Готовое сочинение: Истинная и ложная красота. Красота истинная и ложная (по роману Л.Н. Толстого 'Война и Мир') Проблема красоты война и мир

Проблема истинной красоты и ложной (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир») (Вариант: Образы Элен, Наташи и княжны Марьи)

что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Красота - одна из важнейших категорий человеческого сознания. Без способности чувствовать прекрасое невозможна полноценная жизнь человека. Красота - вечное понятие, но в разные времена в различных уголках Земли в нее вкладывалось свое толкование. Несмотря на свою универсальность, красота - субъективная категория, так как каждый человек оценивает ее по-своему. В Древней Греции было принято преклоняться перед внешней красотой. Статуя Афродиты Книдской с ее совершенными формами олицетворяла для античного мира подлинную красоту. Философ Платон стал одним из первых, кто заговорил о том, что внешняя красота должна быть наполнена столь же прекрасным внутренним содержанием. Он создал свою знаменитую теорию о единстве любви, добра и красоты.

Взгляды Л. Н. Толстого на красоту во многом сходны с теорией Платона. Толстой не мыслит истинной красоты без духовного начала. В романе «Войа и мир» автор противопоставляет два типа красоты: красоту физическую и красоту души.

Наиболее характерными в этом отношении являются образы Элен, Наташи Ростовой и княжны Марьи.

Элен отличается идеальной внешней красотой. На нее всегда обращают внимание окружающие. Толстой называет ее красоту «победительной» в глазах светкого общества. Элен великолепно сложена. Красавица сверкает «белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов». Сам Наполеон, заметив ее в театре, оценил ее внешность. Пьер Безухов - один из немногих, кто видит черствость, бездуховность и глупость своей жены. Сидя на вечерах у Элен, он испытывает чувство, которое «долен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот-вот обман его откроется». Опасения Пьера не напрасны. Для тех, кто восхищается внешним видом Элен, душа и ум не представляют ценности. Имея блистательную внешность и успех в свете, Елена Васильевна «могла говорить самые большие пошлости и глупости, и все-таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала».

Видимо, даже само имя Элен несет смысловую нагрузку. Так, Пьер со страхом и грустью ощущает себя Парисом, которому отдана Елена. Здесь явно прослеживается связь с мифологической Еленой Прекрасной, чья внешняя красота принесла столько горя людям, став причиной кровавой Троянской войны. Такая параллель с Еленой показывает разрушительную силу красоты, не наполненной душевным содержанием.

Пьер дал точную характеристику своей жене: «... где вы - там разврат, зло...». Графиня Безухова принимает активное участие в судьбах главных героев романа. С ней связано разрушительное влияние на Наташу, когда она сводит ее с Анатолем. Пьер свой брак с Элен считает самой большой ошибкой. Элен в романе противопоставлены Наташа Ростова и Марья Болконская, хотя они не похожи друг на друга ни внешним обликом, ни манерой поведения.

Наташа Ростова совсем не так красива, как Элен. У нее большой рот, неправильные черты лица, она «некрасивая, но живая». И она не может не нравиться. Наташа привлекает своей стремительностью, живостью и непосредственностью, Импульсивная, жизнерадостная Наташа сумела подняться над пустотой светкого общества. Она особенно не задумывается над смыслом жизни, но этот смысл раскрывается в том, как она живет. В отличие от Элен, Наташа «одарена способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Она остро ощущает все фальшивое и ненатуральное. Вспомним, например, сцену посещения оперы, где, глядя на разодетых актеров, Наташа удивляется отсутствию правды.

Наташа притягивает к себе людей не равнодушной светской красотой, а своей живостью и непосредственностью, тем, что она всем несет радость. Борис, например, ясно видя, что ему не стоит жениться на Ростовой (у нее почти нет богатства), все же ездит к ней, пренебрегая вечерами у Элен. Андрей Болконский понимает, что любил в Наташе «душевную силу», искренность. Именно открытость души дает возможность Наташе так легко и свободно не только почувствовать, но и воссоздать в имении у дядюшки подлинно народную пляску. В этом эпизоде «графинечка», воспитанная француженкой, показывает свою истинно русскую душу и становится необычайно красивой.

