Тайны католической церкви. Тайны католической церкви: драгоценные скелеты первых христиан. Достаточно ли секретными являются Секретные Архивы

На протяжении всей ее долгой истории Католическую церковь не раз сотрясали скандалы, начиная с роспуска ордена тамплиеров, суда над Галилеем и заканчивая развенчиванием мифа о матери Терезе. В течение 20 века было еще немало скандалов, как бы ни старалась Церковь охранять свои секреты.

10. Сироты Дюплесси


В 1930-х и 1940-х годах «тихая революция» в Квебеке возвестила о начале новой эпохи, известной ныне как «Великая тьма». Во главе с премьер-министром Моррисом Дюплесси, этот период характеризовался беспрецедентной коррупцией и репрессиями, к которым во многом имела отношение и Католическая церковь. После того как Дюплесси получил поддержку местной церкви, он решил вернуть свой долг с помощью несколько необычной схемы зарабатывания денег, связанной с попечительством над детьми-сиротами.

В то время субсидии из федерального бюджета для психиатрических больниц были намного больше тех, что выделялись детским домам, которые были в основном «головной болью» местных властей. Начиная с 1940-х годов Дюплесси при поддержке Католической церкви (которая и управляла большей частью психиатрических лечебниц и детских домов) начал систематически выявлять детей-сирот с отклонениями в умственном развитии, хотя в действительности такой диагноз был ложным. В результате таких действий сирот отправляли в клиники для душевнобольных, и они имели право на увеличенные федеральные выплаты. Были случаи, когда все воспитанники приютов признавались умственно неполноценными, а сами приюты преобразовывались в психбольницы. Таким образом, Католическая церковь могла значительно увеличить свои доходы за счет государственных субсидий.

Приблизительно 20000 детей были поставлены неверные диагнозы. Причем далеко не все дети были сиротами. Многие были рождены незамужними матерьми и насильно переданы под опеку Церкви, которая категорически осуждала появление детей вне брака.

При таком статусе жизнь детей превращалась в кошмар. Они подвергались сексуальному насилию, к ним применялась терапия электрошоком, им даже делали лоботомию. Некоторых детей использовали при проведении медицинских экспериментов. Многие умерли в результате такого лечения.

К началу 90-х гг. в живых осталось около 3000 сирот Дюплесси. Они объединились, чтобы обнародовать свою историю и добиться справедливости от правительства. В конечном итоге они получили денежную компенсацию от властей, но вот Католическая церковь извинений так и не принесла.

9. Переселение детей


В течение 19 и 20 веков приблизительно 150000 детей из детских домов были отправлены в Австралию, Канаду, Новую Зеландию и Родезию. Такая система, возможно, практиковалась и до 17 века, но что удивительно, так это ее длительность. Только в период с 1947 по 1967 10000 детей были отправлены из Соединенного Королевства в Австралию.

Цель таких переселений была ясна - в этих колониях должно было преобладать белое население. Британские дети рассылались по всему миру как «хороший белый запас».

А соперничающие религиозные течения использовали подобную схему для увеличения числа своих последователей на континентах. С конца 30-х и до начала 60-х годов Католическая церковь отправила как минимум 1000 британских и 310 мальтийских детей в католические школы Австралии, где многие из них вынуждены были заниматься тяжелым физическим трудом, в том числе и строительными работами.
Последующие исследования выявили, что, в дополнение к принудительным каторжным работам, многие дети были жестоко избиты, изнасилованы, они голодали - некоторых заставляли драться за еду, брошенную на пол. Многих из них лишили имени, данного при рождении. Несколько десятилетий спустя, в 2001, Католическая церковь признала совершенные преступления и принесла извинения жертвам.

8. Похищенные дети Испании


Начиная с 30-х гг. прошлого века фашистский режим Франсиско Франко стремился «очистить» Испанию, забирая детей у «нежелательных» родителей и воспитая их более лояльными к проводимой политике. Этот проект первоначально касался детей «левых», которых испанское правительство рассматривало как «заболевание, загрязняющее расу». Но в конечном итоге распространился и на детей незамужних матерей и прочих «неправильных» родителей. Целых 300000 младенцев в конечном итоге были разлучены с родителями. Проект разрабатывался при непосредственном участии Католической церкви Испании.
После того как Франко пришел к власти, назвав себя защитником католической Испании, Церковь стала управлять большей частью социальных учреждений страны: от школ до больниц и детских домов. Это позволило врачам, священникам, монахиням выкрасть тысячи детей.

Во многих случаях медсестры в больницах просто забирали новорожденных детей у матери, якобы для обследования. А потом возвращались и говорили, что младенец умер. Зачастую дети просто продавались приемным родителям.

После смерти Франко в 1975 году Церковь сохранила свою хватку и продолжила проект. Похищения детей продолжались вплоть до 1987 года, пока испанское правительство не ужесточило правила усыновления. Было подсчитано, что около 15 % усыновленных детей в период между 1960 и 1989 были украдены у настоящих родителей.

7. Возвращение крещеных еврейских детей


В то время как Папу Пия XII обвиняли в том, что он публично не протестовал против Холокоста, под его руководством Католическая церковь приняла меры, чтобы спасти несколько тысяч евреев от нацистов. Некоторым итальянским и венгерским евреям выдавались поддельные свидетельства о крещении и другие документы, подтверждавшие, что они католики. Во Франции многие еврейские дети были крещены и спрятаны в католических школах и детских домах от репрессий нацистов.

