Большое разнообразие современных строительных материалов позволяет создавать разнообразные легкие временные и капитальные конструкции всего за несколько дней. Обычный навес во дворе частного дома, который раньше играл роль только склада под открытым небом, сейчас может стать практически любым по функциональности сооружением. Благодаря специфическим свойствам поликарбоната, полимерам, нержавейке и другим материалам практически полностью устраняются все ограничения относительно прочности, долговечности. Рассмотрим подробнее, что можно сделать из навеса.
Существует много идей, как использовать навес и материал для него необходимо выбирать заранее. Надо сразу определиться, нужна ли вам несущая конструкция, будет ли оказываться на нее сильное физическое воздействие. Если он устанавливается на открытой территории, нужно будет учитывать не только снег, лед, но также воздействие ветра. При большой площади кровельного материала даже ветер средней силы способен оторвать его вместе с обрешеткой – учтите это, не совершайте ошибок.
Не стоит сразу прибегать к ковке, тяжелым каркасным деталям, другим дорогостоящим строительным и отделочным материалам. Все это, если сочтете нужным, вы сможете докупить потом. Основное – это практичность и польза сооружения. Отдавать предпочтение нужно недорогим, практичным материалам, например, поликарбонату и металлу. Рассмотрим подробнее, как сделать навес во дворе своими руками из этих составляющих.
Если вы собрались возводить навесы во дворе частного дома своими руками, лучше будет опереться на чертеж, чтобы не получилось кривой постройки. Выше мы рассмотрели наиболее простой и доступный по деньгам чертеж для металлического навеса, который сыграет роль беседки у вас дома. Теперь уделим немного внимания и познакомимся с наиболее простой деревянной конструкцией.
Для этого нам понадобится всего лишь несколько досок для верхней и нижней обвязок, прочные деревянные опоры без сучков, несколько квадратов на стропила, преимущественно 4 штуки. Обрешетку под крышу можно будет сделать из обычной доски шириной 200 мм и толщиной 20 мм. Рассмотрим подробнее чертеж, по которому мы строим навес своими руками.
Для начала нужно запастись опорами, которые, как в первом случае, нужно закопать в землю, посадить на бетон, чтобы они крепко стояли. Можно не использовать фундамент, если навес будет устанавливаться на предварительно залитую стяжку, но тогда обязательно сделать нижнюю обвязку (смотрите чертеж), чтобы брус не «гулял» по низу. Верхнюю обвязку тоже никто не отменял, ее можно сделать из аналогичной доски 200х20 (ширина, толщина) – этого будет вполне достаточно.
На опоры нужно брать солидный, толстый квадрат 80х80 мм, чтобы он выдерживал большие нагрузки на крышу, особенно зимой, когда на ней будет много снега или льда. Выставляем по уровню опоры, обвязываем их снизу, вверху, потом можно переходить к установке стропил. Здесь ничего сложного нет, просто нужно сделать их одинаковые, выбрать точку центра, скрепить их. После того, как будут сделаны все измерения уровнем, можно будет переходить к креплению обрешетки.
В роли обрешетки у нас будет та же доска, что пошла на обвязку, 200х20 мм. Набиваем ее каждые 50 сантиметров. На нее можно привинтить шифер, металлочерепицу. Много кто предпочитает делать кровлю из еврорубероида, который стоит намного дороже, но имеет отличный вид. Для этого нужно будет еще установить лист ОСБ на обрешетку, который смазывается смолой. На него будет накладываться полотно рубероида. Винтовые соединения приветствуются, так как при большом наклоне крыши только на смоле долго не продержится материал.
Не забываем покрывать все деревянные элементы противокоррозийной защитой и лаком. Если этого не делать, то уж через несколько лет в вашем навесе заведутся едоки древесины, а части материала, которые постоянно соприкасаются с влагой, будут понемногу загнивать. Срок службы такого материала будет намного меньше.