Наташа не только чувствует человеческие радости, она откликается на горе и страдания людей. Она плачет, когда грустно Соне. Она глубоко взволнована судьбой раненых солдат. Чувство сопереживания - одно из важнейших в концепции красоты Толстого. Именно в Наташе автор воплощает лучшие женские черты. У нее нет совершенной внешности, как у Элен. Но главное в ней - это гармония духовного и телесного, естественного и нравственного. Наташа не лишена недостатков, но вместе с автором мы принимаем ее такою, какая она есть.

В концепцию красоты Толстого также четко вписывается образ Марьи Болконской. Однако он во многом противопоставлен не только Элен, но и Наташе. Если Наташа Ростова покоряет своей непосредственностью, своим искрящимся чувством жизни, то обаяние княжны Марьи заключено в глубине ее нравственных стремлений, напряженности внутренней духовной работы, силе ее ума и стойкости ее характера. Марья не только не обладает античной красотой Элен, она так дурна собой, что женщинам не приходит в голову мысль опасаться соперничества с ней. Марья не уверена в себе. Она часто смущается. Даже любящий ее отец думает о ней: «Дурна, неловка». Нет у Марьи Болконской и Наташиной грациозности.

«Единственное, что было прекрасно в лице княжны, - это ее глаза. Они были большими и лучистыми. Казалось, что лучи света исходят из них». Именно в глазах воплощается внешнее проявление прекрасной души княжны. Они «были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость во всем лице, глаза делались привлекательнее красоты». Когда же глаза ее потухали, если она была смущена или обижена, то лицо ее опять становилось некрасивым и даже болезненным.

Глаза - важная деталь у Толстого. Он не раз отмечает, что у Наташи были сияющие глаза. Глаза Элен сияют лишь отраженным светом бриллиантов. В них нет свечения, идущего изнутри. Жюли, подруга Марьи Болконской, пишет в письме, что именно в спокойном и кротком взгляде чудесных глаз княжны она всегда черпала силы.

Княжна Марья мечтала о семье и детях, но это счастье было для нее маловероятным. Женихов привлекало ее богатство, а некрасивая внешность отталкивала, и ниому из них не была интересна ее душа. Она считала своим призванием «быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования». Глядя на мир своими необыкновенными глазами, Марья удивлялась, почему люди так близоруки, почему они делают зло друг другу.

Наташа и княжна Марья проявили истинный патриотизм во время Отечественной войны 1812 года. Наташа, не задумываясь, пожертвовала богатством московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья бросает имение на произвол судьбы при приближении французов. Довериться милости французкого генерала, врага своей родины, было для княжны Марьи равносильно предательству. В этом эпизоде она проявляет гордость, мужество, твердость.

Встреча с Николаем Ростовым преображает Марью. Богатство духовного мира княжны, открывшееся Николаю, производит на него огромное впечатление. Он сразу почувствовал силу и очарование ее незаурядной науры. «Николай был поражен той особенною, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней».

Духовная, истинная красота Наташи и Марьи противопоставлена в романе ложной внешней красоте Элен. Для Толстого не столь важно, как выглядит человек, главное - каков этот человек, что составляет смысл его жизни, насколько он требователен к себе. Если Элен олицетворяет в романе бездуховную, ничем не наполненную красивую оболочку, то Наташа и Марья воплощают в себе подлинную духовную красоту. Они способны подняться на высоту духовной любви к людям. Они красивы душой. А для Толстого это куда важнее внешнего светского лоска.

И еще одна черта роднит любимых героинь Толстого. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и писатель, рисуя их семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье. Элен же Толстой лишает семейного счастья. Более того, Элен умирает.

Наташа Ростова и Марья Болконская являются любимыми героинями не только Толстого, но и большинства читателей.

