Происхождение одинцовой. Характеристика и образ анны одинцовой в романе отцы и дети сочинение. Жизнь в деревне

Немаловажную роль для раскрытия основного идейного содержания романа «Отцы и дети» играют женские образы, которые введены Тургеневым в качестве воплощения некоторых, особенно значимых, качествах характера человека. Например, образ Фенечки олицетворяет мягкость и женственность, Катя Локтева – практичность и деловитость, мать Базарова – материнскую любовь и заботу. Особо тщательно и объемно автор описывает Анну Сергеевну Одинцову, так как ей он отводит главную роль.

Кто такая Анна Сергеевна Одинцова

Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала предметом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком.

Характеристика Анны Одинцовой сложна и многогранна. Ее отец, игрок и кутила, оставил дочерям только долги и пришедшее в упадок имение. Однако, героиня не опускает рук, она многого добивается в жизни для себя и своей малолетней сестры. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж. От природы ей дан острый ум и наблюдательность. Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность.

Анна Сергеевна показана достаточно гармоничной личностью, несмотря даже на свой молодой возраст. Ее трудно обмануть: героиня видит все объективно. И в то же время, в романе «Отцы и дети» Анна Одинцова показана личностью, не способной проявлять сильные чувства, вернее сказать, она не дает им свободу, считая настоящими ценностями душевное спокойствие и равновесие.

Взаимоотношение с Базаровым могли нарушить ее спокойный уклад жизни, и она спокойно и уверенно отказывает Базарову в ответном чувстве, предлагая остаться друзьями. В итоге, Одинцова находит себе мужа не по любви, а по убеждениям, с прекрасной перспективой благополучной и умеренной жизни.

Тест по произведению

Галерею женских образов романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» украшает Анна Сергеевна Одинцова.

Предыстория

Судьба не баловала Анну Сергеевну. Она всего сумела добиться сама. После смерти родителей достались разоренное имение, заботы о младшей сестре Кате. Девушка принимает непростое решение: выйти замуж за нелюбимого человека. Муж оказался порядочным, рассудительным, спокойным. Оставшись вдовой, Анна Сергеевна стала наследницей поместья, оранжереи, состояния. Одинцова после смерти супруга пыталась изменить жизнь (путешествовала), вскоре вернулась, навсегда поселившись в имении.

Портрет.

Анна Одинцова — красивая женщина. Правильные черты, спокойная уверенность, одухотворенное лицо, изысканный стиль выделяют ее среди светских барышень. Неслучайно друзья одновременно увлекаются героиней. «На остальных баб непохожа»,— скрывая за циничностью восхищение, говорит Базаров.

Внутренний облик

Одинцова — натура глубокая, личность многогранная. Умная, образованная молодая женщина изучает естественные науки. Разбирается в экономических, хозяйственных вопросах. Самостоятельно управляет имением, которое процветает, приносит доход. Много читает, размышляет, заботится о сестре.

Независимость, самостоятельность, гордость — основа характера Анны Сергеевны. Ее поступки взвешены, обдуманны, расчетливы. Она никогда не сомневается, делает то, что считает нужным. Несмотря на это, пользуется авторитетом.

Главные ценности Анны Сергеевны — спокойствие, комфорт, порядок. Чтобы не заскучать, придерживается строгого распорядка дня.

Евгений Базаров нарушил установленный порядок. Лестно было чувствовать власть над мужчиной. Отношения между молодыми людьми развивались стремительно: интерес, симпатия, влечение. Анна Сергеевна, дойдя до края пропасти, остановилась. Страсть испугала изнеженную натуру. Сильный характер позволил подавить зарождающиеся чувства. Страх нарушить налаженную жизнь оказался сильнее желания быть счастливой.

Финал

«Воспоминаний много, а вспомнить нечего…Мне не хочется идти», — откровенно признается Одинцова. Отсутствует цель, смысл существования.

Виной тому душевная пустота, холодное сердце героини. Ее выбор — очередной брак по расчету, привычное комфортное существование.