Проблема в том, что произошло позже. После окончания войны католическая церковь во Франции издала директиву, запрещающую возвращение крещеных еврейских детей в их семьи. Документ, который, как утверждалось, был одобрен Святым Отцом, предписывал, что «дети, которых окрестили, должны содержаться в учреждениях, гарантирующих их христианское воспитание».

Многие из них лишились в Холокосте своих родителей, и им специально не сообщалось об их еврейском происхождении. Проблема привлекла общественное внимание во Франции, когда Роберта и Джеральда Финэли, их выжившие еврейские родственники, пытались вернуть на родину. Этот случай вызвал многочисленные судебные тяжбы. Впрочем, некоторые французские католики добровольно нарушили директиву и вернули крещеных детей их семьям. В числе таких французов был и будущий Папа Иоанн XXIII, а тогда представитель Ватикана в Париже.
По сей день точно не известно, скольких детей спасла Католическая церковь и скольких позже вернула.

6. Золото НСДАП в банке Ватикана


В 1947 агент американского казначейства Эмерсон Бигелоу составил, по всей видимости, весьма секретный доклад, где сообщал, что Католическая церковь контрабандой переправляла нацистское золото через банк Ватикана. Хотя сам отчет был утерян, Бигелоу написал письмо, где указывалось, что данные взяты из надежного источника. Согласно ему, в банк Ватикана в конце войны были переведены 350 миллионов швейцарских франков из марионеточной Хорватии, находившейся под властью нацистов. Бигелоу утверждал, что большая часть этих денег так и «осела» в Ватикане «на хранении».

Письмо Бигелоу также содержит информацию, что часть этого золота была впоследствии переправлена через так называемый ватиканский трубопровод в Испанию и Южную Америку для помощи нацистам.

Письмо увидело свет в 1997, после того как были рассекречены архивы Ватикана. Представители банка Ватикана опровергли эти обвинения, но Католическая церковь оказалась втянута в судебные процессы, связанные с отмыванием нацистского золота.

В 2000 году был подан коллективный иск 2000 выжившими в Холокосте евреями и их родственниками, которые стремились получить от Ватикана реституцию размером до 200 млн. долларов. Используя письмо Бигелоу и другие документы, они утверждали, что Ватикан украл золото у евреев. Правда, процесс зашел в тупик в связи с тем, что неясно, может ли подобный иск рассматриваться в США.

5. Альянс с фашизмом


Сегодня Ватикан - это суверенное, самое маленькое государство в мире. Но так было не всегда. Рим был столицей Папской области в течение сотен лет. Но после объединения Италии в 19 веке Папа Римский потерял влияние на светские территории, что вызвало противостояние между Церковью и государством. Официально Ватикан стал суверенной страной только в 1929 году. И произошло это только благодаря тому, что Католическая церковь «легла в кровать» с фашизмом.

В 1922 году к власти пришел Бенито Муссолини и его Национальная фашистская партия, в конечном счете отменив демократию и сформировав жестокую диктатуру. В 1929 Муссолини и Католическая церковь подписали Латеранское соглашение, урегулировав кризис путем предоставления церкви суверенных территорий в Италии. Чтобы подсластить соглашение, Муссолини выплатил Святому Престолу значительную сумму денег. Церковь, в свою очередь, использовала эти деньги, чтобы создать прибыльный международный инвестиционный портфель, который сейчас оценивается в пределах 500 миллионов фунтов стерлингов (781 млн. $).

Кроме того, Церковь была освобождена от налогов, а католические священники получали гарантированную зарплату от итальянского правительства. Соглашение признавало католицизм единственной религией Италии, сделав уроки религиозного воспитания обязательными для всех итальянских школьников, если у них нет специального освобождения. Также договор включал пункт, защищающий «достоинство Папы Римского». Фактически это означало, что те, кто подверг Церковь критике, должны были предстать перед судом. В 2008 году фанатичный римский обвинитель начал дело против комика, который неудачно подшутил, раскритиковав Папу Бенедикта. К счастью, попытка не увенчалась успехом, будучи пресечена итальянским Министерством юстиции, это решение поддержал и Ватикан.
Со своей стороны, фашистский режим Муссолини при подписании соглашения получил общественную поддержку Католической церковью и был признан официальным государственным строем Италии, несмотря на то что Муссолини отменил демократию еще четырьмя годами ранее. После подписания Латеранского соглашения официальная газета Ватикана высоко оценила Муссолини, заявив: «Италия была возвращена Богу, а Бог - Италии».

4. Сокрытие жестокого обращения с детьми и защита педофилов


Широко распространенное жестокое обращение с детьми в Католической церкви было проблемой в течение долгого времени, но она действительно не привлекала внимание общественности до конца 1980-х. Издевательства сами по себе способны вызвать грандиозный скандал, но тот факт, что они длились так долго, и о них ничего не было известно миру, говорит о еще больших преступлениях: Католическая церковь намеренно стремилась скрыть факты жестокого обращения с детьми и систематически защищала священников-педофилов.

Скандал вышел на поверхность в 2002 году, когда пятерых католических священников судили в Бостоне за издевательства над детьми. Один из осужденных - отец Джон Джоган - домогался до 130 мальчиков, прежде чем был пойман. Но вышестоящие священники знали о его преступлениях задолго до обвинений суда. Мало того что Церковь не выдала его властям, его даже не лишили сана. Вместо этого его просто перевели в другой приход, где он продолжил беспрепятственно насиловать детей.

