Как человек использует свойства воды окружающий мир. Урок «Как человек использует свойства воды. Вопросы, направляющие проект

1. Нарисуй, как вода потечёт из шланга.

2. Что заставляет воду подниматься на тот этаж дома, на котором ты живёшь?

Закон сообщающихся сосудов

3. Что произойдёт с банкой консервов, если её, не вскрывая, поставить разогреваться на плиту?

Банка взорвётся, так как вода внутри консервы расширится при нагревании.

4 Какое свойство воды используется при стирке?

Способность растворять различные вещества

5. Какие приспособления позволяют людям использовать силу текущей воды?

Турбины гидроэлектростанции, колесо водяной мельницы

6. Как пользоваться шлангом? Отметь рисунок, на котором Мише удастся наполнить ведро, когда он отпустит палец

7. Измерь объём куриного яйца при помощи мерного стакана, которым отмеряют количество жидких и сыпучих продуктов. Опиши последовательность своих действий и результат.

1 Взять одно яйцо, мерный стакан и нож
2. Разбить ножом яйцо в мерный стаканчик
3. Подождать пока жидкость в стакане успокоиться и измерить.

Результат: объем куриного яйца 52 мл.

Инструкция

В первую очередь человек воду употребляет в пищу: утоляет ею жажду, готовит на ней блюда. Учеными выявлено, что для нормального физического состояния всех человеческих органов, необходимо в день выпивать 1,5-2 литра воды, не считая выпитых в течение дня соков и прочих жидкостей.

Личную гигиену не совершить без воды. На умывание требуется на одного человека до 10 литров воды, при использовании туалета в доме с принужденной канализацией – до 45 литров ежедневно, на отводят в среднем до 190 л.

С помощью воды хозяева справляются с уборкой помещений. Подсчитано, в среднем на мытье посуды, полов, окон, стирку, полив комнатных цветов в сутки уходит до 180-200 литров воды.

Воду используют широко на сельских угодьях, в земледелии. Также ежегодно в сезон расходуют воду в больших количествах для полива огородов и садов дачники.

При тушении пожаров без больших объемов воды не обойтись, так как вода в таких случаях используется и как охладительная жидкость, и как изоляционная в пенном составе (не допускает к открытому огню поток воздуха).

Используется вода и как основной теплоноситель. Для этого она применяется в теплосетях, теплотрассах. В качестве льда воду применяют для охлаждения различных систем общепита, в медицинских целях.

Трудно себе представить многие виды спорта без воды, такие как плавание, водное поло, гребля, хоккей, керлинг, и другие. К здоровому отдыху относится и возможность посетить баню, сауну, аквапарк, бассейн, где без воды также не обойтись.

Обратите внимание

Пресная вода от всего объема водных ресурсов в мире занимает всего 3%. Наибольшую часть всей пресной воды на земле содержат в себе ледники в полярных регионах.

В границах земной биосферы вода – самое распространенное вещество. Встречается она как в свободном, так и в связанном состоянии. Эта жидкость – основа жизни на планете. Замечательные свойства воды стали причиной ее широкого применения в быту, производстве и многих других областях человеческой деятельности.

Инструкция

Вода не только источник существования большинства живых организмов, издавна она была одним из тех веществ, без которых не обходятся хозяйственные процессы. Редко какая техническая система обходится без участия этой универсальной жидкости. Вода – одно из тех веществ, которые на планете в естественном состоянии находится во всех трех агрегатных состояниях: жидком, газообразном и твердом.

Специалисты знают, что основная особенность воды – это уникальность ее свойств. Практически все эти характеристики являются с точки зрения науки аномальными. Вода без труда меняет свои состояния, к примеру, переходя из жидкой фазы в твердую или газообразную. Эта жидкость чувствительна к магнитному полю и способна проводить электричество.

Одно из главных свойств воды состоит в том, что она увеличивает свой объем примерно на 9%. Если этот процесс идет в замкнутом пространстве, развиваются колоссальные усилия, которые с успехом используются в технических приспособлениях, например, в ледовых домкратах или аппаратах для холодной сварки. Это свойство позволяет развить значительное давление в малом пространстве.