Одинцова Анна - главный женский персонаж в известном романе И. Тургенева «Отцы и дети». Эта женщина продолжает серию знаменитых героинь писателя. И хотя она, в отличие от других действующих лиц, не является молодой девушкой, процесс формирования и становления которой часто становился объектом пристального внимания и интереса автора, тем не менее, занимает видное место в его творчестве как человек, сумевший пробудить чувство в главном герое, который, в свою очередь, стал одним их самых выразительных персонажей в русской литературе.

Внешность

Одинцова Анна - очень красивая женщина. Писатель делает упор на особый тип ее красоты: она была не просто внешне привлекательной светской дамой (таковых в свете было немало), а человеком одухотворенным, интеллигентным, глубоко чувствующим и с философским складом ума, что, разумеется, отразилось в выражении ее лица, на ее походке, манерах, умении себя держать в обществе.

Автор при описании облика героини употребляет такие эпитеты, как «свежая», «чистая», которые подчеркивали не столько внешнюю красоту, сколько богатый внутренний мир. Одинцова Анна Сергеевна, характеристика внешности которой позволяет лучше понять ее характер, не зря сразу привлекает внимание главного героя, который небрежно замечает, что она не похожа на остальных женщин.

Первое появление

Впервые персонажи романа, Базаров и его друг Аркадий, встречают героиню на светском мероприятии. Последний был очарован и пленен ею, однако автор сразу подчеркивает, что она была его умнее, рассудительнее и спокойнее, поэтому читатель сразу понимает, что эта степенная женщина не станет парой для пылкого и горячего молодого человека. Зато Базаров сразу привлекает ее внимание, да и он сам также ею заинтересовался. Одинцова Анна Сергеевна, внешность которой выдавала в ней незаурядную натуру, была немногословной и очень рассудительной.

Все в этой женщине дышало покоем, умиротворением и уверенностью в себе и своих силах. Ее осанка поражала достоинством, а лицо - умом и важностью. Показателен тот факт, что в ней не было и тени кокетства или жеманства, присущих большинству светских дам. Автор акцентирует внимание читателя на тех ее чертах, которые свидетельствовали о ее незаурядном интеллекте: у этой женщины немного нависший белый лоб, внимательные наблюдательные светлые глаза, обаятельная, располагающая улыбка.

Одежда

Одинцова Анна одевалась просто, но со вкусом. Самое запоминающееся ее платье - черного цвета, и в этой маленькой детали внимательный читатель может найти параллель с Анной Карениной, которая появилась на одном балу в точно таком же наряде (в данном случае показательно также и совпадение имен героинь). Затем писатель несколько раз представляет ее в простом домашнем туалете: в легкой шерстяной одежде или белом платье, которое еще больше оттеняло ее красоту и непосредственность. Одинцова Анна почти всегда предстает в светлой одежде, которая окутывает ее широкими складками, подчеркивает естественность и непринужденность.

Социальный статус

Эта женщина по своему положению - богатая помещица. Она вдова, после смерти мужа так и не вышла снова замуж. Ее имение процветало, и это говорит о том, что героиня - очень умная и рачительная хозяйка. Она заботилась не только о себе, но и о младшей сестре, которая немного ее побаивалась, хотя и любила.

Тургенев сообщает несколько интересных фактов из жизни своей героини. Одинцова Анна Сергеевна до встречи с Базаровым была замужем за богатым человеком, которого совсем не любила, но согласилась вступить с ним в брак по расчету. Ее супруг был богатым, степенным и рассудительным, что вполне соответствовало характеру этой женщины. Умирая, он оставил ей все свое состояние: дом, сад, оранжерею и все хозяйство. Одинцова два года после его смерти не выезжала из деревни, потом побывала с сестрой за границей, но там быстро соскучилась и поскорее вернулась в свое поместье.

Характер

Одинцова Анна Сергеевна, характеристика которой является предметом настоящего обзора, была по натуре очень спокойной, рассудительной женщиной. Больше всего она ценила свой покой, умиротворение, привычный распорядок дня. Поэтому героиня избегала всего, что могло бы вывести ее из состояния равновесия и душевного умиротворения. Знакомство с Базаровым стало для нее также своеобразным испытанием, так как впервые она испытала довольно сильное влечение к этому человеку, что грозило в корне изменить ее жизнь.