Сразу после постройки дома, а иногда и «до» возникает вопрос с парковкой. Строить капитальный гараж не всегда есть возможность, а вот поставить крышу на столбах — навес — это уже проще и дешевле. Навес для машины может быть отдельно стоящим сооружением. Тогда его располагают во дворе, как правило, недалеко от въездных ворот или гаража. Второй вариант — пристроенный к дому, когда одна или несколько сторон крыши опирается на стену здания. С точки зрения функционала оба варианта равноценны, просто каждый выбирает исходя из личных требований и предпочтений.
Так как габариты автомобилей могут серьезно отличаться, в каждом случае оптимальные размеры определяются в зависимости от имеющегося авто.
Высота обычно в районе 2,5 метров. Этого более чем достаточно даже для внедорожника с загруженным багажником. А для определения длины и ширины навеса, к внешним размерам размерам машины добавляют, как минимум, метр. Согласитесь, вполне достаточно, если до столбов будет расстояние в полметра.
Вот только для защиты от осадков свесы крыши лучше сделать подлиннее: они закроют и от косого дождя и снега.
При определении размеров навеса для двух машин, принимают расстояние между зеркалами заднего вида равными 50 см. Столько же считают до столбов. А длину навеса определяют по наиболее длинному авто.
В основном для опор используют древесину — брус или бревно, металлическую трубу круглого или прямоугольного сечения. Иногда опорные колонны складывают из кирпича или камня. Они более массивные, привлекают больше внимания, потому должны вписываться в стиль постройки, которая находится рядом.
Есть еще варианты, когда низ опорной колонны делают из кирпича, а верх — из древесины или металла. И в этом случае все определяется стилистикой дома и участка. Не стоит делать кирпичные опоры, если есть ограничения по размерам участка: они довольно массивные и отнимают приличное количество места.
Все материалы (кроме кирпича) перед использованием обрабатываются. Древесина в обязательном порядке покрывается антипиренами (снижающими горючесть материала). Затем пропитывается составами, которые будут защищать ее от поражения насекомыми-древоточцами, а также от всех погодных условий.
Его реализация
Особое внимание стоит уделить обработке древесины, которую будут закапывать в грунт. Ее можно пропитать специальными составами для древесины, контактирующей с грунтом (например, Сенеж Ультра и его аналоги). Хорошо себя показала пропитка в отработке. Концы столбов, которые будут закапывать, погружаются в емкость с отработкой на пару дней. После просушки их можно использовать без дополнительных мер. Лет на 10 хватит.
Второй вариант — залить бетонный столб в землю, а в него вмонтировать закладную пластину, башмак или шпильку, к которым потом крепить деревянный брус.
Металлические столбы зачищается от ржавчины, покрывается грунтовкой. После сварки, дополнительно обрабатывают швы и все покрывают краской в два слоя. Второй наносят после того, как первый слой краски высохнет до состояния «на отлип».
Самой экономной и простой получается односкатная крыша. Обычно ее используют если навес для машины пристроен к дому: так проще всего организовать нормальное примыкание к стене.
Делают односкатную крышу и для отдельно стоящих навесов. В регионах с малоснежными зимами, можно сделать крышу без ската, в тех, где снега выпадает много, необходим уклон не менее 8-10°. В этом случае более низкую сторону делают с юга или востока: чтобы было больше тени. Также в этом случае с южной стороны можно навес зашить и сбоку (или посадить там высокие растения).
Если делают навес из поликарбоната, то крышу делают сводчатую. Она оптимальна и с точки зрения схода осадков и легко реализуется благодаря гибкости этого материала.
Более сложная в исполнении двускатная крыша. Если делать ее из металла, она имеет относительно несложное строение.
В случае с деревянным навесом под двускатной крышей система получается многокомпонентная.
