеров на ужин на борт линкора «Victory ». Он рассказал им как покончить раз и навсегда с нависшей угрозой, которая представляла объединенный флот Франции и Испании. Решительный и опытный моряк оспорил стандартный способ приближения к противнику в одну линию и боя на близкие дистанции. Вместо этого Нельсон предложил построение в две колонны и прорыв вражеской линии, вследствие чего начнется неразбериха. Тактика была рискованной. В ходе Трафальгарского сражения обеих эскадр сошлись на рассвете 21 октября 1805 года. Линкоры и фрегаты сближались на скорости двух узлов так, что моряки могли спокойно позавтракать и подумать, что должно было произойти. В Трафальгарском сражении корабли Нельсона превосходили противников только размерами и вооружением.

Трафальгарское сражение

Во времена парусного флота морское сражение было скорее искусством, чем наукой. Сражение выигрывали флотоводцы, такие как Нельсон, а не корабли. Эта тактика была использована так же из-за того, что французы и испанцы не могли стрелять по прямой. Флот Горацио Нельсона состоявший из двадцати семи кораблей за несколько часов одержал победу над французско-испанским флотом состоявший из тридцати трех линкоров и фрегатов .

В Портмунте стоит подделка корабля, а не сам корабль Нельсона, выполненный в 1916 году для Музея.

"С 12 января 1922 года по настоящее время в городе Портсмут в Морском историческом музее стоит точная копия знаменитого линкора олицетворяющий вековую славу и победу Британии в Трафальгарской Битве, в которой принимали участие и русские моряки.

http://korabley.net/news/samoe_izvestnoe_parusnoe_sudno_britanii_klassicheskij_linkor_victory/2009-10-23-395
А вот перепост фоторепортажа- из которого наглядно видно, что это абсолютно новый корабль.
Оригинал взят у kniga_bukv в История «Виктории» таки будет!

В процессе уточнения некоторых сведений по истории корабля выяснилось.

Что долгожительство «Виктории» случай всё-таки исключительный даже по меркам английского флота.
Что история у корабля очень не простая и не такая прямолинейная как рассказывают туристам.
Что она ещё интереснее, чем представлялось раньше.
И что найти её в сети, без выдумок и затей, весьма непросто.

Поэтому - краткая история «Виктории» в моём изложении.
Об источниках будет упомянуто отдельно.

Часть первая. Проект и строительство

История корабля началась в феврале 1756 года, когда инженер-инспектор Томас Слейд,
был назначен Главным строителем нового линкора первого класса.
По техзаданию Адмиралтейства прототипом должен было послужить «Ройял Джордж» -
единственный тогда в британском флоте стопушечный линкор.

Слейд должен был начать постройку корабля с заготовки леса, который лет несколько
должен был сохнуть и дозревать для работы. Но Адмиралтейство торопило - началась Семилетняя война,
были нужны корабли. Тогда строитель нашёл склад корабельного дерева десятилетней выдержки
и на компромиссы идти не пришлось. Есть мнения, что благодаря постройке корабля из очень старого
и выдержанного материала он и прожил столь долго.

В 1757 году Адмиралтейство снова возглавил лорд Георг Ансон - очень энергичный но дельный руководитель
и штурмовщина на верфях прекратилась. Кроме того, пока Слейд искал дерево и выпускал чертежи,
Англия сильно погромила Францию на море. Видимо именно поэтому «Викторию» строили не торопясь
и это вторая причина её долгожительства.

23 июля 1759 года на одном из стапелей Чатама - главного военно-морского арсенала и верфи Англии -
состоялась церемония закладки. Поскольку год был очень урожайный на победы, кораблю дали имя «Victory»,
несмотря на то, что он стал уже пятой «Победой» военно-морского флота Британии, и на то,
что четвёртая «Победа» - 110-ти пушечный корабль первого ранга постройки 1737 года погиб во время шторма
в 1744 году, как водится со всем экипажем.

В те суровые военные годы верфи Англии главным образом занимались ремонтом кораблей,
повреждённых в боях и походах, и постройка шла медленно. Потому весной 1763 года,
когда Семилетняя война закончилась победой Англии, «Victory» представляла из себя
киль с рёбрами шпангоутов, едва связанными между собой.

Но после войны работа закипела - уже 7 мая 1765 года корабль был спущен на воду,
и хотя его достройка заняла ещё 13 лет, в 1778 году линкор «Victory» был зачислен в списки флота.
Строительство корабля обошлось в 63 176 фунтов - практически даром
страна получила ещё один прекрасный инструмент своей истории и славы.