Однако она нашла в себе силы преодолеть искушение и остаться верной тем принципам, которых придерживалась до сих пор. Одинцова Анна Сергеевна, характеристика которой доказывает незаурядность ее личности, успешно преодолела свою привязанность к главному герою, сохранив при этом к нему дружеские чувства, чего нельзя сказать о последнем. Базаров был человеком весьма импульсивным, и разочарование в любви принесло ему большие страдания.

Увлечения

Одна из самых колоритных героинь Тургенева - Одинцова Анна Сергеевна. Образование этой женщины весьма интересно с исторической точки зрения. В то время, когда происходит действие романа, женщины получали в основном гуманитарные знания и навыки ведения домашнего хозяйства. Героиня же произведения пошла несколько дальше своих современниц: она увлекалась ботаникой и неплохо в ней разбиралась. Благодаря этой теме она нашла общий язык с Базаровым. Интерес к естественным наукам для женщины этого времени можно считать необычным.

Однако Одинцова - героиня во всех отношениях весьма необычная, она делает то, что ей нравится, не считаясь с мнением окружающих. Впрочем, при этом молодая женщина пользуется популярностью в обществе, ее мнением дорожат, ее часто можно увидеть на светских раутах и приемах, а также балах.

Философия

Одинцова Анна Сергеевна, характеристика, цитаты которой доказывают наличие у этой необычной женщины стройного мировоззрения, довольно часто рассуждала с Базаровым о жизни, судьбе, о времени, что доказывало ее незаурядный ум. Например, отрицая его нигилизм, она задается вопросом: «По-вашему, нет разницы между глупым и умным человеком, между добрым и злым?» Она заинтересовалась главным героем именно потому, что у него также была стройная система мировоззрения. В их разговорах и диалогах эти две системы постоянно сталкивались между собой, причем преимущество обычно оказывалось на стороне героини. Дело в том, что эта женщина жила так, как подсказывали ей ум и сердце, руководствуясь простым житейским опытом.

Она не мудрствовала, как Базаров, и предпочитала оставаться сама собой. Однако ее фраза «В деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет» доказывает, что она, тем не менее, стремилась заполнить свою жизнь смыслом, поэтому заботилась о младшей сестре, как мать, и работала над обустройством поместья.

Общие черты с Базаровым

Все читатели романа «Отцы и дети» наверняка всегда задавались вопросом о причине интереса этих героев друг к другу. Между обоими можно найти много общего. Герои, как уже было сказано выше, имели свою систему ценностей и философию жизни, которой следовали не только на словах, но и на деле. Одинцова, как и Базаров, была равнодушна к красотам природы. Она была умна, интересовалась науками, как и главный герой.

Героиня лишена предрассудков и, как и ее новый знакомый, жила по заведенному порядку, не считаясь с мнениями окружающих. При этом у нее не было никакой конкретной цели, в чем она сама однажды призналась: «Воспоминаний много, а вспомнить нечего… Мне и не хочется идти». Такая жизненная позиция удивляла Базарова, и в этом пункте между ними начинались расхождения.

Противостояние

Герой считал, что необходимо покончить со старым образом жизни и установить новый порядок. При этом сам он ничего для этого не делал практически: он не участвовал в революционном движении и не состоял ни в каких кружках, но, напротив, относился к молодым интеллигентам (вроде его случайного приятеля Аркадия) с добродушным презрением. Не такова Одинцова: она ко всему проявляла интерес, внимательно наблюдала за окружающими ее людьми, тщательно анализировала их характеры, поведение, слова. Базаров заинтересовал ее как человек незаурядный: молодая женщина сразу угадала в нем сильную личность с несколько эксцентричными взглядами, но способную на борьбу, и недюжинный физический и умственный труд. Эти качества сильно ей импонировали, кроме того, в Базарове чувствовался избыток жизненной силы и энергии, которую она старательно в себе подавляла.

И. С. Тургенев не случайно ввел в свое произведе­ние образ Анны Одинцовой. Базаров должен был пройти испытание любовью. Любовь - это самое чи­стое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества.

В начале романа автор представляет нам своего ге­роя как нигилиста, человека, «который не склоняет­ся ни перед какими авторитетами, который не при­нимает ни одного принципа на веру», для которого романтизм - это чушь и блажь: «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глаза­ми, положить на язык, словом, только то, что можно ос­видетельствовать одним из пяти чувств».

И этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой го­нит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спра­шивает об Одинцовой: «Это что за фигура? На осталь­ных баб не похожа». Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукши- ной, вульгарной особой.

Одинцова приглашает обоих друзей к себе в го­сти, они соглашаются. Базаров пытается быть рав­нодушным. Он ведет себя очень развязно в ее при­сутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него - это «белибер­да, непростительная дурь», болезнь. В душе Базаро­ва бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучит и раздражает его, но все-таки он мечтает об от­ветной любви.

Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разго­вор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтиче­ском.

Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее «глупо, безумно», по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей интересен Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Один­цовой и едет к родителям. Там, помогая отцу, База­ров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он отбрасывает все сомнения и убежде­ния и посылает за Одинцовой. Перед смертью База­ров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.

Базаров жертвует всем ради любви - своими убеждениями и воззрениями. Он готов к этому чув­ству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, ох­ватившему его, но ничего не получает взамен - Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.

В своих творческих работах, И.С. Тургенев немаловажную роль отводил женским образам. Во многих его романах мы встречаемся с героинями, которые вызывают сострадание, симпатию читателя. А вот женский образ Анны Одинцовой скорее приводит нас к противоречивым чувствам. Ведь ее холодная, эгоистичная натура не притягивает, а наоборот, отталкивает от себя.

Знакомимся мы с Анной Сергеевной в 8 главе романа «Отцы и дети». Здесь автор дает описание ее внешности, из которого перед читателем появляется высокая, стройная женщина, одетая в черное платье. Ее блестящие волосы аккуратно спадают на плечи, а светлые глаза наполнены необычайным спокойствием.

Краткое описание минувших лет жизни этой героини говорит нам о том, что именно могло повлиять на ее теперешнее поведение и отношение к жизни. Ранее Анна Сергеевна была замужем, но мужа своего не любила. Теперь, она стала вдовой и совершенно свободной женщиной. Ее отец был картежником, поэтому, девушка была знакома с бедностью и нищетой.

По велению судьбы, Одинцова побывала за границей, и такая поездка также отразилась на ее мировоззрении. Теперь же, в настоящем времени, Анна Сергеевна стала строгой, рассудительной женщиной, которая умела держать себя в руках. Она совершенно безразлично относилась к окружающим. Все, что пробуждало в ней какие-либо чувства – это любопытство.

О такой черте характера данной героини заявил . Их встречи, их общение должно было вызвать в Анне хоть какие-то чувства. Однако, Одинцова не чуть не скучала без Базарова, она не ждала с ним встречи. Хотя их очередная прогулка значительно оживляла строгую даму. Почему?

Думаю, потому что Базаров был очередным развлечением для героини, и не более. Он представлял собой интересную игрушку, с которой можно было занять свое время. На любовное предложение и объяснение Базарова, Анна Сергеевна отвечает отказом. А после его смерти, героиня состоит в очередном, последующем замужестве.

Другие персонажи романа испытывали иные чувства по отношению в Анне. Катерина называла ее независимой. Кирсанов делает из женщины идеал. Сам автор говорит о ней, как о достаточно странном существе, без особых верований, но с достаточно пытливым умом, который самоуверенно вел женщину к цели.

Пройдя сквозь многие жизненные испытания, Анна Сергеевна хочет спокойной, размеренной жизни. Именно поэтому, она не вмешивается во все, что происходит вокруг нее. Ей настолько не хотелось рушить тишину и покой, которые она создала вокруг себя, что даже любовные признания Базарова не потревожили женское сердца.

А умела ли она вообще чувствовать, любить? Думаю, что нет. Героиня совершенно не ценит жизнь, не ценит людей, которые окружали ее. Их существование она воспринимала, как должное.

Образ Одинцовой помог Евгению Базарову открыть свою душу и понять, что в мире есть еще что-то увлекательное, интересное. Он понял, что кроме исследований и научных достижений, в мире есть чувства и любовь. Евгений Базаров смог ступить на следующую ступеньку развития человеческой души, а вот, Анна Одинцова так и осталась жить в своем тихом и замкнутом мире.