>
Если навес для машины пристраивается к дому, имеет смысл его крышу сделать из того же материала. Под мягкие типы кровли (гибкая черепица, ондулин и т.п.) требуется сплошная обрешетка, под жесткие — разреженная, а шаг выбирают в зависимости от ветровых и снеговых нагрузок в региона, ориентируясь также на рекомендации производителей кровельного материала.
Если полного затенения не требуется, можно использовать поликарбонат. Он, кстати, самый популярный в последнее время материал. Только выбирать его необходимо правильно: брать многокамерный, имеющий как минимум, три слоя пластика и два ряда ячеек. Под таким навесом из поликарбоната даже в солнечный день нежарко.
Также степень нагрева зависит от цвета. Смотрите технические характеристики и выбирайте тот, у которого поглощение солнечного света больше. Прозрачные нужны для теплиц, чтобы греть растения. Для навесов, наоборот, нужен поликарбонат с низкой светопропускной способностью.
Самый простой и недорогой способ сделать площадку под автонавесом — засыпать ее гравием. Для этого надо будет снять дерн, вкопать бордюр, насыпать щебень и хорошо его утрамбовать с использованием трамбовочных платформ. Тогда площадка будет жесткой и колеи не образуются.
Утрамбованный щебень — хорошее покрытие для машинной стоянки
Более популярны в последнее время площадки, вымощенные тротуарной плиткой или брусчаткой. Они имеют более привлекательный вид, но их устройство обходится дороже. Подготовка начинается также: сначала снимается грунт. Но котлован делают глубиной порядка 20-25 см. На дно насыпают щебень, который тоже хорошо трамбуют. Затем на щебень желательно расстелить слой . Это нетканый материал, который не даст просыпаться песку, который будет насыпан сверху, и смешаться с гравием. Также геотекстиль равномернее перераспределяет нагрузку, не давая основанию просесть под колесами авто (его применяют при строительстве дорог). На него уже насыпают слой песка, который тоже утрамбовывают. В песок укладывают тротуарную плитку, клинкерный кирпич, булыжник и другие подобные материалы.
В середине по затратам находится площадка из бетона. Основание подготавливают тоже из утрамбованного щебня. На него на расстоянии в 1 м укладывают деревянные планки, которые выставляют в уровень или с небольшим уклоном для стока воды. Эти планки служат маяками при заливке, а затем играют роль демпферных швов, компенсируя температурное расширение бетона. При таком строении трещины появляются реже.
Между планками укладывают металлическую сетку из оцинкованной проволоки. Можно, конечно, нержавеющую, но она дорогая. Толщина проволоки 3-4 мм, ячейка 10*10 см. Сверху заливают . Толщина слоя бетона — 7-10 см.
Было решено пристроить к дому навес, под которым прятать любимую технику — автомобиль и лодку. Сначала при помощи мотобура выкопали ямы глубиной 1,5 м — ниже глубины промерзания.
Вставили гильзы из гидроизоляции, каркас из прутка 10 мм с приваренными закладными, залили бетоном.
Шаг установки столбов — 2 метра.
Когда бетон схватился, установили столбы и верхнюю обвязку. Они отшлифованы и обработаны защитной пропиткой. Чтобы каркас не повело, закрепляли чем было — алюминиевыми уголками. Стык стоек и обвязки усилили металлическими пластинами.
Столбы прикручены к «пяткам»
К стене дома прибили опорную доску. К ней крепили балки крыши (доска 50-200 см). Скат получился небольшой, порядка 9°, но его достаточно. В балках под размер бруса сделаны небольшие запилы — для упора, края срезаны, чтобы получился ровный свес.
К обвязке балки крепили гвоздями наискосок, по 2 шт с каждой стороны.
Балки на стене закреплены на U-образные металлические пластины.
Стропильная система собрана — балки установили с небольшим шагом — 40 см, их сделали из доски 50*200 мм.
Сверху на стропила прикрепили ОСБ. Кровельный материал — мягкая черепица. Под него нужна сплошная обрешетка.
Сбоку между стойками прибили доску: для большей жесткости и чтобы дождь меньше мочил площадку.