Красота. Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота- это душевная красота, а душевная красота-это, прежде всего человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое. Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Недаром говорят: "Встречают по одёжке". Понять характер человека очень сложно. Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Слово "истинная" образовано от существительного истина, то есть то, что принято всеми. Истинная красота – это внутренняя красота. А что же такое ложная красота? Это внешность, которая так часто бывает обманчива.
Истинное и ложное. Эти понятия на протяжении всего романа- эпопеи Л.Н.Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой.
Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой: "Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины". Да, Элен бесспорно красива. Единственное, что настораживает в Элен, так это её улыбка. На самом деле за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям, пустая душа. Элен это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется и будет такой же через 20 и через 40 лет. А кто же такая Наташа? Наташа - это ребёнок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеётся и плачет. А Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: для денег, которые нужны ей для существования: балы, театры, гости и многочисленные любовники. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела. А что же Наташа? У Наташи очень насыщенная жизнь и я не считаю, что это плохо. Да, может быть она поступила немного нехорошо, когда не смогла выдержать год без Андрея и влюбилась в Анатолия, но с другой стороны, со стороны Андрея тоже было нехорошо оставлять её одну на целый год. Наташа сначала совсем не понимала что у Анатолия Курагина изначально не было никаких серьезных намерений по поводу неё. Наташа - человек, он а "любит" людей, вспомните сцену когда она снимает вещи с телеги из-за раненых, которых не хочет оставлять. Поступила бы так когда-нибудь Элен? Я думаю, что никогда она бы так не поступила, у неё бы даже мысли такой не было, помочь людям. В чем же секрет чарующего обаяния Наташи? Я считаю что в искренности, ведь сущность натуры Наташи - любовь, а эти понятия нераздельны. Именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. После замужества единственным смыслом жизни для Наташи становится семья. От Наташи исходит энергия освобождения от всего фальшивого, ложного. Фальшивое светское общество чуждо Наташе (после замужества она практически перестает бывать в свете). Только через любовь к Пьеру и обретение семьи Наташа, наконец, обретает покой. Толстой подчеркивает, что счастье не даётся от природы, его нужно заслужить той духовной работой, которая так ценится в людях. Именно поэтому счастье заслужила Наташа, и никогда не узнала счастья великолепная красавица Элен, ведь счастье, истинная красота и любовь - это три неразлучные вещи.

Красота… Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота - это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота - это душевная красота, а душевная красота - это, прежде всего, человеколюбие, высокая нравственность, душевность, искренность, желание понимать других людей и помогать им. Часто бывает, что в одном человеке внешняя и внутренняя красота не сливаются в единое целое. Именно поэтому людям свойственно ошибаться и принимать внешнюю красоту за внутреннюю. Недаром говорят: "Встречают

По одёжке, а провожают по уму". Понять характер человека очень сложно. Именно поэтому существует истинная и ложная красота. Слово "истинная" образовано от существительного "истина", то есть то, что принято всеми. Истинная красота - это внутренняя красота. А что же такое ложная красота? Это внешность, которая так часто бывает обманчива.

Истинное и ложное… Эти понятия на протяжении всего романа-эпопеи Л. Н. Толстого "Война и Мир" тесно переплетаются друг с другом. Я считаю, что в романе истинная и ложная красота наиболее полно раскрыты в образах Элен Курагиной и Наташи Ростовой.

Впервые с Элен

Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер. Элен так хороша, что нет человека, который бы не восхищался этой красотой: "Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины…" Да, Элен бесспорно красива. Единственное, что настораживает в Элен, так это её улыбка. На самом деле, за этой улыбкой-маской скрывается равнодушие к людям, пустая душа.