Самая распространенная на планете жидкость также обладает высокой теплопроводностью, становясь своеобразным аккумулятором тепловой энергии. Существуют оригинальные системы отопления, в которых используется это свойство. Летом вода в таких установках нагревается при взаимодействии с выхлопными газами дизельных двигателей, после чего жидкость закачивают в подземное хранилище. В зимнее время оставшаяся теплой вода подается в систему отопления домов.

Вода очень хорошо поглощает газы. При этом в одной условной единице может раствориться до нескольких десятков и даже сотен объемов различных газов. Если в воде присутствует газ, может проявляться эффект кавитации. В местах, где жидкость с высокой скоростью движется в узком пространстве, происходит вскипание воды, при котором образуются пузырьки газа.

Трудно найти растворитель лучше воды. В водах планеты в растворенном состоянии находятся почти все элементы периодической таблицы. Это качество объясняется высокой диэлектрической постоянной данной жидкости. Абсолютно чистую воду получить необычайно трудно, почти всегда она будет содержать примеси других веществ.

Есть у воды поистине волшебное свойство. Установлено, что под действием магнитного поля вода может изменять свои характеристики. При этом ускоряется скорость химических реакций, быстрее растворяются соли, а из перенасыщенных водных растворов интенсивнее выпадают кристаллы. Инженеры знают: чтобы сделать более интенсивным технологический процесс, в котором участвует вода, нужно ввести в систему магнитное поле.

Видео по теме

Вода – это основа всего живого на планете Земля. Она занимает 2/3 от поверхности всей планеты, участвует во множестве процессов, реакциях. Не зря именно воду называют источником жизни.

Инструкция

Видео по теме

Вода как вещество применяется во многих сферах человеческой жизнедеятельности. Она используется в коммунальном хозяйстве, производстве, промышленности, системах кондиционирования и др.

Инструкция

Вода – ценнейший природный ресурс, имеющий огромное значение в жизнедеятельности человечества. Это единственное вещество в природе, которое может существовать в трех физических состояниях: льда, жидкости и газа. Вода способна абсорбировать большое количество тепловой энергии без значительного увеличения собственной температуры, что в итоге определяет климат планеты. Обычная чистая вода имеет в своем составе водород и кислород. У нее голубоватый оттенок и очень трудная сжимаемость.

Вода применяется во многих областях, каждая из которых оказывает большое влияние на физическое и экономическое благополучие человечества. Наибольшее количество воды использует коммунальное хозяйство. В частности, поддерживается необходимая для нормальной жизнедеятельности человечества влажность воздуха, осуществляется кондиционирование, а для работы такого оборудования требуется вода. Она охлаждает теплообменники кондиционеров воздуха и создает необходимый климат в помещениях в жаркую погоду. Ей отапливают дома и общественные здания. Поддержание жизни растений основано на воде, которая предоставляется им самой природой.

Человек не может жить без воды. Она очищает кровь и выводит из почек продукты распада. Ее используют для приготовления пищи и напитков, в процессе купания, стирки, мытья посуды и продуктов питания. Сантехническое оборудование требует использование воды в качестве носителя отходов канализационных систем. Ее нечем заменить в период орошения газонов, кустов и деревьев в летние месяцы. Воду используют в противопожарной защите. Важно обеспечить бесперебойную подачу, достаточную емкость и соответствующую мощность водопроводных магистралей для ее беспрепятственной доставки ко всем местам поселения человека и защиты от пожара.

Достаточно большое количество видов активного отдыха предполагает использование воды. В качестве примера можно привести греблю, плавание, лов рыбы и другие водные виды спорта. Вода широко применяется в производстве и промышленности, а еще в медицине. Существует целое направление, называемое гидротерапией. Оно подразумевает наружное применение воды различной температуры с лечебной и профилактической целью. Физиология действия водолечебных процедур определяется характером раздражений, которые они оказывают на кожу, а через нее и на весь организм больного.

Ученые доказали, что вода способна переносить информацию. У нее есть память, поэтому вода нередко используется в магических обрядах и заговорах. Считается, что «живая» вода, встречаемая в естественном виде на Тибете, способна улучшать ауру человека. А «мертвая» – отравлять организм, способствовать его раннему старению.