Боковину зашили доской — чтобы меньше дождь доставал
Уложили мягкую черепицу. Получилось — хоть танцуй.
Теперь на стоянке конкуренция.
Использованные материалы:
Навес делали над готовой уже дорожкой. Столбы закапывали в промежуток между бордюром и забором. Получилось, что опоры навеса ставили возле столбов забора. Было решено их использовать при выставлении уровня: анкерами прикрепили, чтобы не мучиться при заливке.
Металлические столбы стоек закопали в грунт на 1,2 м, засыпали щебнем, залили бетоном. Когда бетон схватился, приварили верхнюю обвязку.
После началось изготовление ферм. Сначала на трубогибе выгнули профили с требуемым радиусом (подъем в высшейточке 1,2 м). После началась сборка «конструктора».
Полезными были струбцины, ими скрепляли детали, чтобы они не сдвинулись при работе. Фиксировали к первой ферме, чтобы все было сделано точно. Струбцин было много)))
Когда все фермы готовы, их очистили, зашкурили до белого металла, потом прогрунтовали и дважды покрасили. После началась акробатика. Надо установить тяжеленные фермы на столбы, выставить по вертикали, не сбив при этом диагонали.
Как только удалось выставить верно, быстро прихватывали сваркой, оставив тщательное проваривание швов «на потом», на после финишной провеки: все должно оказаться на одном уровне.
Произошло чудо, все оказалось почти на одном уровне. Небольшой перепад в несколько миллиметров в расчет не берем.
Теперь привариваем обрешетку из профильной трубы 50*25 мм под поликарбонат. их располагаем вдоль длинной стороны навеса. Шаг установки выбран 0,8 м.
Осталось прикрепить поликарбонат. Крепится он на саморезы через специальные термошайбы (продаются там же где и поликарбонат). Два листа соединяются при помощи специальных профилей. Они бывают разъемные и неразъемные. Неразъемные дешевле, но потом вы из этого поликарбоната ничего больше не сможете сделать. Так что использовали разъемные.
Также надо закрывать края всех листов, иначе внутрь будет набиваться пыль, мошкара, потом из-за испарений появится влага, а следом — плесень. И вид у покрытия будет плачевный. Потому устанавливаем специальные заглушки на края.
При выезде на природу не всегда приходится рассчитывать на хорошую погоду. Обычная палатка способна защитить от дождя и солнца, но она не спасет от него мангал с шашлыком и всю окружающую площадку. Лучше всего с этой задачей справится навес из брезента. Чтобы упростить монтаж, предлагаем воспользоваться следующим решением.
Натягиваем между двумя деревьями на высоте 3–4 метра одну веревку с двумя 30-сантиметровыми петлями для крепления полотна. Забрасываем на нее брезент, разворачивая его по диагонали. Два противоположных свисающих угла крепим при помощи растяжек. На установку такого навеса уйдет не более 10 минут.
Многие россияне, приезжая на дачи после тяжелой трудовой недели, желают как можно дольше проводить свое время на воздухе. Это не всегда возможно, полуденная жара или нежданный дождь загоняют в дом, туда, где можно спрятаться. Хорошо иметь на даче место, защищенное от жарких солнечных лучей. С этой ролью отлично справится навес. В данной статье мы рассмотрим, как сделать навесы для дачи своими руками из профнастила, поликарбоната, дерева и ткани.
Решив сделать навес на даче, вы должны выбрать его дизайн. Существует множество видов этой конструкции:
Крыши навесов бывают прямые, наклонные, односкатные, двухскатные, волнообразные. Материал для их изготовления используется самый различный.
Наиболее современной и простой в монтаже является крыша навеса из поликарбоната. Материал обладает отменными характеристиками. Он хорошо выдерживает перепады температур, сохраняет свои свойства под воздействием атмосферных осадков, солнечных лучей. Поликарбонат хорошо гнется, поэтому из него можно построить крышу любой формы.