В Висконсине католический священник Лоуренс Мерфи изнасиловал 200 глухих детей и детей с ограниченными возможностями в школе, подчиненной Церкви. Это происходило в период с 1950 по 1974 гг. Когда начальство Мерфи узнало об этом, его даже не сняли с педагогической работы. Вместо этого ему дали отпуск. Только в 1996 году Церковь провела внутреннее расследование. Однако было решено не наказывать насильника, ибо он уже был старым и немощным. Несколько месяцев спустя Мерфи умер и был похоронен со всеми почестями, которые полагаются священнику, добросовестно исполнявшему свои обязанности.

В феврале 2014 года специальным комитетом Организации Объединенных Наций по правам детей было установлено, что Католическая церковь систематически защищала священников, которые насиловали детей, а потому несет ответственность за то, что десятки тысяч детей по всему миру подвергаются жестокому обращению. Комитет утверждал, что «Церковь систематически ставила репутацию Святого Престола и защиту преступных священников превыше прав ребенка».

Нынешний Папа, Франциск, недавно заявил, что у него были достоверные данные, указывающие, что около 2% католических священников - педофилы. Всего в мире сейчас приблизительно 414 000 католических священников. Так, по данным самого Папы в настоящий момент в Католической церкви служит около 8000 священников-педофилов.

3. Приюты Магдалины

Опираясь на ультраконсервативные понятия о сексуальности, Католическая церковь заключала женщин, подозреваемых в проституции или распущенности, в специальные учреждения, называемые приютами Магдалины. Изначально женщины в этих заведениях вынуждены были проходить псевдопсихиатрическое лечение, дабы избавиться от предполагаемой греховности и распущенности. Многих женщин отправляли в эти приюты их собственные семьи.

Подобное имело место в основном в Ирландии, арестованные женщины были вынуждены выполнять рабский труд, связанный преимущественно с ежедневной стиркой одежды по семь дней в неделю. Церковь же получала за стирку деньги, ведь прачечные были коммерческими учреждениями. А заключенные переносили жестокие избиения, получали скудное количество еды и постоянно подвергались сексуальному насилию. Было подсчитано, что более 30000 женщин были вынуждены работать в ирландских прачечных.

Приюты работали в Ирландии с 18 до конца 20 века, но они не привлекали внимание общественности вплоть до 1993 года, когда в братской могиле в Северном Дублине были обнаружены 155 тел. Руководство приюта похоронило женщин тайно, не сообщив ни их семьям, ни даже властям об их кончине - ни у одной из несчастных не было свидетельства о смерти.

В 2013 году ирландские власти согласились выплатить по крайней мере 45 млн. $ компенсации выжившим. Такое решение было принято после того как на ситуацию обратил внимание комитет ООН против пыток. Однако Католической церкви еще предстоит принести извинения.

2. Крысиные тропы нацистов

В конце Второй мировой войны многие нацистские военные преступники пытались сбежать из Европы, чтобы избежать судебного преследования. В некоторых случаях они получали помощь высших санов Католической церкви. В декабре 1944 Церковь позволила в религиозных целях епископу по имени Алоиз Худал навещать нацистских заключенных, удерживаемых в военных лагерях. Однако священник использовал свое положение, чтобы помочь многим заключенным бежать.
\
Худал помог разработать систему маршрутов для бегства, известную как «крысиные тропы» (от англ. Rat-lines), позволив нацистам скрыться в Южной Америке. Он использовал свое положение в церковной иерархии, чтобы оформить проездные документы из Ватиканской Организации по делам беженцев. Многим офицерам фактически выдали ватиканские государственные паспорта, которые позволили им выдавать себя за священников.

Одним из нацистов, которым Худал помпог бежать, был Франц Штангль, который оставался на свободе до 1967 года, пока не был арестован в Бразилии. Тогда Штангль был выдан Западной Германии и осужден за массовое убийство 900000 евреев.

Между тем, группа хорватских священников, служившая в римском семинарском колледже, создала самый главный путь к отступлению, теперь известный как крысиная тропа Сан Жироламо. Под руководством отца Крунослава Драгановича, организация изначально была создана, чтобы помочь членам хорватского террористического движения усташей убежать из Европы, но вскоре ее функции расширились, и в число беглецов были включены и немецкие нацисты, например Клаус Барби.
По крайней мере 9000 нацистов бежали в Южную Америку после войны. Участие Церкви в этом остается спорным вопросом. Официальная позиция такова, что Худал и Драганович действовали самостоятельно, без одобрения Ватикана. Но ряд историков утверждает, что роль Церкви в организации побегов могла быть и значительно большей.

1. Хорватский Холокост

В то время как концентрационные лагеря нацистов, действовавшие во время Второй мировой войны, по сей день остаются наиболее известными, в некоторых других странах, в частности в Югославии, также функционировали подобные концлагеря, управляемые католическими священниками.
\
После того как страны «оси» (Германия, Италия, Венгрия) заняли Югославию в 1941 году, новое фашистское правительство сформировало так называемое независимое государство Хорватию, которое, как считается, было марионеточной страной нацистов. Ей управляли усташи (хорватская версия нацистов) во главе с Анте Павеличем. Усташи придерживались ультраконсервативных взглядов на католицизм и расизм.