Видео по теме

Тема урока: «Как человек использует свойства воды»

Цель урока :

    сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества и особые свойства воды (вода без цвета, запаха и вкуса);

    познакомить учащихся с применением этих свойств в природе и в жизни;

    научить учащихся ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение р аботать в паре и в группах.

Оборудование: стакан, штатив, соединяющиеся сосуды, сосуды различной формы, резинка, гирька,

Ход урока:

    Актуализация основных знаний:

1. Организационный момент :

Серьёзные проблемы сегодня

Будем мы решать,

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Как использует свойства воды человек?»

2. Повторение изученного раннее.

В третьем классе мы с вами говорили о воде, давайте вспомним.

Где в природе встречается вода?

Для чего нужна вода живым организмам? (Живые организмы на 80% и более состоят из воды, она наполняет все клетки растений и животных. Поэтому их подавляющее большинство должны потреблять воду)

Как живые организмы потребляют воду? (всасывают корнями растения, а животные и человек пьют)

На столе учителя стоит цветок с поникшими листьями.

Что произошло с комнатным растением? (завяло)

Что необходимо сделать? (полить)

Какой процесс происходит в данное время с растением? (растение поглощает воду и использует её для производства органических веществ)

В каком состоянии была вода, которую ты сейчас использовала для того, чтобы полить цветок? (в жидком)

Слайд

а)- Для чего живым организмам нужна вода? (выслушать ответы детей, подвести итог сказанному) – Живые организмы на 80% состоят из воды, она наполняет все клетки растений и животных, поэтому все растения и животные должны потреблять воду. Вода так же участвует в регуляции температуры животных и растений. При испарении воды поглощается тепло, так что организм охлаждается.

б ) – Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

А сейчас отгадайте загадки и скажите, в каких состояниях может вообще находиться вода?

Вода в природе бывает в трёх состояниях. Отгадайте загадки. Назовите состояние воды.

С высотой большой срываясь,

Грозно он ревёт.

И о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (водопад)

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись (сосулька)

Загрустил Аэрофлот,

Не взлетает самолёт.

Пассажирам нелегко –

Убежало молоко,

Побежало далеко,

По полям, по лугам,

По лесам и городам! (туман)

(водопад – жидкое, сосулька – твёрдое, туман – газообразное)

    Проблемная ситуация: Слайд

И мы с вами в жизни каждый день сталкиваемся с водой. Что может быть проще воды? Как человек использует воду? Воду пьют, в ней купаются, по ней плавают, и в ней же тонут. А почему одни предметы плавают, а другие тонут? Какие предметы тонут? А какие нет? Железо, например.… Брось в ванну гвоздик – он утонет. А с другой стороны, пароходы плавают себе по морям-океанам. А ведь они тоже из железа.

Вот видите, сколько сложных вопросов может задать «просто вода». Cегодня, вы узнаете о воде и её свойствах побольше.

    « Открытие» новых знаний

Вода – жидкость и с этим связаны её основные свойства. Выясним эти свойства, выполняя практическую работу. Вот стакан с водой, что можно о ней сказать? Во – первых, какого она цвета? Какой запах, вкус?

1) Опыт 1. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода?

Вывод: Вода не имеет цвета.

2) Опыт 2. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты?

Вывод: вода прозрачна.

3) - А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вывод сделаем?

Вывод: Вода не имеет вкуса.

4) Разбрызгаем духи. Что почувствовали? (запах). А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода?

Вывод: вода без запаха.

5) Опыт 3. Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов. Какой вывод?

Вывод: вода текучая, принимает различную форму.

Где мы можем увидеть эти свойства в природе? Слайд (Реки разной ширины, водопад).

6) - Есть ещё одно свойство воды, с которым вы встречаетесь каждый день.

Опыт4. У вас лежат какие-то вещества. (соль, сахар, сода, какао, кофе, песок, глина, краски)

Опустите в стаканы, размешайте и скажите, что произошло?

Вывод: Вода - хороший растворитель!

Где мы применяем это свойство? (При приготовлении пищи, при стирке и в медицине).

V . Физминутка:

1) Очень всем нужна вода.

Делай раз и делай два.

Звери у ручья напились,

Влево, вправо наклонились,

Вместе на носочки встали.