Элен - это сформировавшийся человек, статуя, которая не меняется и будет такой же через 20 и через 40 лет. А кто же такая Наташа? Наташа - это ребёнок. Она живая девочка со своими достоинствами и недостатками. Наташа живет насыщенной жизнью, радуется и огорчается, смеётся и плачет. А Элен не живет, а существует. Замужество нужно Элен только для одного: для денег, которые необходимы ей для существования: балы, театры, гости и многочисленные любовники. Ни разу на протяжении романа Элен не проявила нормальных чувств: не испугалась, не обрадовалась за кого-то, никого не пожалела. А что же Наташа? У Наташи очень насыщенная жизнь, и я не считаю, что это плохо. Да, может быть, она поступила немного нехорошо, когда не смогла выдержать год без Андрея и влюбилась в Анатолия, но, с другой стороны, со стороны Андрея тоже было нехорошо оставлять её одну на целый год. Наташа сначала совсем не понимала, что у Анатолия Курагина изначально не было никаких серьезных намерений по поводу неё.

Наташа - человек, она "любит" людей, вспомните сцену когда она снимает вещи с телеги из-за раненых, которых не хочет оставлять. Поступила бы так когда-нибудь Элен? Я думаю, что никогда она бы так не поступила, у неё бы даже мысли такой не было, помочь людям. В чем же секрет чарующего обаяния Наташи? Я считаю, что в искренности, ведь сущность натуры Наташи - любовь, а эти понятия нераздельны. Именно Наташа способна поддержать мать, обезумевшую от горя после смерти Пети. После замужества единственным смыслом жизни для Наташи становится семья. От Наташи исходит энергия освобождения от всего фальшивого, ложного. Фальшивое светское общество чуждо Наташе (после замужества она практически перестает бывать в свете). Только через любовь к Пьеру и образование своей семьи Наташа, наконец, обретает покой. Толстой подчеркивает, что счастье не даётся от природы, его нужно заслужить той духовной работой, которая так ценится в людях. Именно поэтому счастье заслужила Наташа, и никогда не узнала счастья великолепная красавица Элен, ведь счастье, истинная красота и любовь - это три неразлучные вещи.

Красота истинная и ложная (по роману Л.Н. Толстого «Война и Мир»)

Люди похожи на оконные стекла. Они сверкают и сияют, когда светит солнце, но, когда воцаряется тьма, их истинная красота открывается лишь благодаря свету, идущему изнутри. (Э. Кюблер-Росс)

красота толстой роман

Что же такое красота на самом деле? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Ведь для каждого человека она одна, особенная и неповторимая. Наверное, люди разных эпох спорили о том, что красиво на самом деле. Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина с полными губами и огромными миндалевидными глазами. В Древнем Китае идеалом красоты была маленькая, хрупкая женщина с крошечными ногами. Красавицы Японии густо белили кожу, а в Древней Греции тело женщины должно было иметь мягкие и округлые формы. Но я не сомневаюсь, что во все времена в основе красоты лежало духовное богатство и духовные ценности оставались неизменными.

Тема красоты затрагивается и в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир». Человек, который никогда не задаётся вопросом, что такое настоящая красота, и считает, что это только привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры, несомненно, идеалом красоты назовёт Элен Курагину. Белоснежное тело, великолепная грудь, потрясающий гардероб и очаровательная улыбка - всё это, конечно, покорит мужчину с первого взгляда. Но почему красота меркнет на глазах, если у человека нет души?

Какая красота истинная, а какая ложная? На протяжении всего романа Лев Толстой пытается разобраться в этом. Эти два понятия тесно переплетаются.

За изящными манерами Элен и за её улыбкой скрываются равнодушие к людям, глупость и пустота души. Её можно сравнить с античной статуей: она такая же прекрасная, можно сказать, совершенная, но холодная, бесчувственная и бессердечная. Ею можно восхищаться, с неё можно писать картины, но открыть ей душу, искать у неё поддержки нельзя. Но, как мы видим, людей, которые важным считают лишь внешность и деньги, очень много в романе. Именно поэтому Элен и становится самой умной женщиной Петербурга. И побывать у неё обязаны самые умные и интеллигентные люди России. Но это обман, и, читая роман, мы понимаем это.

Настоящей красотой писатель явно считает красоту внутреннюю. И внешнее великолепие должно дополняться духовными ценностями. Таким человеком, у которого все прекрасно, Лев Толстой считает Наташу Ростову. И внешность, и душа, по его мнению, достаточно хороши для действительно красивого человека. Но по моему мнению, настоящей красавицей, девушкой, у которой внутренняя красота затмевает все внешние недостатки, является Мария Болконская.