После того как Павелич пришел к власти, католический архиепископ Алоизие Степинац устроил банкет для диктатора, объявив его «Божьей рукой на работе». Павелич также был принят самим Папой Римским Пием XII. За четыре дня до встречи Павелича с Папой усташи заперли сотни сербов внутри православной церкви и сожгли ее дотла. Югославские дипломаты предупреждали Папу о творимых зверствах и просили отказаться от встречи, но Пий XII просьбу не выполнил.
Несколько месяцев спустя лидер усташей предложил уничтожить все сербское население Хорватии по принципу: «Треть убить, треть изгнать и ассимилировать оставшуюся треть».

Такое направление геноцида вскоре стало ужасающей реальностью. Концентрационные лагеря были созданы по всей стране, в том числе один из самых страшных в Европе - Ясеновац, где было убито 800000 сербов, евреев, цыган, политических диссидентов. Хорватские католические священники служили охранниками в лагерях и даже палачами. В лагере Ясеновац бывший студент права, член католической организации Петар Брзица выиграл конкурс, убив за одну ночь 1350 человек.

Убийства не ограничивались только лагерями. Усташи шли по деревням с ножами и топорами. Один такой поход в 1942 году был под руководством священника и унес жизни 2300 сербов. Оставшиеся в живых после нападения описывали, как усташи казнили маленьких детей, бросали их отрезанные головы матерям, разрезали животы беременным женщинам, насиловали молоденьких девушек, заставляя их семьи наблюдать за этим.

Пока все это продолжалось, Павелич обменивался душевными телеграммами с Папой Пием XII. Католическая пресса в Хорватии пропагандировала фашистский режим. Ватикан ни разу не выступил против убийств.

После окончания войны и освобождения Югославии коммунистами архиепископ Степинац был признан виновным в военных преступлениях и отправлен в тюрьму Лепоглавы. Однако новое Югославское правительство вскоре отпустило его под давлением Ватикана. Пий XII позже назначил его кардиналом. В 1998 его беатифицировал (причислил к лику блаженных) Папа Иоанн Павел II.


Тайны и католическая церковь - неразделимые понятия. Но даже после ряда крупных скандалов и разоблачений католицизм остаётся одной из самых многочисленных религиозных конфессий. В нашем обзоре 10-ка тайн католический церкви, о которых её представители предпочитают не вспоминать.

1. Издевательства над детьми-сиротами в Канаде


В 1930-х годах в канадской провинции Квебек начался период, который вошел в историю как "Большая Тьма". Премьер Морис Дюплесси, известный коррупционер, получил поддержку католической церкви на выборах и решил, вероятно, решил оказать церковникам благодарность.

В то время из федерального бюджета выделялись намного большие субсидии психиатрическим больницам (которыми как раз управляла католическая церковь), нежели детским домам. Дюплесси осенила "блестящая идея" диагностировать детям-сиротам разнообразные психические заболевания, которых они вовсе не имели. В итоге детские дома опустели, а психиатрические клиники, в которые вывезли около 20 000 детей, были просто переполнены. Дошло до того, что детей забирали не только из приютов, но и у матерей-одиночек. В лечебницах жизнь детей была сущим кошмаром - над ними ставили медицинские эксперименты и проверяли на них новые медпрепараты.

2. Переселение детей


Начиная с 19-го века, примерно 150 000 детей из детских домов были отправлены из Великобритании в другие страны (Австралию, Канаду, Новую Зеландию). Такие образом решалась проблема заселения колоний белым населением. А кроме этого, представители церкви обеспечивали себе гарантированную паству на других континентах. Всё бы ничего, но детей не просто забирали из дома, но отправляли на каторжные работы. Детей морили голодом, избивали и нередко насиловали.

3. Похищение новорожденных


Испанский диктатор Франсиско Франко решил сделать страну лучше, а для этого отбирал детей у «неблагонадёжных» родителей. В то время католическая церковь, поддерживающая Франко, управляла всеми больницами, школами и детскими домами в стране. Несложно догадаться, что именно таким образом были похищены около 300 000 детей у их родителей. Часто медсестра брала новорожденного "для обследования", после чего возвращала чужого мертворожденного ребенка. Младенцев прямо из роддома продавали приемным родителям.

Даже после смерти Франко в 1975 году церковь не прекратила подобную практику вплоть до 1987 года, когда были ужесточены правила усыновления. В период между 1960 и 1989 годами в Испании при помощи католической церкви было похищено около 15 процентов новорожденных детей.

4. Политика невозврата еврейских детей


Во время Второй мировой войны католическая церковь во Франции, спасая еврейских детей от нацистов, крестила малышей и прятала их в школах и приютах. Казалось бы, благородное дело, если бы не одно НО. Когда война закончилась, детей родителям не вернули, утверждая, что теперь их должны воспитывать христиане.

5. Преступность в Ватикане


Весьма забавный, хотя и невесёлый факт: в Ватикан в десятке стран с самым высоким уровнем преступности. Конечно, убийств в этом крошечном городе-государстве почти не происходит, но количество карманников просто превосходит все разумные пределы. Проблема заключается в том, что в Ватикане нет тюрем и всего один судья. Поэтому, приезжая в этот город, нужно внимательно следить за своим бумажником.

6. Загадочные убийства


Одной из самых больших неразгаданных тайн в католической церкви является причина смерти Папы Иоанна Павла I. Он был найден мертвым в своей опочивальне всего через 33 дня после вступления на папский престол. Вскрытие тела Папы произведено не было.

Общеизвестно, что Ватикан в течение многих лет связан с мафией и организованной преступностью. В 1982 году президент Банка Ватикана, отец Павел Марцинкус ушел в отставку после того, как были обнародованы его связи с мафией и участие в нескольких убийствах.