Обратите внимание! Монтируются листы поликарбоната с помощью саморезов, снабженных резиновыми шайбами. Они препятствуют растрескиванию материала. Навес из поликарбоната может быть любой площади. Главное, чтобы был установлен прочный каркас. Его изготавливают из дерева или металла.
Навес из поликарбоната, примыкающий к одной из стен дома, монтируется быстро и просто. Его крыша должна находиться под небольшим углом, тогда атмосферные осадки будут попадать в почву.
Навесы из профнастила, чаще всего используется для парковки автомобилей на даче. Такие конструкции стоят отдельно и не примыкают к стене дома. Крыша навеса держится на вертикально установленных металлических столбах. На них монтируются основные балки и обрешетка, сверху к ней крепятся листы профнастила .
Для изготовления отдельно стоящего навеса из металлопрофиля потребуются несколько стоек, сделанных из металлической трубы. Выкопайте ямы глубиной в 60 см. Их количество зависит от количества стоек-опор и размеров навеса. Стойки располагайте с длиной шага в 1 м. На дне ямы выложите подушку из щебня, установите стойку вертикально, залейте яму бетоном.
Дождавшись, когда бетон полностью просохнет, продолжайте монтаж навеса. Следующим этапом работы будет установка горизонтальных балок, делайте это с помощью сварки. Обрешетка на таких навесах выполняется из металлических труб небольшого диаметра. С помощью саморезов монтируйте листы кровельного материала на обрешетку.
Отсутствие сварочного аппарата часто является препятствием строительства навеса из металлопрофиля. Крепеж с помощью болтовых соединений доставит много хлопот.
Навесы, сделанные с использованием ткани, выглядят оригинально и живописно. Конструкция такого навеса ничем не отличается от навесов, рассмотренных выше.
Обратите внимание! По окончанию дачного сезона, тканевый тент убирается в подсобное помещение до следующего сезона.
Строительство навеса на дачном участке не доставит вам много хлопот, если вы правильно распланируете все работы, позаботитесь о наличии всех нужных инструментов и материалов. Чтобы быстро построить навес, нужно попросить помощи у родственников или друзей. Одному эту работу выполнять неудобно. После окончания работ у вас на участке появится удобный навес для вашего отдыха или отличное место парковки для автомобиля.
Популярные деревянные навесы в различных вариантах встречаются на дачных участках и придомовых территорий. Как правило, легкие временные сооружения домашние умельцы изготавливают самостоятельно, а вот капитальную конструкцию приходится заказывать у мастеров. Зная основные техники, этапы и нюансы строительства, можно не бояться экспериментировать и смело браться за реализацию понравившегося проекта. Каждый из предложенных вариантов не составит труда «подстроить» под свои размеры и потребности.
Навес из дерева
Для обеспечения прочности, надежности, удобства эксплуатации и красивого внешнего вида деревянного навеса при его строительстве своими руками необходимо руководствоваться следующими правилами:
Важно! Перед установкой все деревянные элементы конструкции необходимо обработать антисептической и огнеупорной пропиткой.
Характеристики разных пород древесины
Пристенные деревянные навесы из бруса одним краем фиксируются к фасаду дома, а другим – к опорным столбам. Некоторые конструкции не имеют горизонтальной балки на стене здания. В этом случае вся нагрузка перекрытия ложится на вертикальные опоры, выставленные по углам навеса.
Пристенный открытый навес
При проектировании односкатной конструкции схематически надо отобразить основные параметры:
Исходя из эскиза конструкции рассчитывается расход материала. Для создания деревянного навеса на даче своими руками понадобятся:
Схема односкатного приставного навеса
Площадь кровли под обшивку поликарбонатом рассчитать следующим образом:
Перед тем как сделать навес, деревянные элементы надо подготовить:
Порядок действий:
Крепление горизонтальной несущей балки
Установка опорных стоек под навесы из досок и бревна выполняется тремя способами:
Выбор варианта зависит от массивности сооружения и имеющегося основания. Для небольшого навеса подойдет первый способ:
Крепление балки к опорным столбам можно выполнить разыми способами: усилением стропильной конструкции диагональными брусьями, фиксацией длинными шурупами или металлическими пластинами.