сейчас Victory покрашена по канонам XVIII века: чёрный верх жёлтый середин как билайн >

носовая фигура после перестройки 1799 года стала фитюлькой геральдической >

сейчас весь такелаж из итальянской пеньки а когда-то был из русской >



балконы и декор кормы тоже после реконструкции 1799 года
неоригинальные
практически подделка >



ну и шрифтик современные дезайнеры выбрали тоже полный привет
во времена нельсона пользовались нормальными английскими гарнитурами
кэзлон или баскервилль
чтобы англичаны тогда свой корабль подписали квадратой капиталис
даже не смешно знаете >

Добрый час, мои любимые читатели и просто люди случайно попавшие в мой дневник.
Хотела бы я Вас спросить, а как насчёт того, чтобы прямо вот сейчас не выходя из дома совершить экскурсию и знаете куда?
На самый что не наесть настоящий корабль Королевского флота Великобритании.
Не каждый из нас имеет возможность побывать в Соединенном Королевстве, в этой — величественной стране с богатой историей. Но у нас есть такая возможность...
Интересные фотографии, а так же видео я думаю, некого не оставят равнодушными.
И обязательно пригласите пусть и в виртуальную, но экскурсии своих мальчишек.
Я думаю, что им будет интересно!

В городе Портсмуте находится одна из главных достопримечательностей - это трёх палубный корабль адмирала Нельсона "Победа" (HMS Victory). Это, пожалуй, самый старый корабль в мире, введенный в эксплуатацию. Флагманский корабль музей посещают до 350 000 человек в год.
По рассказам людей, которым посчастливилось побывать там: если Вы решили посетить корабль, то брать кроме фотоаппарата не чего не нужно, так как ходить там нужно сгибаясь, очень низкие потолки. Каблучки лучше оставить дома, чтобы ваши ножки потом не гудели после спуска и подъёма по палубам. Корабль впечатляет своими размерами! Если Вы не успели всё осмотреть, то не расстраивайтесь, так как билет годен в течение года.


Если Вы обеспокоены состоянием окружающей среды, в частности, содержанием вредных газов в атмосферном воздухе, то обратитесь на российское приборостроительное предприятие ЗАО «ОПТЭК», которое с 1989г выпускает газоонализаторы и газооналитические системы контроля собственной разработки. Среди многочисленной линейки приборов, выпускаемых на предприятии
представлены в широком ассортименте и незаменимы для градуировки поверки приборов.
За более подробной информацией обращайтесь на сайт www.optec.ru

А теперь немного истории, фото экскурсия и в конце видео с корабля-музея, которое я раздобыла на YouTube .
HMS Victory (1765) — 104-пушечный линейный корабль первого ранга Королевского флота Великобритании. Заложен 23 июля 1759 года, спущен на воду 7 мая 1765 года. Принимал участие во многих морских боях, в том числе и в Трафальгарском сражении, во время которого на его борту был смертельно ранен адмирал Нельсон. После 1812 года не принимал участия в боевых действиях, а с 12 января 1922 года находится на постоянной стоянке в самом старом морском доке в Портсмуте.

Представляете, на этом корабле жило и работало более 800 мужчин.
Света там практически не было, если и попадал, то только через узкие щели из открытых портов оружия или тусклый свет фонаря.
Спали на гамаках в 21 дюйм.Рано утром гамак связывали и укладывали в специальные ящики, расположенные вдоль бортов.
Для матросов кают не было.
В нижнем твиндеке корабля располагались кладовые для провизии и крюйт-камеры, где хранились бочки с порохом. В носовой части твиндека находился бомбовой погреб. Разумеется, никаких механических средств для подъема пороха и ядер не было, и во время боя весь боезапас поднимали на руках, перекладывая с палубы на палубу руками. Большое бедствие на любом деревянном корабле - невозможность обеспечить полную водонепроницаемость. Несмотря на самое тщательное проконопачивание швов, вода неизменно просачивается в корпус, скапливается па дне, загрязняется и начинает источать гнилостный запах. Поэтому на "Victory", как и на любом другом деревянном корабле, матросов заставляли периодически спускаться внутрь корпуса и откачивать трюмную воду, для чего в районе мидель-шпангоута были предусмотрены ручные помпы.
Всё говорит только о том, что условия были тяжёлые.


***
В корме располагалась самая лучшая на корабле адмиральская каюта, а под ней - каюта командира.


***

Дисциплина на нижних палубах была очень строгой и наказания соответственно тоже. За невыполнения заказа точно и в срок, человек был закован в кандалы и оставлен на верхней палубе под дождём и ветром

Хочется сказать, что несмотря не на что, Нельсон и его команда отважно жили и сражались.
Адмирал Нельсон в своей парадной форме ходил по палубе и отдавал команды, не обращая внимания на неприятельские пули, которые посылали французские стрелки с мачт своего корабля. Одна из пуль вошла адмиралу в левое плечо, прошла через грудь и застряла в позвоночнике. Нельсон упал, и его отнесли во внутреннее помещение.
Смертельно раненный Нельсон до последней минуты продолжал отдавать распоряжения. Последним его указанием было поставить все корабли на якорь, поскольку надвигался шторм, и корабли могло вынести на скалы. В 16 ч 40 мин великий адмирал скончался,но память навечно осталась в сердцах людей.
Сейчас "Victory" - один из самых популярных музеев Англии.
Кстати хочется сказать,что все доходы от посетителей этого необычного музея идут на содержание корабля.
Видео с корабля-музея

В следующем посте, я постараюсь показать побольше фотографий и изложить подробнее все исторические факты.
С уважением к Вам Lenyr.