7. Сотрудничество церкви с диктаторами


Диктатор Бенито Муссолини всегда поддерживал очень тесные связи с католической церковью. В 1929 году Папа Римский и католическая церковь получили различные преференции. Так, церкви дали право судебного преследования людей, которые негативно отзывались о Папе или католической церкви.

8. Приюты Магдалины


В Ирландии женщин, подозреваемых в проституции или мошенничестве, католическая церковь заключала в тюрьмы, известные как "дома Магдалины". Причём достаточно было не состоявшегося факта, а именно подозрения. Эти женщины проходили принудительное психиатрическое лечение и выполняли тяжёлые работы. Как правило, эти несчастные работали в прачечных, с которых доход получала католическая церковь. Женщинам, безусловно, за их труд не платили. Мало того, их постоянно избивали и почти не кормили. Если женщина умирала, семью об этом не оповещали. О такой практике было ничего неизвестно до тех пор, пока в 1993 году в массовом захоронении в Северном Дублине были найдены 155 тел. По оценкам, около 30 000 женщин провели в подобных приютах по много лет.

9. Хорватский Холокост


Анте Павелич был хорватским Адольфом Гитлером. Он возглавлял группу усташи, которая придерживалась ультраконсервативных взглядов. После того, как Павелич пришел к власти, католический архиепископ Степинац устроил банкет в честь диктатора, заявив, что он "исполняет Божью работу". Затем Павелич был принят Папой Пием XII (а всего за четыре дня до этого усташи сожгли несколько сотен сербов, заперев их внутри православной церкви). По всей территории Хорватии были построены концлагеря. К примеру, только в одном Ясеноваце было убито 800 000 человек. Католическое духовенство служило охранниками и палачами в этих лагерях.

10. Педофилия


Ещё одним скандалом, связанным с католической церковью, стало разоблачение фактов педофилии. Сколько на самом деле существовала данная практика, неизвестно, но точно не менее 30 лет. Некоторые из католических святых отцов насиловали десятки детей, и при этом их не лишали сана.

И ещё несколько шокирующих фактов о . Впрочем, ипредставления об эталоне добродетели со временем претерпели существенные изменения.

Как до, так и после разделения церквей на Западе происходила борьба за усиление церковной власти. Важную роль в истории католической церкви сыграл Папа Григорий VII, в миру носивший имя Гильдебранд. Он активно развивал идею о Божественном происхождении папской власти, признавая в то же время Божественность власти императора. Поначалу Григорий уподоблял папу и императора двум глазам, затем, видимо, чтобы подчеркнуть свое превосходство, - солнцу и луне, солнцем считая, естественно, себя.

Григорий VII приложил огромные усилия, чтобы добиться целибата духовенства. На то были важные политические причины. Священники, обзаводившиеся семьей, нередко отчуждали церковное имущество и земли в пользу своих детей. Хотя в Библии и нет прямых указаний на то, что священнослужители не имеют право жениться, целибат мог создать ореол святости вокруг духовенства, подобно ореолу, окружающему монашество. Народ лучше относился к неженатым священникам. Григорий сумел этим воспользоваться, подстрекая мирян к бунту против женатых священнослужителей и запрещая посещать проводимые такими клириками мессы.

Папа Григорий VII ожесточенно боролся против симонии (продажи церковных должностей). Крупный конфликт произошел между папой и императором Генрихом IV из-за инвеституры. Епископы получали посох и кольцо (символы епископской должности) из рук императора или монарха, как обычные вассалы. Григорий решил вырвать духовенство из системы феодальных отношений и настаивал, что епископские регалии может вручать только папа. Несмотря на сильное противостояние, Григорий и в этот раз, как и в случае с целибатом, одержал победу.

Самый серьезный конфликт начался у папы с императором из-за Миланского архиепископства в 1075 году. Генрих назначил нового архиепископа без согласия понтифика, за что тот пригрозил ему отлучением от церкви и низложением с престола. Тогда император созвал собор верных ему епископов, на котором Григорий VII был обвинен в клятвопреступлении, блуде и плохом отношении к духовенству. Епископы вместе с императором объявили о низложении папы.

Григорий действовал в данной ситуации решительно. Он поднял против императора мятежных саксонцев, до этого уже бунтовавших против Генриха, и сумел переманить на свою сторону епископов. В 1077 году император вынужден был сдаться и просить отпущения грехов. Когда он предстал перед Каносским дворцом, резиденцией папы, то должен был в течение трех дней стоять на зимнем холоде босиком и в облачении кающегося грешника. Затем он на коленях выпросил прощение и был возвращен в лоно церкви.

Несмотря на видимость триумфа, прощением императора Папа оттолкнул от себя многих союзников в борьбе с Генрихом. Они избрали антиимператора Рудольфа, но Григорий долго не мог решить, за кем из двух противников оставить корону. Все же он не доверял Генриху и в 1080 году объявил императором Рудольфа.

Однако это было сделано слишком поздно, так как Генрих успел расправиться с большинством из своих врагов и антиимператор не имел реальной поддержки.

Союзники императора среди высшего духовенства избрали антипапу, вновь короновавшего Генриха. Григорий призвал на помощь норманнов, изгнавших императора вместе с антипапой. Но варвары, не удовлетворившись этим, пошли на Рим и захватили Вечный город. Они увезли папу в плен, где он и оставался до конца своих дней.

Противостояние папства с императорской властью не прекратилось и в ХII веке. Урбан II продолжил политическую линию Григория VII, стремясь к усилению церковной власти. Он поднял престиж католической церкви, провозгласив I Крестовый поход.