Высокую надежность обеспечивает комбинация нескольких методов:
Установка обрешетки под навес
Сооружение обрешетки:
Нанесение уплотнительной ленты на поликарбонат
Рассмотрим пошагово, как построить деревянный навес с использованием поликарбоната. Для фиксации кровельного материала применяются термо-шайбы с саморезами, соединительные и торцовочные профили.
Порядок работы:
Крепление поликарбоната через профили
Некоторые оставляют крышу открытой и высаживают возле площадки вьюны, которые разрастаются и создают природный тент. Фото открытых навесов из дерева к дому наглядно демонстрируют привлекательность конструкции.
Пергола – эффектное украшение и практичный элемент ландшафтного дизайна. Возвести простую модель с плоской крышей можно из недорогих материалов: сосновых брусьев и балок. Рассмотрим технологию создания навеса под патио размерами 2,6*3 м.
Перед тем как сделать деревянный навес своими руками, следует оценить состояние участка и определиться с местом установки. Площадку под патио желательно заранее выложить тротуарной плиткой, натуральным камнем или декинг-доской. Можно обустроить навес на дачном газоне.
Пергола в саду
Для изготовления перголы понадобятся:
Для работы под рукой надо иметь:
Разметка участка под установку опорных стоек
Последовательность сборки перголы:
Крепление перкладин
Для затенения навеса подходят сильно вьющиеся растения: виноград, хмель, глициния, клематисы, актинидия, китайский лимонник и древогубец.
Пергола с молодым виноградников
Чтобы укрыться от палящего солнца, перголу сверху покрывают тканевым шатром, а боковые стороны декорируют плотной гардиной. Для комфортных вечерних посиделок устанавливают светильники.
Тканевый тент на перголе
Освещение перголы в вечернее время
Патио с навесом оформляется как зона для отдыха. Здесь уместно использовать мягкие диванчики, пуфы, кресла, подушки и гамаки. Особого уюта придает текстиль и цветочные кашпо.
Яркий дизайн перголы во дворе
При строительстве навеса из дерева для большой площадки целесообразно устанавливать двухскатную крышу. Сооружение может использоваться, как стоянка для автомобиля, летняя кухня или открытый склад.
Размеры тента определяются исходя из его функционального назначения и площади участка. При создании автостоянки надо учесть габариты и количество машин, при строительстве своими руками деревянного навеса над мангалом – размеры барбекю, необходимость устройства дымохода и расстановки на площадке дополнительной мебели.
Двухскатный навес для мангала
Пример расчета конструкции на 9*7.5 м:
Порядок выполнения работ можно разбить на следующие этапы.
Этап 1. Монтаж опор:
Крепление опорных брусьев к бетонной опалубки
Этап 2. Обвязка конструкции:
Верхняя обвязка конструкции навеса
Этап 3. Стропильная система:
Схема стропильной системы двухскатной кровли
Этап 4. Обшивка кровли:
Обшивка настила кровельным материалом
Этап 5. Установка водоотвода:
Водосточная система
Проще всего сделать своими руками деревянный навес над крыльцом двускатного типа. Первым делом берутся замеры и переносятся на чертеж. Схематически надо отобразить:
Схема козырька
Последовательность сборки:
Схема сборки двухскатного козырька
Фото строительства деревянного навеса над крыльцом подробно иллюстрирует этапы.
Многообразие видов и предназначений дворовых навесов из дерева позволяет выбрать подходящую модель и соорудить ее самостоятельно. В работе задействуются недорогие материалы и обычные инструменты, которые есть в арсенале столяра-любителя.