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши.

До чего же день хороший!

2)А теперь, ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд. Назад.

Повернулись вправо. Влево.

Тихо сели вновь за дело.

VI . Продолжить знакомить со свойствами воды

Вода течёт из крана. Откуда вода в кране? Слайд ( вода вытекает из крана)

7) Опыт 5. (с сообщающимися сосудами)

Возьмём вот такой интересный сосуд и будем вливать в него воду. Что мы видим? Вода установилась на одинаковом уровне. Это свойство названо «законом сообщающихся сосудов». В каком направлении двигалась вода? Как человек использует это свойство? На этом свойстве основана работа фонтана и водопровода. Слайд (фонтан и водопровод)

Слайд (корабли)

Почему корабли не тонут?

8) Опыт 5: (со стаканом и гирей)

Проведём такой опыт. Возьмём стакан, гирьку на резиночке. Что происходит с гирькой на резинке? (Гиря растягивает резинку под действием какой силы? (силой тяжести) Опускаем гирьку в стакан. Погружённая в воду гирька вытеснила из стакана (какой?) такой же объём воды. Теперь гирька растягивает резинку (как?) слабее. Значит, на гирьку действует ещё одна сила, направленная (куда?) вверх. Это - выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.)

Так почему же корабли не тонут? Послушаем об этом

Слайд

6) Сообщение: «Этот закон открыл известный древнегреческий учёный Архимед. Он доказал, что дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды. А железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Почему же плавает корабль, корпус которого сделан из железа? Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет очень большой объём воды.

Как человек использует выталкивающую силу воды? (Для постройки плотов, сплав деревьев по реке и судоходство).

Опыт 6: У вас на партах лежат шприцы с водой, закройте пальцем отверстие для иглы и попробуйте сжать воду. Жидкости несжимаемы.Если в большой цилиндр с поршнем закачивать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды. В гидравлическом домкрате поршень, направленный вверх, может поднять дом. Поршень, направленный вниз, используется в гидравлическом прессе. Он с огромной силой сжимает заготовки из металла или пластмассы и придает им нужную форму. Это свойство воды человек широко использует в строительстве и на заводах и предприятиях

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

VII . Закрепление.

Мы рассмотрели только часть основных свойств воды. Повторим, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились? Отгадайте слова

1. Эту жидкость каждый

В реках и морях бывает

В кране, что есть

Дома в ванной, не узнали

Это странно … (вода)

2. Какая сила помогает кораблям не тонуть? (выталкивающая сила)

3.В ручейке она журчит

В даль по камушкам бежит. (текучесть)

4.Свойство воды, которое помогает приготовить пищу. (растворитель)

    У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды его нет. Чего нет у воды?

(вкуса)

6.Что ещё не имеет вода? (цвета) и (запаха)

V . Итог урока и рефлексия.

С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? Давайте ещё раз прочитаем. (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять, вода не имеет вкуса, цвета, запаха).

VI . Домашнее задание.

Не умываться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

учебник: стр.83-87

«Свойства воды» - Сколько воды на нашей планете? Аквариум, Акватория, Акваланг, Акварель. Причем практически, не на словах Взаимодействия с водой коснемся. Кусочек лития пинцетом взят. Оксид кислотный - углекислый газ - С водой соединяется охотно. С оксидами сначала разберемся. Особые свойства воды. От чего еще зависит растворимость?

«Человек и вода» - Ледники образуются из снега. Водой мы моемся. Гидросфера = Мировой океан + вода суши + вода в атмосфере. Водоросли – обычное блюдо у жителей Кореи, Китая и других стран. Большое значение имеют крабы, устрицы, креветки. Как используется пресная вода человеком? Ледники: горные, покровные, айсберги. Без воды не может быть жизни.

«Использования воды» - Порядок согласования «правил». Вопросы использования водохранилищ для противопаводковой защиты. Порядок использования диспетчерских графиков: История разработки и применения «Правил» насчитывает около четырех десятилетий. Экологические требования в нижнем бьефе. с/х и лесные угодья ФПУ 5% + 0.5 м. Структура документа.