Сильнейшим противником папства в ХII веке стал император Фридрих Барбаросса. Его гордость была столь велика, что он отказался держать стремя и уздечку лошади папы, пока тот спешивался, но вскоре после этого понтифик все же вынужден был короновать Фридриха. Этому предшествовали весьма кровавые события: городское население Рима отказалось признать и папскую, и имперскую власть. В поддержку мятежников выступил еретик, почитавшийся в народе святым, - Арнольд Брешианский. Духовенство не могло слышать его речи без возмущения, так как Арнольд проповедовал совершенно неприемлемые вещи: «Не могут быть спасены те священники, кто имеет поместья, те епископы, кто держит лены, те монахи, кто владеет собственностью».

Выступление горожан Рима заставило сплотиться Фридриха Барбароссу и папу. В ходе мятежа был убит один кардинал, после чего только что избранный понтифик Адриан IV наложил на Рим интердикт (запрет на проведение богослужений). Это событие произошло в страстную неделю, и суеверный страх взял верх над гневом восставших - они согласились изгнать Арнольда из Рима. Еретик покинул пределы города, но был пойман людьми Фридриха Барбароссы и казнен. Его прах развеяли над Тибром, опасаясь, что останки могут стать для последователей Арнольда святыми реликвиями.

Несмотря на оказанную ему помощь, папа поспешил заручиться поддержкой норманнов и пойти на конфликт с императором. Война продолжалась в течение двадцати лет. Непокорный император обзавелся послушным ему антипапой и решительно штурмовал итальянские города, оказывавшие поддержку Адриану IV. После смерти понтифика началась жестокая борьба между двумя претендентами на мантию наместника святого Петра. Бывший антипапа и сторонник Барбароссы Виктор IV понял, что ему не удастся победить, однако ему предоставили другую мантию (очень символично, что он случайно надел ее наизнанку). Законный понтифик Александр III вынужден был бежать, однако обстоятельства обернулись против Фридриха и антипапы: эпидемия подкосила ряды императорской армии.

Фридрих Барбаросса не сложил руки и, собрав новую армию, возобновил военные действия, но в 1176 году потерпел поражение при Леньяно. Реальные результаты противостояния не дали особого преимущества ни одной из сторон, оставив повод для его продолжения. Единственной выигравшей стороной оказались итальянские города: они сумели отстоять свои права в борьбе против императора, что в будущем дало обильные плоды. Со временем города стали основной движущей силой развития европейской культуры и цивилизации.

Одной из ярчайших исторических фигур XIII века был Папа Иннокентий III. Он был скорее политиком, чем священником, и сделал все возможное для усиления могущества церкви. Показательной явилась его проповедь, в которой он так определил свою миссию цитатой из Писания: «Смотри, я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать». Папа именовал себя «царем царей, владыкой владык, священником во веки веков по чину Мельхиседека».

Крестоносцы.


Понтифик подчинил своей политической власти практически всю Европу. Только Венецианская республика смогла противостоять его воле и отстоять свои интересы, скорее коммерческие, чем политические. Из соображений коммерческой выгоды венецианцы хитростью направили военные силы, собранные для IV Крестового похода, против Византии, в результате чего пал Константинополь и было образовано новое государство крестоносцев - Латинская империя. Иннокентий III, поначалу разгневанный своеволием венецианцев, отлучил их от церкви, но постепенно успокоился и стал искать в сложившейся ситуации выгоду. Папа надеялся, что после падения Византийской империи не составит особого труда подчинить восточную церковь, но оказалось, что это далеко не так.

К «подвигам» Иннокентия III относится Крестовый поход против альбигойцев, собравший кровавую жатву в южных провинциях Франции. При нем произошло падение нравов духовенства, утвердившегося во мнении о своем особом социальном статусе, вкусившего вседозволенности и власти. Папа произвел кодификацию канонического права, его кодекс удостоился от современников эпитета «самая мерзкая книга, которую когда-либо произвел на свет ад».

Иннокентий III был опекуном Фридриха II, возведенного в 1212 году на императорский престол. Воспитанник папы стал со временем злейшим врагом папства. Фридрих поражал современников остротой ума и свободомыслием, его называли «чудом мира и изумительным творцом нового». Императору приписывали авторство не существовавшей на самом деле книги «О трех обманщиках», приписываемой то одному, то другому врагу католичества. В книге якобы шла речь о Моисее, Христе и Магомете, которые и назывались тремя обманщиками.

Следующий после Иннокентия Папа Гонорий III поначалу не имел разногласий с Фридрихом, но впоследствии их отношения обострились. Император отказался отправиться в пропагандировавшийся церковью Крестовый поход.

В 1227 году папой стал Григорий IX, считавший Крестовые походы делом первостепенной важности. Фридрих продолжал уклоняться от участия в крестоносном движении, его больше интересовала европейская политика. За это он был отлучен от церкви. Еще больше папу разгневало то, что император, будучи преданным анафеме, возглавил войско крестоносцев. Более того, отлученный император совершил вообще немыслимое: он не стал воевать с неверными, а занял Иерусалим в результате мирных переговоров. Хотя папа был крайне недоволен, успех Фридриха был очевиден и император получил корону Иерусалимского королевства.

Ожесточенная борьба императора с папством продолжалась и после смерти Григория IX. Иннокентий IV даже объявил Крестовый поход против Фридриха. Император написал заметки, предостерегающие против чрезмерного усиления церковной власти, но в то время такие идеи не нашли должного отклика.