Я удивляюсь, как она может понять и пожалеть любого человека, как она выносит скверный характер отца и может сочувствовать ему. Несмотря на некрасивую внешность, людям она приятна. Такая робкая и послушная, она пытается любить каждого человека. Злой он, жадный, пошлый, она всё равно ищет положительный черты в его характере. Заступается за бедных, готова отдать всё господское зерно мужикам, растит не своего ребёнка, остаётся ухаживать за больным отцом под угрозой смерти. И после этого говорят, что Элен первая красавица Петербурга! Ведь мы помним, что когда сияли глаза у княжны Марьи, то они становились такими прекрасными, что она хорошела на глазах и становилась настоящей красавицей. И это естественное сияние глаз может посоревноваться с холодным, но идеальным телом Элен.

Думаю, совершенно ясно, где истинная красота, где ложная. Почему же мы иногда, заговорив с красавицей или красавцем, быстро теряем к ним интерес? Потому что приятная внешность теряется, если человек внутренне бедный. Не стоит стремиться лишь к внешней красоте, стремитесь ещё и к внутренней, и вы будете неотразимы!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Истинная и ложная красота в понимании Л.Н.Толстого В романе-эпопее «Война и мир»

2 слайд

Описание слайда:

Вопрос об истинной красоте всегда был одним из самых волнующих в литературе и в жизни, поэтому рассуждения на эту тему актуальны и по сей день. На протяжении всего своего творчества Лев Николаевич Толстой пытался это доказать. Он наделяет своих нелюбимых героев почти божественной красотой, лишая их чувств и ума.

3 слайд

Описание слайда:

Наиболее яркий тому пример – Элен Курагина «Элен была так хороша собой, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты.» Пьер Безухов - один из немногих, кто видит черствость, бездуховность и глупость своей жены. Сидя на вечерах у Элен, он испытывает чувство, которое «должен испытывать фокусник, ожидая всякий раз, что вот-вот обман его откроется». Опасения Пьера не напрасны. Для тех, кто восхищается внешним видом Элен, душа и ум не представляют ценности.

4 слайд

Описание слайда:

Элен - глупая женщина: "...Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь..." "...Пьер, который знал, что она была очень глупа..." "...Но оттого ли, что для ведения такого салона именно нужна только глупость..." "...она могла говорить самые большие пошлости и глупости и все-таки все восхищались каждым ее словом и отыскивали в нем глубокий смысл, которого она сама и не подозревала..." "...и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер...« Однако окружающие люди ослеплены ее красотой и не замечают этого

5 слайд

Описание слайда:

Автор противопоставляет красавице Элен Наташу «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями» «Он видел не ее мраморную красоту, составлявшую одно целое с ее платьем...» «...только на мраморном, несколько выпуклом лбе...» «Она была, как и всегда на вечерах, в весьма открытом по тогдашней моде спереди и сзади платье. Ее бюст, казавшийся всегда мраморным Пьеру...» Наташа Элен

6 слайд

Описание слайда:

Не менее ярким примером душевной красоты является княжна Марья Болконская. В отличие от Наташи Ростовой, которая, повзрослев, из «гадкого утенка» превращается в «прекрасного лебедя», княжна Марья совсем некрасива. Только ее «лучистые» глаза придают внешности героини привлекательность. Глаза отражают ее гармоничное внутреннее состояние, которое она приобрела в вере. Жизнь по заповедям сделала княжну Марью человеком, ставшим примером величайшей любви к людям и самопожертвования.

7 слайд

Описание слайда:

Некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза, всегда грустные, теперь особенно безнадежно смотрели на себя в зеркало <...> глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты

8 слайд

Описание слайда:

«сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь» «Княжна подумала, задумчиво улыбнулась» «у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой, неизменной улыбкой» «сказала она Наташе с своей однообразно красивой улыбкой» Мари Элен

9 слайд