«Вода для человека» - Интересные факты о воде: В некоторых странах уже испытывают нехватку хорошей пресной воды. Обращение председателя совета министров РФ В.В.Путина. В природе существует около 1330 видов воды. Мировой океан составляет 94% от всего запаса воды. Свой вклад должен внести каждый, от Президента до первоклассника.

«Вода и её свойства» - А вот вода с солью за 2 часа лишь приобрела лёгкий налёт на поверхности. Способность отдавать тепло в окружающую среду при испарении. Молекулы на поверхности воды испытывают действие межмолекулярного притяжения с одной стороны. В действительности одиночные молекулы воды при нормальных температуре и давлении не существуют.

«Вода и её свойства» - Вода-то близко, да ходить склизко. О воде. ВОДА - Веда Образ ДА (истины доброй) . Быль что смола, а небыль что вода. Загадки о воде. Дождливое лето хуже осени. Что с гуся вода. Знает образ добра. Модули проекта. Свойства воды. Не зная броду, не суйся в воду. Презентация проекта « Расскажи маме, бабушке, тёте…».

Человек может на определенных этапах вмешиваться в есте-ственный круговорот воды и таким образом добывать ее энер-гию. Так, например, делают в местах, где потоки воды ручьев и рек прокладывают себе обратный путь к морю. При этом чело-век использует массу водного потока , который направляется на лопасть турбины , установленной под текущей или падающей водой…

Раньше сила текущей воды использовалась по прямому назначе-нию , к примеру — чтобы привести в действие жернова водяной мельницы.

В данном случае вода ручьев и рек направлялась на водяное колесо , которое было связано с мельницей напрямую. Вода падала на колесо сверху и своим весом приводила его в дви-жение (это так называемое «водяное колесо верхнего удара» ), или же нижняя часть колеса располагалась в воде, и оно враща-лось под воздействием потока (колесо «нижнего удара» ).

В неко-торых средневековых костелах такое водяное колесо приводило в движение не только мельницу для помола зерна, но (при помо-щи системы осей и зубчатых колес) большие кухонные машины для дробления и взбивания.

Позже водяные колеса стали произ-водить энергию для промышленных установок. Недостаток по-лученной таким путем водной энергии — то, что она должна быть потреблена на месте производства .

Сегодня на водяных си-ловых станциях (гидроэлектростанциях ) производится элект-роэнергия. Произведенный электрический ток направляется туда, где он необходим.

Как «укрощается» энергия воды на электростанциях?

Вода обладает неимоверной силой . Она вырыла долины, изреза-ла горы, придала определенные формы целым территориям. Чтобы добыть из воды ее энергию, воду нужно приручить . В большинстве случаев для этого строят плотины, которые перегораживают потокам воды путь в море, накапливают воду, созда-вая искусственные водоемы . С помощью плотины вода выраба-тывает энергию, которую в зависимости от потребности можно накапливать или сразу же потреблять .

Энергия освобождается, когда из отвесных каналов вода сбрасы-вается через плотину вниз. На электростанциях эта вода приводит в движение турбины, превращающие механическую энер-гию в электрическую . По проводам ток с электростанции на-правляется потребителям. Произведенный таким образом ток называют гидроэлектрическим (греческим словом «гидро» обо-значаются предметы или явления, связанные с водой).

Что такое гидроэлектростанция?

Гидроэлектростанция - электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. ГЭС обычно строят на реках, сооружая плотины, и водохранилищах.

Принцип работы ГЭС основан на преобразовании энергии падающей воды в энергию вращения турбины . Турбины связаны с генератором, преобразующим энергию вращающейся турбины в электрическую. Первые гидроэлектростанции относились к проточному типу: вода реки просто пропускалась через турбину. Для такого типа ГЭС требуется большой перепад уровней реки, например, как на Ниагарском водопаде , где и была построена такая первая гидроэлектростанция.

На современных гидроэлектростанциях возводятся громадные плотины для увеличения объема воды, равномерно пропускаемой через турбины. Вода из водохранилища по напорному трубопроводу направляется на горизонтально вращающиеся лопасти турбины, соединенной с генератором .

Обычно на гидроэлектростанции используется много турбогенераторных агрегатов. 60—70% энергии падающей воды преобразуется в электрическую энергию.