Фридрих потерпел поражение в своей борьбе с папством потому, что оттолкнул от себя возможных союзников. Император преследовал еретиков, которые в противном случае могли бы оказать ему поддержку, пытался установить свою власть над свободными городами, в результате чего они оказывались вынужденными действовать заодно с папой.

Недовольство духовенством и папством возрастало, что приводило к появлению различных еретических сект. Огромное влияние приобрели катары или альбигойцы, завоевавшие наиболее прочные позиции на юге Франции. Учение катаров зародилось в Азии и проникло в Европу через Балканы.

Распространению альбигойской ереси способствовало разочарование в крестоносном движении, но еще больше - возмущение безнравственностью и алчностью служителей церкви. Сама церковь была раздираема распрями между нищенствующими монашескими орденами и орденами старого типа (подробнее об этом будет рассказано в третьей главе), причем и те и другие успели к тому времени лишиться ореола святости.

Все книги катаров сгорели в кострах инквизиции, поэтому невозможно точно восстановить проповедовавшееся ими учение. По косвенным данным можно заключить, что альбигойцы, как и гностики, считали ветхозаветного Иегову отрицательным Богом, единственная заслуга которого была в сотворении мира. Истинным Богом, по мнению катаров, был Бог Нового Завета. Материя в их учении считалась порождением зла. Кроме того, они отрицали догмат о воскрешении тел в Судный день.

Движение альбигойцев было потоплено в крови, но кризис католицизма остановить было уже невозможно. Папы, также ценой пролитой крови, доказали превосходство своей власти над императорской, но у них появились новые сильные противники в лице монархов Англии и Франции. В XIV веке понтифик часто оказывался марионеткой французского короля.

Против папства выступали также города, бывшие цитаделями свободомыслия. В сильных и богатых итальянских городах появились первые зачатки Возрождения. Торговый люд богател, в среде мирян появлялось все больше образованных людей, сведущих в праве, медицине и прочих науках, что раньше являлось монополией монашества и духовенства.

Политика папства, направленная на увеличение доходов Римской курии всеми возможными способами, не могла удовлетворять торговые города и монархов, научившихся видеть собственную выгоду. К тому же официальная церковь вызывала нарекания со стороны истинно религиозных и благочестивых людей. Лишенная морального авторитета, католическая церковь представлялась многим фискальным органом, на не слишком законных основаниях запускающим руку в казну европейских государств.

В XIV веке папство оказалось фактически зависимым от французских монархов. Франция свободно диктовала церкви свои условия. Ярким примером этому может служить дело тамплиеров, когда по требованию короля Филиппа Красивого инквизиция сфабриковала обвинения против храмовников. Папа полностью поддержал расправу над орденом, до этого служившим апостольскому престолу верой и правдой.

Неудачи в Столетней войне между Англией и Францией пошатнули французскую монархию. После этого стало очевидным, что церковная власть не может больше подчиняться французскому диктату. Папа Григорий XI приложил немало усилий для утверждения верховенства папства. После его смерти противостояние между французскими и итальянскими кардиналами, поддерживавшими разные кандидатуры в борьбе за престол святого Петра, предельно обострилось. Начался Великий раскол в католической церкви.

Итальянская партия в коллегии кардиналов избрала папой Бартоломео Приньяно, принявшего имя Урбана VI. Французы заявили, что его избрание не соответствует каноническому праву, и избрали другого папу - Роберта Женевского, назвавшегося Климентом VII. Антипапа поселился в Авиньоне. Если один папа умирал, кардиналы из соответствующей партии избирали нового.

Для разрешения конфликта церковные иерархи решили созвать Вселенский собор. В Парижском университете разработали теоретическое обоснование верховенства власти церковного собора.

В 1409 году Вселенский собор был созван в Пизе. На нем оба папы были обвинены в ереси и расколе церкви и низложены. Был избран новый папа, но он вскоре умер. После этого кардиналы сделали оригинальный выбор, передав папскую власть бывшему пирату Балдассаре Коссе, принявшему имя Иоанн XXIII. Нельзя сказать, что положение от этого улучшилось.

В 1414 году собрался новый собор в Констанце. На нем было принято решение, что папы обязаны по некоторым вопросам подчиняться собору и что они должны созывать Вселенский собор через каждые семь лет. Иоанн XXIII был низложен, отрекся от своей власти и Папа Римский, в то время как авиньонский «папа» отказался это сделать. Однако вскоре поддерживавшая его партия перестала представлять реальную политическую силу, и церковный раскол прекратился.

После смерти избранного собором Мартина V понтификом стал Евгений IV, ярый противник соборного движения. В результате конфликта с Римской курией собор даже вернулся к порочной практике избрания антипапы. В 1439 году прекратилась практика избрания антипап. Евгений IV в том же 1439 году созвал своеобразный «антисобор» в Ферраре, на котором присутствовали представители византийской церкви. В обмен на обещание военной помощи в борьбе против турецких завоевателей православные священники на словах признали власть Римской курии. Это увеличило престиж папы и упрочило его позиции.

Несмотря на единичные победы папства, оно теряло авторитет, его политическое влияние неуклонно падало. С появлением в Европе пороха феодальная система была сломлена, поскольку даже самые богатые сеньоры не могли содержать в своих армиях артиллерию. Монархии укреплялись, особенно во Франции и Англии, где короли избрали своей опорой в борьбе с аристократией средний класс. Набравшие силу короли больше не желали подчиняться католическому владыке.

В культурной сфере в XV веке также произошли значительные изменения. Особый интерес в это время вызывала античность. Греческая философия стала доступной не только в интерпретации католических мыслителей. Ученые уже не верили в подлинность «Константинова дара», откровенно насмехаясь над этим документом. Бурный культурный всплеск начинавшегося Возрождения вырвал умы из пут религиозности и освободил от страха кары за инакомыслие. В изменившемся мире церковь уже никогда не смогла вернуть силу и влияние, которыми обладала в Средневековье.


| |

«Видимые знаки невидимой благодати Божьей»: таинства Католической церкви

Таинствами (от лат. sacramentum , греч. misterion – тайна) Католическая церковь называет ритуальные действия, посредством которых Иисус Христос силою Святого Духа через Церковь являет верующим тайны Искупления. Таинства дают возможность католикам ощутить причастность к смерти и воскресению Христа. «Пасхальная тайна», даруя им спасение, предполагает их «смерть для греха» ради жизни для Бога. Таинства, по учению Церкви, – это «видимые знаки невидимой благодати Божьей», или богослужебные действия, в которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». По определению Тридентского собора, Святой Дух является источником божественной жизни, получаемой верующими в таинствах. Но посылает Святого Духа всегда Иисус Христос. «Крещает не Дамасий, не Петр , не Амвросий и не Григорий , – напоминает христианам своего времени св. Амвросий . – Мы исполняем свое дело как служители, но действенность таинств зависит от Тебя. Не в человеческих силах сообщать божественные блага – это Твой дар, Господи!»

Католическая церковь, как и Православная, признает семь таинств: крещение, миропомазание (конфирмацию), евхаристию (причащение), покаяние и примирение (исповедь), елеосвящение (елеопомазание) больных, священство, брак. Считается, что каждое из таинств установил сам Иисус Христос. Однако первоначально, до IV в., таинством называли любое культовое действие, вызывающее у верующего переживание святости. Истоки христианских таинств сравнительное религиоведение видит в древней магии и ее проявлениях в античных культах, из которых первоначально они были заимствованы.

До XII в. среди церковных авторитетов Запада не было общего мнения о количестве таинств. Учение о семи таинствах сложилось только в XII в. и было зафиксировано впервые у Петра Ломбардского и других богословов, вероятно, в полемике с ересью вальденсов. Впервые у Петра Ломбардского представлено систематически учение о семи таинствах и их сущности. Однако окончательно учение о семи таинствах было утверждено только на Флорентийском соборе 1439 г. Таинства в католицизме рассматриваются как система включения верующего в жизнь Церкви.

Учение о семи таинствах было заимствовано Православной церковью у католиков, однако в их свершении имеются некоторые различия. Различия эти обусловлены особенностями исторического развития двух ветвей христианства, местными обычаями и церковно-правовыми предписаниями. Так, при свершении католических таинств личности священнослужителя придается гораздо большее значение, чем при свершении православных. Это связано с главенствующей ролью Церкви и особым положением духовенства в средневековой Европе. Так, совершая обряд крещения, причащения венчания и т. д., православный священник говорит безлично: «Крещается раб Божий» (причащается, венчается и т. д.). Католический же священнослужитель произносит эти слова от своего имени: «Крещаю (венчаю, помазую) тебя». В этом есть некоторое формальное противоречие с вероучением Церкви, по которому, как мы видели, таинство совершается «не Дамасием», а Христом.

Огромное значение в католицизме придается точному соблюдению принятого канона при совершении любого таинства. Первостепенное значение в свершении таинств приобретает точность формулировок и действий. Согласно Фоме Аквинскому, цель таинств, установленных Христом, – передача благодати, средством же передачи является слово священника. Любая его оговорка лишает таинство магической силы. Вот почему схоластическая трактовка таинств постоянно вызывала споры, ибо таинства оказывались в зависимости от церковной практики и права (брак, соборование), от воли пап (покаяние, священство).

В наше время различия в свершении таинств в католицизме и православии постепенно стираются. Так, в таинстве крещения у католиков происходит троекратное поливание водой головы крещаемого. Ранее в православии крестили троекратным погружением в воду. Однако ныне это различие постепенно уходит в прошлое, и зачастую в Православной церкви крестят троекратным поливанием водой. Конфирмация, или обряд миропомазания, в отличие от православия, совершается не одновременно с крещением, а по достижении ребенком 7–12-летнего возраста (в России не ранее 15 лет) и только епископом, ибо конфирмация – это укрепление в вере, таинство духовной зрелости. В таинстве причастия в Католической церкви используется пресный хлеб, так называемая гостия, в то время как в Православной причащаются хлебом, замешенном на закваске. Католическая церковь вплоть до II Ватиканского собора признавала право причащаться «под двумя видами» – хлебом и вином, – только за священнослужителями, на Соборе же было принято решение о возможности (по желанию) допускать мирян до причастия хлебом и вином. В таинстве священства происходит наделение Божественной благодатью возводимого в духовный сан лица для церковного служения, при котором духовенство уподобляется Христу-священнику. В католицизме это таинство неразрывно связано с учением о целибате, которого также нет в православии. Целибат, введенный папой Григорием VII, означал изменение условий для свершения таинства священства.

Семь таинств не считаются церковью равнозначными. Центром всей богослужебной жизни признается таинство евхаристии. Поскольку верующий может получить дары Божьи только в Церкви, здесь совершаются все таинства.